Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эстетические требования к оформлению детского сада




Одно из важных средств эстетического воспитания — оформление помещения детского сада (вестибюль, коридоры, зал, групповые комнаты, где играют и занимаются дети). Это оформление должно отвечать определенным требованиям — педагогической целесообразности, содержанию воспитательной работы, задачам художественного развития. Эти задачи тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

С чего начинается оформление детского учреждения? С окраски стен: именно окраска создает фон для всего остального, включая мебель, картины, игрушки и т. п., способствует созданию спокойной, нераздражающей атмосферы. Ведь дети находятся в этом помещении много часов и изо дня в день. Поэтому увлечение яркими цветами, даже если их любят дети, неправомерно. При этом, очевидно, забывают о том, как вредно воздействует яркий цвет на неокрепшую нервную систему ребенка,

Большое значение в создании гармонии интерьера имеет цвет. Но важны не столько те или иные цвета, сколько цветовые сочетания. Единству восприятия интерьера помогает распределение цвета в зависимости от размеров окрашенных частей, т. е. большие поверхности (пол, стены, потолок) окрашиваются в мягкие тона, меньшие площади — в яркие. Особенно важно соотношение цветов стен и пола. Их правильное решение значительно облегчит подбор цвета для мелких бытовых предметов. Обычно помещения, освещенные солнцем, окрашивают в холодную цветовую гамму, северные или затемненные комнаты, наоборот, контрастными отношениями теплых тонов. Стены помещений детского сада окрашивают в светлые, мягкие тона (светло-бежевый, салатный, голубоватый и т. д.), полы покрывают либо линолеумом, либо специальными материалами, которые окрашивают в светлые тона, гармонирующие со стенами.

Каждую групповую комнату можно решить в своей цветовой гамме.

Одно из условий правильного физического развития дошкольника — мебель, подобранная в соответствии с пропорциями его тела. Прямые мягкие линии, гармоничное соотношение частей, простая, четкая конструкция — вот характерные особенности мебели, которая является основным декоративным элементом, определяющим художественное решение всего помещения. Красивая поверхность, разнообразие фактур различных видов пластических масс создают возможности для художественных решений; отпадает необходимость в дополнительной отделке и декорировке.

Как же расположить игрушки? Лучше всего хранить их в стенных шкафах, все группы игрушек располагать в определенной системе в соответствии с назначением. Для этого пригодны секционные шкафы с ящиками различного размера, с откидывающимися досками, дверцами, застекленными или глухими. Удобно хранить игрушки и в специальных ящиках на колесиках.

Комнатные растения, имеющиеся в каждом детском саду для работы с детьми по программе, являются, кроме того, элементом оформления интерьера. Поэтому желательно продумать их сочетание. Прежде всего надо стремиться к гармонии с общим характером интерьера: не перегружать комнаты растениями и цветами, учитывать их цвет, фактуру, форму и строение.

Интерьер детского сада не должен быть статичен, Время от времени меняется расположение мебели, вносятся новые детали. При этом условии дети положительно реагируют на окружающую обстановку.

Выдержанность в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство без роскоши за счет продуманного решения. Больше света и воздуха — это не только требования гигиены, но и эстетический принцип современного интерьера.

Художественную сторону оформления помещений детского сада характеризуют гармоничные соотношения отдельных элементов, подчинение их целому. Разумеется, при этом важно не впадать в крайность. Дети должны чувствовать себя спокойно, уютно, свободно, не боясь, что могут что-то задеть, уронить: ведь это дом, в котором они не просто проводят время, а живут.

Чтобы создать приятную обстановку, привлеките детей к оформлению помещения, посоветуйтесь с ними (в соответствии с их возрастными возможностями), скажем, в начале учебного года, где удобнее им было бы играть, рассматривать книги, картинки, ухаживать за комнатными растениями, рисовать и т. д. Предложите подумать, как можно оформить групповую комнату, раздевальную и т. д. Необходимый компонент оформления детского сада и тем более групповыхкомнат, во-первых, детские работы: рисунки, аппликации (как индивидуальные, так и коллективные). Так создается благоприятная атмосфера. Это — с одной стороны, с другой — у детей развивается самостоятельность, творческая инициатива. Во-вторых, изделия народного декоративного искусства, произведения искусства. С их помощью, как уже говорилось, решаются воспитательные задачи. Групповые комнаты украшают эстампами, печатными репродукциями рисунков, акварелей, гравюр (все под стеклом, без рамы, в простой узкой окантовке подвешивается на стену без наклона). В-третьих, используется скульптура малых форм: выразительность человеческих фигурок в сочетании с яркостью колорита — хорошее украшение интерьера. И наконец, в-четвертых, керамические и деревянные изделия, ковры, занавеси.

Воспитатель использует обстановку детского сада для всестороннего воспитания детей, приучает убирать помещение, поддерживать в нем порядок, украшать. В старших группах воспитывается уважение к труду мастеров, художников. Так постепенно развиваются у детей художественный вкус, умение замечать и радоваться красивым предметам обстановки.

 

 

ВОПРОСЫ

1. Какое значение имеет изобразительное искусство в воспитании подрастающего поколения?

2. Какие различают виды изобразительного искусства? Чем характеризуется каждый из них?

3. Охарактеризуйте декоративно-прикладное искусство, назовите его виды.

4. Какие виды изобразительного искусства используют в детском саду?

5. Как выбирают художественные произведения для детей?

6. Какие задачи эстетического воспитания детей решаются при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства?

8. Как следует знакомить детей дошкольного возраста с изобразительным искусством?

9. Как может воспитатель использовать обстановку детского сада для эстетического воспитания детей?

10. Каковы требования к художественному оформлению детского сада?

11. Чем характеризуется стиль современного интерьера?

12. Как следует сочетать цвета в оформлении помещения?

13. Каковы эстетические требования к мебели?

 

ЗАДАНИЯ

1. Составьте конспекты занятий, тема которых — рассматривание иллюстраций, картин и скульптуры в различных возрастных группах. Наметьте предполагаемые вопросы. Продумайте приемы воспитательной работы, которые могут содействовать лучшему восприятию картины, скульптуры.

2. Проведите в одной из групп занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства. Обоснуйте выбор произведения для данной группы в данное время.

3. Запишите высказывания детей о картинах во время беседы с воспитателем (в старших группах). Проанализируйте занятие и сделайте вывод, понимают ли дети содержание картины, средства художественной выразительности.

4. Опишите произведения декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в детском саду. Обоснуйте их воспитательную ценность, раскройте методику показа.

5. Дайте анализ художественного оформления детского сада, выявите его возможности как средства эстетического воспитания. Если необходимо, внесите предложения по улучшению.

Лекция 2

Тема:Формы, методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительной деятельностью

План:

1. Педагогические основы обучения изобразительной деятельности.

2. Программа обучения изобразительной деятельности.

    2.1Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета.

    2.2 Знания, умения и навыки, необходимые для передачи сюжета.

2.3 Знания, умения и навыки, необходимые в декоративной деятельности.

2.4 Значения, умения и навыки по технике рисования, лепки, аппликации.

 

Литература:

1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации . – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 192 с.: цв. вкл.

 2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности « Дошкольная педагогика и психология». М., « Просвещение», 1977. 253 с., 8 ил.авт., В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова и др.

 3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с. ( Программа развития).

 4. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). (8)

 5. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования, - Учебно-методическое пособие. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. - 64с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...