Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета




Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в передаче окраски предмета, в соблюдении правильных пропорций и пр. Естественно, что обучение должно ограничиваться решением лишь наиболее простых изобразительных задач. Однако дети растут и развиваются, их способности формируются под воздействием воспитания и обучения, и аадача педагога — подвести детей к правдивому отображению действительности.

Передача формы. Для достижения сходства рисунка, лепки, аппликации с тем, что стремится передать ребенок, в изображении должны быть отражены форма предмета, его величина, строение, цвет, положение в пространстве. Основным свойством, позволяющим установить сходство изображаемых предметов с действительными, является форма. Передачей этого свойства дети овладевают постепенно.

Требования к точности передачи формы от одной возрастной группы к другой усложняются. Прежде всего дети учатся изображать предметы округлой и прямоугольной формы. При этом они еще не отличают предметов круглой формы от предметов удлиненно-округлых, овальных, прямоугольных от квадратных, т. е. форма передается приблизительно. В лепке наряду с шариками дети учатся лепить колбаски, столбики.

В аппликаций и конструировании дети получают элементы уже готовыми. Это дает возможность уточнять и закреплять представления о форме предмета.

Формообразующие движения в изобразительной деятельности развиваются одновременно и во взаимосвязи со зрительным восприятием: чем лучше учатся дети контролировать свои движения взглядом, тем отчетливее и точнее они передают форму предмета.

Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия, а также ограниченностью движений рук. Детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам — кругу, квадрату, прямоугольнику, к телам — шару, кубу, цилиндру. Так, например, мячик, яблоко, апельсин, воздушный шарик в основе своей имеют форму шара, лопатка напоминает прямоугольник. Все это предметы, состоящие из одной части и деталей (черенок у яблока, палочка у флажка). В их оценке может применяться лишь первоначальный критерий — узнавание предмета. Для этого должны наличествовать основные части и приблизительно правильно изображенная форма — округлая, прямоугольная и пр.

Далее знакомство с формами и умение передавать их в лепке, рисунке, аппликации расширяются. Дети постепенно начинают различать большее количество форм, а также определять разницу пропорций: лепить и рисовать предметы более узкие и широкие, более длинные и короткие. Предметы, которые предлагают изображать детям, значительно отличаются по форме от простых геометрических фигур: так, форма груши, свеклы, помидора неравнозначна шару. Научить детей не только видеть сходство предмета с геометрической фигурой и отличие от нее, но и передавать это в изображении — серьезная задача.

Передача величины предметов и их частей. Одно из средств реалистического, выразительного изображения — передача величинных отношений частей в предмете и предметах между собой. Этому дети учатся начиная со второй младшей группы, различая вначале только предметы большой и маленький. Они наклеивают маленькие и большие кружочки, снеговика, неваляшку, лепят ягодки и яблоки, лепешки и печенье, передавая различия в величине одинаковых по форме частей.

В последующих группах это умение все более и более усложняется: от детей уже требуется передача отношений частей по величине, соотношений по величине разных изображений в сюжетах, композициях, в рисунке, лепке, аппликации. Решение этой задачи связано с развитием движений рук ребенка, глазомера, координации движений руки и глаза в процессе создания изображения.

Педагогу следует помнить, что передача двух разных по величине предметов: большого и маленького — удается без особого труда, правда, это касается простых одночастных предметов. Сложнее передать тонкие градации: большой, маленький, еще меньше. Здесь требуется более точное движение рук и пристальный зрительный контроль. Еще труднее передать пропорциональные отношения — насколько один предмет больше другого. Это доступно лишь детям старшего дошкольного возраста. Подбирая соответствующую тематику детских работ и организуя восприятие величинных отношений, воспитатель постепенно формирует у детей умение отражать эти отношения в рисунке, лепке, аппликации.

Передача строения. Уже в программе второй младшей группы сказано: научить детей вычленять составные части предмета и передавать их в лепке, рисунке и аппликации. Таким образом, дети подводятся к передаче строения предмета. Части в предмете могут быть одинаковыми и разными по величине, форме: они расположены известным образом по отношению друг к другу — одни выше, другие под ними и т. д. Дети лепят человечка, помещая круглую головку на верху туловища, вылепленного в виде столбика, руки-колбаски прикрепляют к туловищу с двух сторон. Так в упрощенном виде они передают форму частей, их расположение.

Вначале надо выбирать для изображения предметы, наиболее простые как по общей форме, так и по форме частей, окраске, строению с равномерно расположенными, сходными частями.

Относительная простота и сложность предмета для изображения зависят также от его строения: части могут быть расположены в простом чередовании, симметрично, или в сложном чередовании, несимметрично.

Чтобы дети могли передать строение предмета из нескольких частей, надо их знакомить с обозначением пространственных отношений — выше, ниже, внизу, слева и т. д.

Первые детские изображения цветка, дерева подчеркнуто симметричны: ветки дерева отходят от ствола вправо и влево на одинаковом расстоянии, у цветка лепестки равномерно расположены вокруг середины, а листья в правильном чередовании — по стеблю.

От упрощенной передачи формы и строения предмета детей учат постепенно переходить к более точной и полной, к изображению характерных различий предметов по форме и строению.

Дети дошкольного возраста могут передать форму предмета в рисунке лишь плоско, изображая его с какой-либо одной стороны. Так, у дома рисуются передняя стена и крыша; стул, стол — так, как они видны сбоку. Существенным является такой выбор положения предмета по отношению к рисующему, в котором можно его изобразить наиболее полно и правильно без объема, плоско. В этом случае неизбежно допускается некоторая условность в расположении частей. Когда мы смотрим, например, на комнатное растение в горшке, то видим, что одни ветки и листья находятся за другими и частично ими загорожены. При плоскостном изображении загораживание одних частей другими не передается, так как все части представлены в одной плоскости, а не в пространстве.

Без передачи пропорций, т. е. правильного отношения частей предмета по величине, форме и положению, не может быть правдивого изображения. Все это дается детям дошкольного возраста с большим трудом. Такую способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности.

Передача характерной формы и строения требует выражения пропорциональных отношений и внутри каждой части, и в строении предмета в целом. Такое требование выдвигается в программе для детей старше пяти лет.

При изображении предметов, состоящих из нескольких частей, необходима более сложная аналитическая работа мысли — сравнение, сопоставление, учет относительной величины частей, установление различия их формы, окраски. Эта способность развивается у детей постепенно.

В отношении формы и строения предметов мы ведем детей от передачи основного, определяющего к передаче деталей, от обобщенного изображения к признакам, характеризующим видовые и индивидуальные свойства предметов.

Передача цвета. Цвет, в особенности сильный, интенсивный, возбуждает у детей положительные чувства, радует их. Но многие дошкольники без специального побуждения не используют цветового разнообразия материалов: они могут весь рисунок выполнить карандашом или краской одного цвета. По предложению взрослого ребята охотно возьмут карандаш другого цвета и могут рисовать им до конца занятия. Лишь постепенно под воздействием педагога дети начинают замечать цветовое богатство окружающего мира, у них появляется желание передать это в рисунке, аппликации, конструировании.

Начиная со второй младшей группы в программе ставится задача учить детей передавать цвет как признак предмета. В первую очередь это цвет природных предметов и явлений, имеющий относительное постоянство. Так, рисуя елочку, дети трех лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличает ее от всех лиственных деревьев зимой. Изображая зимнюю картинку, малыши передают белый цвет снега, вылепленных из него комочков, снеговика.

Но множество других предметов или не имеют одного характерного для них цвета, или, наоборот, отличаются разнообразной расцветкой (цветы, бабочки, птицы, дома, машины, корабли). Только постепенно воспитанники знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Рисунки и аппликации детей подготовительной к школе группы уже не только радостны и ярки по цвету, но и реалистичны: по расцветке угадываются в них березка, тюльпан, василек, синичка, снегирь. Цвет используется и как средство выразительности.

Уже начиная с трех лет дети знакомятся с некоторыми оттенками цвета: синий — голубой, красный — розовый. Постепенно эти знания расширяются, дети узнают большое количество оттенков. В подготовительной группе учат составлять оттенки цвета и получать новые цвета, смешивая краски.

Дети узнают также, что цвет предмета может изменяться в зависимости от условий: незрелая ягода зеленая, зрелая — красная; весенняя листва светло-зеленая, летняя — густо-зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у некоторых, как у клена, приобретают все оттенки: от светло-желтого до темно-красного; небо изменяет цвет в зависимости от погоды; при заходе солнца также меняется цвет воды в озере, в реке, в море. Человек по своему желанию может менять цвета предметов, которые он создает: заново покрасить дом или забор, сделать ремонт в помещении, постелить ковровую дорожку другого цвета. Дети отмечают все эти изменения в окружающей обстановке. Так постепенно обогащаются их цветовые представления, что находит отражение в изобразительной деятельности.

Успешное овладение приемами изобразительной деятельности требует не только знания формы и цвета, но и соотнесения их с общепринятыми эталонами формы (геометрические фигуры) и цвета (цветовой спектр). Тот, кто не отличает квадрат от треугольника, не сможет определить форму предмета и назвать ее. Не зная названий цветов и оттенков, не различая их, невозможно определить цвет предмета.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 593.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...