Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Информационные системы и технологии.




Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно различаются между собой как по составу, так и по достигаемым целям.

Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск и вы­дачу информации, необходимой в процессе принятия решений в любой области деятельности. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Современное понимание информационной системы предполагает использова­ние персонального компьютера в качестве основного технического средства перера­ботки информации. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

История развития информационных систем и цели их использования в разные периоды представлены в табл. 2.1.

Зарождение основ информационных систем можно отнести в концу 50-х гг. XX столетия, когда обработка счетов и расчет зарплаты производились на электро­механических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к уменьшению объ­ема рутинных операций и некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.

Теоретическое и практическое развитие информационные системы получили, начиная с 70-х гг. XX столетия, когда для разных сфер деятельности, и в первую очередь для производственной сферы, стали разрабатываться и внедряться авто­матизированные системы управления (АСУ). Информация, полученная с их по­мощью, стала применяться для периодической отчетности. В качестве технической базы в этих системах использовались большие и малые ЭВМ, способные выполнять множество функций.

 

 

Таблица 2.1. Изменение подхода к использованию информационных систем

 

Период времени Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования
1955-1970 гг. Бумажный поток расчетных доку­ментов Информационные системы обработки расчетных доку­ментов на электромеханиче­ских бухгалтерских машинах Повышение скорости об­работки документов, а также упрощение процедур обработ­ки счетов и расчета зарплаты
1970-1980 гг. Основная помощь в подготовке от­четов Управленческие информаци­онные системы для производ­ственной сферы Ускорение процесса подготов­ки отчетности
1980-2000 гг. Управленческий контроль реализа­ции (продаж) Системы поддержки приня­тия решений и системы для высшего звена управления Выработка наиболее рацио­нального решения
2000 гг. — по настоящее время Стратегический ре­сурс, обеспечиваю­щий конкурентное преимущество Стратегические информаци­онные системы и автоматизи­рованные офисы Выживание и процветание организации

 

С 80-х гг. XX столетия информационные системы начинают широко использо­ваться в качестве средств управленческого контроля, поддерживающего и ускоря­ющего процесс принятия решений.

К началу 2000 гг. концепция использования информационных систем вновь изменилась. Они стали стратегическим источником информации и до настоящего времени продолжают использоваться на всех уровнях организации любого профи­ля. Информационные системы, предоставляя вовремя нужную информацию, по­могают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.

Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назна­чения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков (рис. 2.1):

· ввод информации из внешних или внутренних источников;

· обработка входной информации и представление ее в удобном виде;

· вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

· обеспечение обратной связи, то есть коррекция входной информации людьми данной организации.

 

Рис. 2.1. Процессы в информационной системе


 

Хотя в настоящее время об информационной системе сложилось мнение как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники, в общем случае ее можно понимать и в некомпьютерном варианте.

Внедрение информационных систем может способствовать:

· получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т. д.;

· освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

· обеспечению достоверности информации;

· замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приво­дит к более рациональной организации переработки информации на компью­тере и снижению объемов документов на бумаге;

· совершенствованию структуры потоков информации и системы документо­оборота в фирме;

· снижению затрат на производство продуктов и услуг;

· предоставлению потребителям уникальных услуг;

· отысканию новых рыночных ниш;

· привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им раз­ных скидок и услуг.

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как со­вокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими.

Информационное обеспечение (МО) представляет собой сово­купность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Оно включает в себя специально организованные для автоматического обслуживания совокупность показателей, классификаторов и кодовых обозначений элементов информации, унифицированные системы документации, массивы информации в базах и банках данных на машинных носи­телях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построе­ния и сочетания информационных единиц в ходе общения пользова­телей со средствами вычислительной техники. С помощью лингвис­тического обеспечения осуществляется общение человека с маши­ной. ЛО включает информационные языки для описания структур­ных единиц информационной базы (документов, показателей, рекви­зитов и т. п.); языки управления и манипулирования данными ин­формационной базы; языковые средства информационно- поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирова­ния информационных систем и информационных технологий (ИТ); диалоговые языки специального назначения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных ИС и ИТ.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, пере­дачи, обработки, отображения, тиражирования информации, оргтех­ника и др.), обеспечивающих работу ИТ. Центральное место среди всех технических средств занимает ПК. Структурными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являют­ся также методические и руководящее материалы, техническая доку­ментация и обслуживающий их персонал.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность про­грамм, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устой­чивую работу комплексов технических средств. В состав программ­ного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработ­кой и сопровождением на весь период жизненного цикла ИТ.

Математическое обеспечение (МО) — совокупность математи­ческих методов, моделей и алгоритмов обработки информации, ис­пользуемых при решения функциональных задач и в процессе автома­тизации проектировочных работ. Математическое обеспечение вклю­чает средства моделирования процессов управления, методы и средст­ва решения типовых задач управления, методы оптимизации иссле­дуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирова­ния, математической статистики, теории массового обслуживания и т. п.). Техническая документация по этому виду обеспечения ИТ содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико- математические методы и модели решения задач, текстовку и кон­трольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты в области организации управления объектом, постановщики функцио­нальных задач, математики-специалисты по моделированию процес­сов управления и вычислительным методам, проектировщики ИТ.

Организационное обеспечение (00) представляет собой ком­плекс документов, составленный в процессе проектирования ИС, утвержденный и положенный в основу эксплуатации. Они регламен­тируют деятельность персонала ИС в условиях функционирования ИТ, ИСФЗ и СППР. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействия работников управленче­ских служб и технологического персонала ИТ с техническими сред­ствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям раз­работки, внедрения и эксплуатации ИС, ИТ, ИСФЗ и СППР. В ча­стности, оно формируется при проведении предпроектного обследо­вания, составлении технического задания и технико-экономического обоснования на проектирование, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и пакетов прикладных программ (ППП), что отражается в технорабочей документации, а в процессе внедрения системы и ее эксплуатации корректируется и пополняется по мере расширения круга решаемых задач.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании и внедрении ИС и ИТ. Правовое обеспечение на этапе разработки ИС и ИТ включает нормативные акты, связанные с договорными отно­шениями разработчика и заказчика, с правовым регулированием раз­личных отклонений в ходе этого процесса, а также акты, необходимые для обеспечения процесса разработки ИС и ИТ различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования ИС и

ИТ включает определение их статуса, правового положения и компе­тенции звеньев ИС и ИТ в организации, прав, обязанностей и ответ­ственности персонала, порядка создания и использования информа­ции в ИС, процедур ее регистрации, сбора, хранения, передачи и об­работки, порядка приобретения и использования вычислительной и телекоммуникационной техники и других технических средств, созда­ния и использования математического и программного обеспечения.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функциониро­вания ИС и ИТ, предназначено для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятель­ности человека в ИТ, для ее быстрейшего освоения. В состав эрго­номического обеспечения ИТ входят: комплекс документации, со­держащей эргономические требования к рабочим местам, информа­ционным моделям, условиям деятельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование и формулировку требований к уровню подготовки персонала, а также формированию системы от­бора и подготовки персонала ИТ; комплекс методов и методик, обес­печивающих высокую эффективность деятельности персонала в ИТ.

Информационная технология – это совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что введенные в учебнике определения информационной технологии и системы очень похожи между собой. Однако это не так.

Информационная технология является совокупностью процессов и методик, состоящей из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Информационная система — это среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т. д. Основное назначение информационной системы — организация хранения и передачи инфор­мации. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ори­ентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.

Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. Обобщая все сказанное, предлагаем несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и техно­логии, реализованных средствами компьютерной техники.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...