Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отбор художественных произведений




Что дает искусство детям? Воспитываются интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений; с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями.

Ведь не случайно Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».(Крупская Н. К. Дети — наше будущее.— М., 1984.— С. 122.)

От предметов и явлений, близких и знакомых, педагог ведет своих воспитанников к восприятию все более широкого круга событий и явлений.

Важно помнить: не каждое произведение живописи или скульптуры доступно детям. Восприятие искусства развивается постепенно. Поэтому к произведениям, отобранным для дошкольников, предъявляются определенные требования. Рисунок должен отчетливо, ярко и выразительно передавать наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы по тем или иным признакам дети поняли, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

Мир, в котором мы живем, полон красок. И это интуитивно чувствуют дети. Цвет привлекает и радует их. Вот почему большинство иллюстраций для детей выполняется в цвете, который придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать, рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.

Опираясь на общие требования к отбору произведений, воспитатель знакомит детей с различными видами изобразительного искусства.

Иллюстрации к книгам — самый распространенный вид изобразительного искусства, с которым встречаются дети дошкольного возраста. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации — одно из сильных средств воспитания. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание.

В основе художественных образов, созданных лучшими советскими художниками-иллюстраторами В. Лебедевым, Ю. Васнецовым, А. Пахомовым, В. Конашевичем; Е. Чарушиным, Е. Рачевым, К. Ротовым, А. Каневским, Т. Мавриной, Л. Токмаковой, лежат предметность, конкретность, эмоциональность. Их рисунки отличаются особой целостностью, четкостью композиции. Обладая оригинальным почерком, художники добиваются высокой выразительности, которую воспринимают и дети.

Как сказано выше, в детской книге иллюстрации обычно цветные. Однако не менее ценны и тоновые иллюстрации (размывка черной акварели и туши), и рисунки, сделанные пером, карандашом. Подлинный мастер карандашного линейного рисунка — художник А. Пахомов.

Эстетическое воздействие книги определяется не только содержанием, иллюстрациями, но и обложкой, заставками, концовками, виньетками, а также форматом, бумагой.

Обложка в детской книге играет большую роль: она в первую очередь привлекает внимание ребенка; поэтому обложка красочная, нарядная передает всегда самую суть содержания.

Титульный лист обычно представляет название произведения, фамилии автора, художника и "небольшой рисунок, тесно связанный с текстом: портреты героев или несложный эпизод из иллюстрируемого произведения.

Умело найденная художником концовка придает произведению законченный вид.

С какими произведениями живописи можно знакомить, скажем, детей старшего дошкольного возраста и отчасти среднего? Наиболее доступны им картины, отражающие быт (Т. Яблонская. «Весна»; М. Божий. «Таня, не моргай!»; А. Дейнека. «Будущие летчики»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Ткачев, С. Ткачев. «Детвора» и др.), некоторые пейзажи как советских художников (К. Юона, В. Бялыницкий-Бируля, Г. Нисский, В. Мешков), так и русского реалистического искусства (И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; И. Левитан. «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»), морские пейзажи И. Айвазовского, картины В. Васнецова («Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке»), некоторые произведения портретной живописи (И. Репин. «Стрекоза»; В. Серов. «Мика Морозов»; В. Тропинин. «Портрет сына художника»), натюрморты (И. Машков. «Рябинка», «Фрукты», «Малинка»; А. Куприн. «Букет полевых цветов» и др.). Из произведений станковой графики — эстампы, изображающие природу в различные времена года, общественную жизнь, труд людей в городе и селе, игры и быт детей, мир животных, сказочные сюжеты.

Из скульптуры малых форм наиболее доступно восприятие ясно выраженного действия жанрового характера («Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы:«Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе»). Вот почему, знакомя детей с произведением, педагог обращает внимание на характер движений, постановку фигуры, выражение лица. Тем самым он учит детей точно называть и определять характер действия.

Таким образом, детей дошкольного возраста можно знакомить с разными видами изобразительного искусства, произведениями высокохудожественными, богатыми по идейному содержанию и совершенными по художественной форме, доступными как по содержанию, так и по средствам выразительности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 440.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...