Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции педагогической диагностики.




Лекция 1.3 Тема: Диагностико-аналитическая деятельность заместителя заведующей по основной деятельности.

 Знать, чтобы предвидеть;

 предвидеть, чтобы управлять.

О. Конт

Вопросы:

1. Сущность и значение диагностики.

2. Функции педагогической диагностики.

3.  Принципы педагогической деятельности. Критерии и уровни педагогической диагностики.

4. Методы диагностики.

5. Способы и порядок проведения педагогической диагностики.

6.  Критерии оценки деятельности педагога.

7. Понятие педагогического анализа и его содержание.

8.  Виды педагогического анализа. Формы анализа занятий.

Литература:

1. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с.

2. Котко, А.Н. Управление дошкольным учреждением / А.Н. Котко.- Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2009.

3. Котко, А.Н. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности / А.Н. Кротко, Гуз, А.А.-Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2003.-380 с.

4. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК: в 2 ч./Т.П. Колодяжная.- Ростов-н/Д: Издательство «учитель», 2002.-Ч.1.-128с. 

5. Педагогический словарь / В. И. Наумчик, М.А Паздников, О. В. Ступакевич. — Минск, 2006.



Сущность и значение диагностики.

Управление современным образовательным учреждением сего­дня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средст­вом получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются харак­тер и сущность явления. Организация процесса управления на ди­агностической основе ведет к личностной ориентации, в соответст­вии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и инте­ресов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М. В. Кларин).

Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться этим единым термином - диагно­стика. В общем смысле слова - это теория и практика постановки диагноза, особый вид познания, поскольку «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Педагогический диагноз - это определение сущности явлений в сфере педагогиче­ской деятельности, процессов на основе их всестороннего изуче­ния, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов.

Диагностика всегда представляет собой научно-практическую деятельность, а постановка диагноза - практическое действие, ос­нованное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспе­чить надежное функционирование и развитие исследуемого объек­та, увидеть в частном общее, типичное.

Диагностика педагогического мастерства, успешности педа­гога позволяет оптимально решать проблемы аттестации работ­ников образования, так как устраняет субъективизм в оценке ад­министрации образовательного учреждения. Однако руководи­телям образовательного учреждения крайне важно помнить, что диагностика - не самоцель, а лишь один из этапов работы с пе­дагогами наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой.

Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого педагог наблюдает за воспитанниками, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Согласно современному определению, педагогическая диагностика подраздел педагогики изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков,  характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Основными объектами изучения в ДУ могут быть дошкольник, детский коллектив, педагогический коллектив, педагог-воспитатель, семья, педагогический процесс в целом.

До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценке каких-либо признаков, причём личность представлялась в виде среза, фотографии.

Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной.

Функции педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика выполняет следующие основные функции:  

•определение особенностей развития во времени учебно-воспитательного процесса в конкретной группе, или в целом в учреждении дошкольного образования;

• установление зависимости между внутренними и внешними условиями педагогического процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательной работы, а также форм и методов менее всего повлиявших на развитие личности воспитанника;

• внутренняя и внешняя коррекция результатов педагогического процесса;

• подтверждение положительных результатов деятельности;

• прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний учебно-воспитательного процесса и его результатов (тенденций обученности и воспитанности детей, динамики развития детского коллектива);

• планирование последующих этапов работы.

 К основным функциям диагностики В. М. Лизинский относит:

Информационная функция - это постоянная информация всех участников педагогического (учебно-воспитательного, мето­дического) процесса о позитивных результатах педагогической ди­агностики.

Собственно-диагностическая функция - это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педа­гога.

Оценочная функция - это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы или ДОУ, каждого пе­дагога и каждого ребенка.

Коррекционная функция - это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазви­тия (следует помнить и учитывать, что вся система позитивных тенденции (ценностей) лежит не вне педагога, а в нем самом).

Ориентационная функция - это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «бо­левых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.

Аналитическая функция - это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличие от контроли­рующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.

Диагностику следует рассматривать как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса. С этой целью в образовательном учреждении могут проводиться различные педагогические измерения с применением разнообразных методов: эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент), а также интервьюирование, анкетирование, опрос, ранжирование,  цветограмма,  шкалирование, недописанный тезис и другие.

Наряду с диагностикой педагогической существуют и другие виды диагностики - социологическая и психологическая. Психоди­агностика - это область психологии, которая разрабатывает методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...