Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос с 8 по 13) Эволюция управленческой мысли. Основные
Первый период охватывает первую половину XIX в. (1775 – 1850). Его начало связано с техническим переворотом в промышленности Англии и Шотландии, который заключался в резком ускорении развития производственных сил и переходе от мануфактуры к более высокопроизводительному машинному производству в рамках фабрики. Второй период относится ко второй половине XIX в. (1850 – 1900) и характеризуется возникновением школы научного менеджмента. Основоположник этой школы – американский инженер-механник Ф.У.Тейлор (1856-1915), изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Ф.У.Тейлор впервые разделил операцию на составные элементы – комплексы приемов, приемы, движения, а также провел исследования затрат живого и машинного труда и его производительности при использовании различных инструментов и оборудования. Ф.У.Тейлор считал, что разделение рабочей операции на элементы позволяет устранить ненужные, нерациональные из низ, изменить последовательность их выполнения и усилить контроль над всем трудовым процессом. В качестве основных Ф.У.Тейлором были сформулированы пять основных задач, которые приведены здесь в изложении авторов [18]. Для определения наилучшего (рационального) способа выполнения конкретного задания необходимо: • использовать научные методы, базирующиеся на изучении времени повторяющихся рабочих операций и их элементов, типизации и стандартизации рабочих инструментов; • осуществлять отбор рабочих, обладающих не только физически • проводить подготовку, обучение и развитие способностей рабочего, позволяющих точно следовать разработанным стандартным приемам и движениям; • разработать экономические методы стимулирования труда, которые призваны гарантировать качество и сроки выполнения задания; • осуществлять планирование и организацию работы, ответственность за которые возлагается на менеджеров, а не на рабочих. Последняя задача объясняется тем, что в дофабричной фазе развития промышленного производства рабочие самостоятельно организовывали свой труд, определяли время и продолжительность работы, методы и интенсивность выполнения конкретных заданий. Следовательно, Ф.У. Тэйлором были определены в качестве приоритетных такие функции, как планирование, организация труда, учет иконтроль, а в качестве приоритетных методов управления (по современной терминологии) — организационно-распорядительные и экономические. К сферам управленческой деятельности, подлежащим совершенствованию, были отнесены производство, трудовые ресурсы (рабочие именеджеры), запасы, потоки ресурсов и продукции во внутренней среде (на фабрике). Третий период приходится на начало XX в. (1900—1930). Он характеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы (Старого Света) и Америки (Нового Света). В связи с этим третий период характеризуется параллельным развитием четырех школ менеджмента. Прежде всего продолжилось становление школы научного менеджмента в США, во Франции — классического менеджмента. Так, последователями Ф.У. Тэйлора и его школы научного менеджмента стали Г. Форд, супруги Л. Гилбрет и Ф. Гилбрет, Г. Гантт. Г.Форд ввел на своих автомобилестроительных заводах конвейерные линии, основанные на организации поточного производства, пооперационной специализации и разделении труда рабочих-сборщиков. Нововведения Г. Форда позволили усилить функцию контроля, резко повысить производительность труда, увеличить объем выпуска автомобилей и сократить их стоимость. 1. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора. На основе этого появилась возможность создания поточного производства, которое позволяет повышать производительность труда рабочих, по существу, без вмешательства мастера, которому не требуется самому подгонять рабочих. Ф. Гилбрет уделяла внимание исследованию социально-психологических методов организации труда и управления, повышения производительности труда, основанных на знании рабочими конечной цели Г. Гантт особое внимание в своих исследованиях уделял вопросам Административная (классическая) школа менеджмента основана во Франции с 1920 А.Файолем (1841-1925), который сначала был инженером в крупнейшей горнодобывающей компании, а затем ее директором. А. Файоль придерживался такой точки зрения, что менеджер должен обладать не столько личными качествами,сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управления. А. Файоль ввел понятие принципа управления, под которым подразумевал не абсолютное или однозначное положение, правило поведения, действие или руководящую идею (от лат. «principium» — основа, первоначало), а гибкую, адаптирующуюся к конкретным условиям и потребностям совокупность положений, правил, действий и идей. А. Фаойль сформулировал 14 принципов менеджмента: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности и единый план работы для всех, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, скалярная цепочка, порядок, справедливость, продолжительность пребывания персонала в должности, инициатива,корпоративный дух. Заслуга А.Файоля еще и в том, что он сформулировал и разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению конкретными процессами производства или производственным фактором. А.Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что их представители до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. (Доктрина)Школа человеческих отношений. В период с 1920 по 30-е гг. зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений. В частности, Ротлисбергер рассматривал предприятие как целостную систему, в которой необходимо добиваться равновесия между технической и социальной сторонами и направлять усилия работников на сотрудничество друг с другом и достижение общей цели. Он отмечал, что за последние 100 лет произошло значительное техническое развитие производства, в то время как отношение к рабочему осталось на прежнем уровне, что недопустимо. Необходимо обеспечить каждому рабочему достойное социальное положение, что непосредственно отразится на повышении эффективности работы предприятия.Основные положения доктрины человеческих отношений: § система «взаимных связей и информации», которая должна, § беседы «психологических советников» с рабочими («система § организация мероприятий, именуемых «участием рабочих в при § наличие в любой организации неформальных групп. Формальная организация создается по воле руководства. Неформальные группы создаются в рамках формальной организации по
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 495. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |