Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции педагогической диагностики.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Лекция 1.3 Тема: Диагностико-аналитическая деятельность заместителя заведующей по основной деятельности. Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. О. Конт Вопросы: 1. Сущность и значение диагностики. 2. Функции педагогической диагностики. 3. Принципы педагогической деятельности. Критерии и уровни педагогической диагностики. 4. Методы диагностики. 5. Способы и порядок проведения педагогической диагностики. 6. Критерии оценки деятельности педагога. 7. Понятие педагогического анализа и его содержание. 8. Виды педагогического анализа. Формы анализа занятий. Литература: 1. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 432 с. 2. Котко, А.Н. Управление дошкольным учреждением / А.Н. Котко.- Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2009. 3. Котко, А.Н. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности / А.Н. Кротко, Гуз, А.А.-Минск: ГУО «Академия последипломного образования», 2003.-380 с. 4. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК: в 2 ч./Т.П. Колодяжная.- Ростов-н/Д: Издательство «учитель», 2002.-Ч.1.-128с. 5. Педагогический словарь / В. И. Наумчик, М.А Паздников, О. В. Ступакевич. — Минск, 2006. Сущность и значение диагностики. Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов, «а не от образовательной системы, существующей как внеличностная структура» (М. В. Кларин). Понятия анализ, самоанализ, изучение личности в последнее время все чаще стали заменяться этим единым термином - диагностика. В общем смысле слова - это теория и практика постановки диагноза, особый вид познания, поскольку «диагноз» в переводе с греческого означает «распознание, определение». Педагогический диагноз - это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов. Диагностика всегда представляет собой научно-практическую деятельность, а постановка диагноза - практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Задача руководителя как диагноста оказать конкретную помощь, обеспечить надежное функционирование и развитие исследуемого объекта, увидеть в частном общее, типичное. Диагностика педагогического мастерства, успешности педагога позволяет оптимально решать проблемы аттестации работников образования, так как устраняет субъективизм в оценке администрации образовательного учреждения. Однако руководителям образовательного учреждения крайне важно помнить, что диагностика - не самоцель, а лишь один из этапов работы с педагогами наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и поддержкой. Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого педагог наблюдает за воспитанниками, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Согласно современному определению, педагогическая диагностика подраздел педагогики изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Основными объектами изучения в ДУ могут быть дошкольник, детский коллектив, педагогический коллектив, педагог-воспитатель, семья, педагогический процесс в целом. До недавнего времени педагогическая диагностика сводилась к элементарной проблеме оценке каких-либо признаков, причём личность представлялась в виде среза, фотографии. Сегодня же педагогическая диагностика становится все более полифункциональной. Функции педагогической диагностики. Педагогическая диагностика выполняет следующие основные функции: •определение особенностей развития во времени учебно-воспитательного процесса в конкретной группе, или в целом в учреждении дошкольного образования; • установление зависимости между внутренними и внешними условиями педагогического процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательной работы, а также форм и методов менее всего повлиявших на развитие личности воспитанника; • внутренняя и внешняя коррекция результатов педагогического процесса; • подтверждение положительных результатов деятельности; • прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний учебно-воспитательного процесса и его результатов (тенденций обученности и воспитанности детей, динамики развития детского коллектива); • планирование последующих этапов работы. К основным функциям диагностики В. М. Лизинский относит: Информационная функция - это постоянная информация всех участников педагогического (учебно-воспитательного, методического) процесса о позитивных результатах педагогической диагностики. Собственно-диагностическая функция - это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педагога. Оценочная функция - это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы или ДОУ, каждого педагога и каждого ребенка. Коррекционная функция - это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазвития (следует помнить и учитывать, что вся система позитивных тенденции (ценностей) лежит не вне педагога, а в нем самом). Ориентационная функция - это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов. Аналитическая функция - это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной лишь на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения. Диагностику следует рассматривать как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса. С этой целью в образовательном учреждении могут проводиться различные педагогические измерения с применением разнообразных методов: эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент), а также интервьюирование, анкетирование, опрос, ранжирование, цветограмма, шкалирование, недописанный тезис и другие. Наряду с диагностикой педагогической существуют и другие виды диагностики - социологическая и психологическая. Психодиагностика - это область психологии, которая разрабатывает методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |