Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Этапы становления менеджмента.




Вопрос 1. Понятие менеджмента. Менеджмент как форма социального управления.

 

Термин «менеджмент» как вид деятельности означает профессиональное управление предприятие (организацией). Отличительные особенности менеджмента в условиях рыночных отношений заключаются в том, что он направлен на достижение целей организации, удовлетворение потребностей потребителей товарной продукции; рациональное использование производственных ресурсов, постоянное повышение эффективности деятельности (получение оптимальных по величине результатов при наименьших затратах ресурсов). При этом взаимодействия руководителей (менеджеров) с подчиненными способствуют повышению производительности труда и удовлетворенности качеством трудовой жизни всего персонала организации. Содержание понятия «менеджмент» меняется при изменении исходной позиции, с которой рассматривается менеджмент.

Существуют подходы, в соответствии с которыми понятие «менеджмент» означает:

1. Социальный и экономический институт, непосредственно связанный с предпринимательской деятельностью, влияющий на образ жизни, систему ценностей и политику.

2. Процесс выработки и осуществления определенного типа взаимосвязанных действий людей по формированию и использованию ресурсов организации для достижения целей организации на экономическом микроуровне.

3. Деятельность по управлению конкретными институциональными объектами и процессами на экономическом макроуровне, государственный менеджмент, когда в качестве элементов объектов или подсистем выступают группы людей или организаций.

4. Аппарат управления – совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере предпринимательства, бизнеса и производства.

5. Научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные и психологические аспекты управления трудом в различных сферах деятельности, прежде всего в производственной.

6. Искусство управления,т. е. неодинаковость применения профессиональных знаний и умений по эффективности результатов у разных менеджеров.

В работе [18] с. 13, приведены 27 различных понятий менеджмента. Все формулировки имеют право на существование и используются. Выбор подхода зависит от того, какие стороны многопланового явления «менеджмент» рассматриваются в данный момент.

 Управление, менеджмент и руководство – это разные понятия.

Управление – это исключительно широкое понятие, охватывающее процесс специфической активности, имеющий место в живой природе, сложных технических системах и обществе. Термин «менеджмент» имеет более узкое толкование, чем управление, и применим только к процессам управления в обществе, когда субъектом и объектом управления является человек, а само управление связано с реализацией властных отношений. Что касается термина «руководство», то это лишь одна из функций менеджмента. Отношения между этими терминами, характеризующими широту охвата процесса активности, можно выразить так:

«управление» > «менеджмент» > «руководство».

Менеджмент как область науки ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой сферы и вида человеческой деятельности и любой организации.

В настоящем учебном пособии термин «управление» будет использоваться в узком смысле, т. е. как синоним термина «менеджмент» или как особый вид управления, когда объектом управления является человек.



Вопрос 2. Менеджмент как управление организации. Сущность и виды организации.

Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент.

Менеджмент как вид профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов.

Сущность организации. Организация – это образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой, управляемых руководством и работающих для достижения определенной цели.

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

 

Формальные организации Типы организации по форме собственности (кому они принадлежат):

 

  • частные;
  • государственные;
  • муниципальные;
  • смешанные.


По отношению к прибыли:

 

  • коммерческие организации — у них получение и распределение прибыли между учредителями (акционерами) является уставной целью деятельности;
  • некоммерческие организации — основная цель состоит в удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.


По организационно-правовым формам
выделяют:

 

  • товарищества (с разновидностями);
  • кооперативы;
  • акционерные общества (с различными степенями ответственности);
  • дочерние и зависимые общества;
  • фонды;
  • ассоциации;
  • учреждения, некоммерческие партнерства и т.д.


Все они отличаются особенностями создания, регистрации, осуществления полномочий руководством, формами отчетности и ведения документации и т.д. Здесь же выделяют организации с образованием юридического лица и без такового (ПБОЮЛ).

По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д.

По содержанию деятельности организации подразделяются на:

 

  • добывающие;
  • обрабатывающие;
  • сборочные (например, в промышленности и сельском хозяйстве);
  • исследовательские;
  • проектные;
  • обучающие;
  • просветительские (музеи) и т.п.






Вопрос 3. Этапы становления менеджмента.

1 этап развития 1930 год – до индустриальный период. В это время начинается производство продукции во всех сферах деятельности машинном способом. Т.е. на рынках практически не было продукции спрос был большой ,было ручное производство продукции. Рынок нуждался в продуктах и поэтому как только создали менеджмент, как только можно было весь объем работы можно было переложить на ряд исполнителей, (квалиф.рабочих) возникла потребность массового производства продукции.

Конкуренции не было , в лучшем случае она носила функциональный характер (разные функции), например турист для путешествия мог выбрать либо ж.д, либо автомобиль.

2 этап развития 1930-1950 гг. – индустриальный период – складываются все сферы деятельности все отрасли хозяйства во всем мире. вся продукция производится машинным способом, рынки насыщаются товаром, спрос в большей степени удовлетворяется. Конкуренция развивается и превращается в более жесткую параметрическую (одни функции но разные параметры) т.е. не однотипная продукция, но очень похожая. Возникает проблема изучения рынка.

3 этап развития 1950-наст. вр. – постиндустриальный период – рынки перенасыщены однотипной продукцией. Конкуренция очень жестокая, т.к. конкурируют продукты одного типа, одного назначения, различающиеся отдельными нюансами (предметная конкуренция).

Перенасыщение рынка продукцией привело к тому, что на хозяйственную деятельность организации огромное влияние оказывает изменение внешней среды. В этой связи указывают 2 фактора: жесточайшая конкуренция и чрезвычайно значимое воздействие на развитие бизнеса возникает необходимость стратегического управления требуется управление которое предусматривает перспективу бизнеса в далеком будущем, управление на длительное время. В этой связи в мире (90-80 гг) возникает дисциплина стратегического менеджмента. которая обозначает разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...