Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-когнитивная теория или теория соц. научения.
* Бандура. По мнению автора, любое поведение человека соц. обусловлено. Так, например, агрессивное поведение обусловлено присутствием способа усвоения действий, должна быть провокация и условие. Т.е. агрессор должен знать: что причиняет боль, как это сделать, в каких условиях. Осн. механизмы формирования поведения: 1. Научение через наблюдение – наблюдать можно сцены из жизни, кино, литературы, художественных изображений. 2. Научение в действии или научение через опыт – очень важно, как человек воспринимает последствия. (пр: если последствия были оценены высоко, то это повышает вероятность подобного поведения или может усилить его). Т.е. необходимы какие-то мотиваторы.
Копинг-поведение – это процесс, опосредующий приспособление, следующее за стрессовым событием. Впервые этот термин появился в 1962 г. Сейчас копинг-поведение рассматривается как процесс соц. адаптации или сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Происходит когнитивная оценка ситуации и индивид приступает к разработке механизмов преодоления стресса с целью адаптации -> человек вырабатывает копинг-стратегии (действия по совладанию со стрессом). Для этого ему необходимы копинг-ресурсы (здоровье, выносливость, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор, деньги и оборудование).
Выделяют 26 форм копинг-поведения. (Хейм выделил у онкологических больных). 1. Адаптивные варианты – способствуют снятию стресса. а) установка на собственную ценность б) проблемный анализ в) сохранение самообладания Такие формы поведения направлены на анализ возникших трудностей, на пути выхода из них, повышение самооценки, самоконтроля, сознания собственной ценности, наличие веры в собственные ресурсы.
2. Эмоциональные стратегии а) протест / оптимизм – человек стремиться к сотрудничеству, к поддержке со стороны близких людей. Малопродуктивны: б) смирение в) растерянность г) отказ от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы д) подавление эмоций е) покорность ж) самообвинение Стресс – это обычное для большинства людей явление.
В 60-ые гг. появилось направление… …Система консультирования и система семейной психотерапии. Личность рассматривается как элемент соц. системы. На поведение человека влияет его семья, т.к. он включен в семейную систему.
Дисфункциональная семья не справляется по стрессорами и не обеспечивает условия для личностного роста каждого ее члена.
Стрессоры: 1. Рождение ребенка. 2. Смена профессии. 3. Миграция. 4. Уход детей из дома.
Отклоняющееся поведение = симптом семейного неблагополучия.
Чаще всего – члены семьи игнорируют семейную проблему и не разделяют ответственность за случившееся. Закрываются внешние границы для решения проблемы извне. В этих семьях часто возникают проблемы выражения чувств.
!!! Отклоняющееся поведение характеризуют: 1. Духовные проблемы: - отсутствие или утрата смысла жизни - несформированные нравственные ценности - редуцированные высшие чувства (совесть, ответственность, честность) - внутренняя пустота - блокировка самореализации
2. Деформация в ценностно-мотивационной сфере личности: - девиантные ценности - фрустрированность потребностей - внутренние конфликты - малопродуктивные механизмы психологической защиты
3. Эмоциональные проблемы: - тревога - депрессии - негативные эмоции - трудности понимания и выражения эмоций
4. Проблемы саморегуляции: - нарушение способностей ставить цели и добиваться их выполнения - неадекватная самооценка - чрезмерный или недостаточный самоконтроль - низкая рефлексия - малопродуктивные механизмы совладания со стрессом - низкие адаптивные возможности - дефицит положительных ресурсов личности
5. Когнитивные искажения: - дисфункциональные мысли - стереотипы мышления - ограниченные знания - мифы - предрассудки - неадекватные установки
6. Негативный жизненный опыт: - негативные привычки и навыки - девиантный / плохой опыт - психические травмы - опыт насилия
Отклоняющееся поведение личности обусловлено сложной системой взаимосвязанных факторов, условий и психологических причин.
Агрессивное поведение. Агрессия (лат. – нападение) – это поведенческий акт нанесения ущерба. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в стремлении наносить ущерб кому-либо или чему-либо. Агрессивное поведение – это совокупность действий и реакций, характеризующихся нанесением вреда и причинения страданий другим людям. Враждебность – это свойство личности, выражающееся в отношении к миру как к опасному и угрожающему.
Агрессивное поведение является одним из самых ярких и имеет конкретные характеристики: 1. Направленность 2. Формы проявления 3. Интенсивность
Целью агрессии м.б. как собственно причиненное страдание жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия).
Агрессия бывает направлена: на внешние объекты (людей или предметы); на себя (тело или личность).
Уолтер и Бандура агрессию, направленную на других людей называют асоциальной, и связывают ее с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых м.б. нанесен ущерб другой личности или имуществу. Причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.
Агрессия принимает самые разнообразные формы: явные или латентные.
Чаще всего этот термин (агрессия) употребляется для обозначения разрушительных намерений. Хотя и м.б. характеристикой познавательных намерений, таких как активность с целью самоутверждения, стремление к достижению, в спортивных состязаниях, при конкуренции.
Наиболее привычные проявления агрессии: - конфликтность - давление - принуждение - злословие - негативное оценивание - угрозы - применение физ. силы
Скрытые формы агрессии выражаются в: - уходе от контактов - действии с целью навредить кому-то - причинении вреда себе - самоубийстве
Агрессия м.б.: I. ЯВНАЯ 1. Физическая – прямое нанесение физического вреда 2. Косвенная – нанесение вреда опосредованное и вербальное (словесные унижения, ругательства, угрозы, оскорбление)
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |