Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знания, умения и навыки, необходимые для передачи сюжета




Программа рекомендует учить детей на занятиях по лепке, аппликации, а главным образом по рисованию, передавать события жизни, картины природы, эпизоды из знакомых книг, т. е. изображать отдельные предметы, определенным образом связанные между собой.

Расположение в пространстве. В рисунке и аппликации изображения следует располагать на листе бумаги, а вылепленные изображения на дощечке или на столе таким образом, чтобы смотрящему было ясно, какое это событие или какая картина природы. Разместить вылепленные фигурки так же легко, как расставить игрушки. Другое дело — рисунок или аппликация. На плоском листе бумаги надо найти место для персонажей и предметов, объединенных каким-либо сюжетом. Малыши не в состоянии решить эти задачи. Они применяют в рисовании те же приемы, что и в лепке, в постройке: рисуют предметы по всему листу, зачеркивают или повторяют изображение, когда надо, чтобы персонаж переместился. (Лист бумаги для них играет ту же роль, что стол и дощечка при лепке.) Получается нечто вроде игры, но только на занятии по рисованию, при этом содержание рисунка остается непонятным. Однако на первых порах такой рисунок удовлетворяет малыша.

Программа выдвигает определенные требования к расположению изображений в рисунке и аппликации.

Обучая детей передаче связного содержания, воспитатель прежде всего устанавливает постоянные пространственные отношения: низ, верх, правая, левая сторона рисунка.

Наиболее доступно детям размещение изображений в ряд на линии и полосе, проведенных у нижнего края листа бумаги; при этом предметы изображаются на переднем плане. В дальнейшем полоса земли или пола может быть шире, занимать половину листа и более, а предметы занимать не только передний план, но и второй, третий. Таким образом детей подводят к передаче глубины пространства в рисунке. Освоение различных способов расположения изображений в пространстве создает новые возможности для передачи сюжета.

Относительная величина и положение предметов. Согласовывать изображения в одной «картине» необходимо и по величине предметов. Сами дети часто оказываются к этому безразличны: их не смущает, что цветок такой же высоты, как дерево, а девочка, гуляющая около дома, достает до крыши. Обучая детей передаче величинных отношений, обращая их внимание на реальное соотношение предметов по величине, воспитатель добивается того, что они начинают понимать и передавать в рисунке относительную величину предметов — вначале значительные различия, затем более тонкие, приближающиеся к действительным.

Движение. При изменении положения предмета его форма и величина не меняются. Однако, для того чтобы изобразить -предмет в новом пространственном положении, его необходимо расположить на листе бумаги иначе. Это требует поворота руки при рисовании (а не листа бумаги, как иногда делают дети) или частей предмета в аппликации и лепке.

Изображения предметов обычно на рисунке располагают ближе друг к другу или в отдалении; персонажи смотрят друг на друга, или следуют друг за другом, или расходятся в разные стороны и т. д. в зависимости от содержания рисунка. Дети дошкольного возраста вначале рисуют фигуру человека, стоящего лицом. Только в возрасте 6—7 лет они начинают понимать, в чем различие в изображении человека, стоящего лицом к зрителю, спиной, боком. Особенно трудно дается детям в рисунке боковое положение, требующее иного изображения лица, положения рук, ног, корпуса.

Простые движения фигуры (скажем, поднятая или отведенная в сторону рука) уже могут передавать дети пятого года жизни. Сложные движения — лишь старшие дошкольники. Программа предусматривает обучение детей передаче сперва более простых, а затем более сложных видов движения.

В лепке изобразить фигуру в движении детям проще благодаря пластичности материала.

В сюжетном рисунке, лепке, аппликации большей частью возникает необходимость передать действие (недаром и участников такой «картины» мы называем действующими лицами). Это можно сделать, изменив положение всего предмета в пространстве или отдельных его частей: жук может ползти в ту или иную сторону, бабочка и птица летать, рыба плавать. У бабочки и птицы в полете раскрываются крылья, изменяется их вид. Можно изобразить человека, стоящего спокойно с опущенными руками. Но если надо выразить, что он что-то дает другому, руку его следует поднять и протянуть, т. е. изменить ее положение. Если человек наклонился, то сгибается весь корпус, а руки опускаются вниз и т. д.

 

Знания, умения и навыки, необходимые в декоративной деятельности

Композиция узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступны детям. Вначале в 3,5—4 года они овладевают самыми простыми навыками декоративной деятельности: ритмическим повторением элементов (украшают салфетки, варежки, кукле платье), затем учатся чередовать простые элементы (лепестки — примакивание всем ворсом кисти к бумаге, точки, полоски и т. п.). На занятиях по аппликации дети располагают в определенном порядке готовые изображения, вначале однородные, а затем и разные по форме, величине, цвету.

С возрастом задачи усложняются. Закрепляя навыки ритмичного повторения элементов узора, дети учатся симметрично располагать его на бумаге, имеющей форму квадрата (салфеточки, платочки), круга (тарелки, блюдечки). Чтобы выполнить такой узор, ребенок должен использовать весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и т. д. В процессе создания узора ребенка учат сопоставлять одинаковые части. Усложняются и элементы, из которых строится узор: в рисунок включаются ягоды, цветы, листья. Это не какие-то определенные цветы и ягоды, а придуманные маленьким автором или взятие им из произведений декоративно-прикладного искусства.

В средней и старшей группах усложняется и форма предметов, из которых детей учат составлять узор, и элементы: включаются дуги, разнообразнее становятся цветы, листья, узор теперь выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса. Все узоры, которые составляют дети старшей группы, как правило, симметричны.

В подготовительной к школе группе детей учат составлять симметричные и асимметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора: вводятся спирали, завитки, волнистые линии, обогащается цветовая гамма. Вместе с тем ставится и другая задача: научить выполнять узор в определенной цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства — дымковской, хохломской, городецкой росписи, в теплых или холодных тонах и т. п. При составлении узоров детям предоставляют возможность использовать не только основные цвета, но и оттенки. От ритмичных узоров с повторяющимися элементами постепенно переходят к симметричным, а затем и асимметричным композициям.

Разумеется, на занятиях широко используются произведения < декоративного искусства. При рассматривании внимание детей обращается на их красоту, изящество. Детей учат выделять входящие в узор элементы, отмечать их расположение, сочетания цветов и особенности композиции, т. е. учат видеть выразительные средства декоративного искусства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 911.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...