Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1. Роль информации в развитии общества.Стр 1 из 21Следующая ⇒
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАТИКА – КАК ОБЛАСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая информационная революция связана с появлением языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой появления первых технологий, то есть знания и навыков рациональной организации этой деятельности. В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди — старейшины, жрецы, шаманы. В этих условиях процессы накопления и распространения знания в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Со смертью их носителей многие знания утрачивались и должны были формироваться заново. На это уходили столетия. Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Это и привело ко второй информационной революции. Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в развитии цивилизации, последствия которого мы ощущаем до настоящего времени. Ведь именно с изобретением письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов. Существенным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми посредством обмена письменными сообщениями. Появились исторические летописи, поэзия и литература, зародились элементы того нового и своеобразного явления, которое мы сегодня называем информационной культурой. Новый смысл приобрело и понятие образования. Третья информационная революция началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых эффективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произошел своеобразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное — началось более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Печатная книга стала главным хранителем и источником знаний. Своего апогея третья информационная революция достигла, по-видимому, с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Четвертая информационная революцияначалась в XIX в. и продолжалась 1-юполовину XX в. Тогда были изобретены и стали все более широко распространяться такие новые средства информационной коммуникации, как радио, телефони телевидение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье, оказывая значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части нашей планеты. Мы уже не мыслим своего существования в отрыве от мирового информационного пространства. А это очень важный аспект формирования сознания человека, который сегодня ощущает себя гражданином не только своей страны, но и, в определенной степени, всего мира. Таким образом, информационная революция изменяет общественное сознание всего человечества, делает его все более глобальным. Пятая информационная революция началась в 50-е гг. XX в., то есть с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов. Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: □ переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; □ миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; □ создание программно-управляемых устройств и процессов. Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с появлением технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. В информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Развитие общества в первую очередь будет определяться производством информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе увеличивается доля умственного труда, приоритетными становятся интеллект и знания. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий. Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества: □ будет решена проблема информационного кризиса, то есть разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; □ будет обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; □ главной формой развития станет информационная экономика; □ в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; □ информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; □ сформируется информационное единство всей человеческой цивилизации; □ с помощью средств информатики будет реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; □ будут реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции: □ все большее влияние на общество средств массовой информации; □ возможное разрушительное вторжение информационных технологии в частную жизнь людей и организаций; □ проблема отбора качественной и достоверной информации; □ возможные трудности многих людей в отношении адаптации к среде информационного общества, опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одно из направлений государственной политики связано с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. В последние годы в нашей стране также предпринимаются определенные усилия по созданию современного информационного общества, все больше внимания этим вопросам уделяет российское правительство, парламент и президент. Процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются: □ быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды своего обитания — техносферы, которая все больше снижает надежность и устойчивость этой среды; □ истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации; □ возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности — проблемы выживания человечества как биологического вида. Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются: □ глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных корпораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции; □ глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, и в интенсификации процессов международного обмена научной информацией; □ глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации; □ глобализация культуры, характерными признаками которой является создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художественных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитектуры и строительства. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас бс*е в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Возникновение больших потоков информации обусловливается: □ чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т. п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытноконструкторских работ; □ постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности; □ появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия систем коммуникаций. Как результат — наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления: □ появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно; □ существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; □ возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств. Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Рассмотрим этот процесс более подробно. История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. — в Японии и с конца 70-х — в Западной Европе. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на полное использование достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60 % трудоспособного населения, в СНГ — около 40 %. Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является стремительное развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации достигается манипулирование общественным мнением, создаются необходимые психологические предпосылки для формирования политических решений в различных сферах деятельности. Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовых коммуникаций служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи. В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества. В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека не только к решению описанных проблем, но и к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, к овладению современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: □ в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); □ в способности применять в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; □ в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных средств, представлять ее в понятном виде, эффективно использовать; □ во владении основами аналитической переработки информации; □ в умении работать с различной информацией; □ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач выбранной сферы деятельности. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, применение телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему о пересмотра всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями: □ материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.; □ природные ресурсы — объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей; □ трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе; □ финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры; □ энергетические ресурсы — носители энергии, например: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д. В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие информационных ресурсов, толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились как разные мнения и определения, так и разные научные школы, рассматривающие эти понятия. С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать гот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав. Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других информационных системах).Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т. п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: □ превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; □ сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; □ образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; □ повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации. Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д. Информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами — предоставляющей и потребляющей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Под базой данных понимают совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания данных, хранения данных и манипулирования данными. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг. Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические. Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации. Небиблиографические базы данных имеют множество видов: □ справочные базы данных содержат информацию о различных объектах и явлениях, например: адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т. п.; □ базы данных полного текста содержат первичную информацию, например: статьи, журналы, брошюры и т. п.; □ числовые базы данных содержат количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например: химические и физические данные, статистические и демографические данные и т. п.; □ текстово-числовые базы данных содержат описания объектов и их характеристики, например, по промышленной продукции, фирмам, странам и т. п.; □ финансовые базы данных содержат финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т. п.; □ юридические базы данных содержат правовые документы по отраслям, регионам, странам. Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.1. Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей, реферативных сборников, обзорных изданий, справочных изданий. Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, причем предоставление возможности такой работы также является услугой.
Ретроспективный поиск информации — это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файлов. Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает выдачу не только первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия. Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя: □ подготовку обзоров в виде рукописей; □ подготовку переводов текстов. Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря □ все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; □ высокой оперативности предоставления услуг; □ возможности отказа от собственных информационных систем. Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей. В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайтов и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации. Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом: □ непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде, в противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями; □ косвенный доступ включает в себя организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям; □ услуга загрузки (downloading) позволяет получить на свой персональный компьютер результаты поиска в центральной базе данных для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных; □ регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время. В сферу подготовки и оказания информационных услуг входят: □ связь (телефонная, телекоммуникационная), служащая для предоставления информационных услуг в форме передачи данных; □ обработка данных в вычислительных центрах; □ программное обеспечение; □ разработка информационных систем; □ разработка информационных технологий. Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу- хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг. Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: □ центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производятся постоянное накопление и редактирование информации; □ центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; □ службы телекоммуникации и передачи данных; □ специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например: консалтинговые фирмы, банки, биржи; □ коммерческие фирмы; □ информационные брокеры. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица. С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и специалисты в области науки и техники. С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации. С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но и сеть научно-исследо- вательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, имеющего несколько важнейших составляющих. □ Техническая и технологическая составляющая — это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации. Нормативно-правовая составляющая — это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. □ Информационная составляющая — это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. □ Организационная составляющая — это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Рассматриваемый далее пример демонстрирует роль государства в регулировании рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, организационный фактор государственной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя. Россия последовательно продвигается вперед по пути формирования пакета государственных информационных услуг. Благодаря личному вкладу и интересу к данным вопросам президента и правительства России за последние десять лет в этой сфере произошли значительные изменения: органы власти практически всех субъектов Российской Федерации имеют свои представительства в Интернете на региональном уровне и большинство — на районном и муниципальном уровнях. Это обеспечивает возможность гражданам получать дополнительную информацию о работе властных структур, обращаться к органам государственного управления через Интернет, способствует формированию открытого информационного общества. В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информатизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия. Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секторами: □ научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям; □ объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции; □ услуги образования — все виды обучений; □ управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений; □ бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда. В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерные для информационного общества: □ технический — вся аппаратно-техническая база информатики; □ программный — все программные продукты информатики; □ коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их инфраструктура передачи информации, все виды телефонной и факсимильной связи. Кроме того, существует мнение относительно разделения на секторы рынка дистанционных информационных услуг: □ высокомонополизированный профессиональный рынок предоставляет пользователю информацию по его сфере деятельности; □ услуги поддержки управленческих решений позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем; □ домашний рынок предоставляет услуги бытового характера, например, для электронных платежных операций и покупок. Уточненная, с учетом этих мнений, инфраструктура информационного рынка представлена на рис. 1.2. Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг. · 1-й сектор — деловая информация — состоит из следующих частей: биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки; статистическая информация— ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы; коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы. · 2-й сектор — информация для специалистов — содержит следующие части: профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т. д.; научно-техническая информация— документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; доступ к первоисточникам— организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах. · 3-й сектор — потребительская информация — состоит из следующих частей: новости и литература— информация служб новостей и агентств прессы,электронные журналы, справочники, энциклопедии; потребительская информация— расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т. п.; развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
□ 4-й сектор — услуги образования — включает в себя все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. □ 5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства — состоит из следующих частей: программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.; технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие; разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных; консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т. д.; подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п. Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство. Функции информационного бизнеса: □ управление финансами и ведение учета; □ управление кадрами; □ материально-техническое снабжение; □ организация производства; □ маркетинговые исследования; □ лизинговые операции; □ консультационное обслуживание; □ страхование имущества и информации; □ организация службы информационной безопасности; □ сервисное обслуживание. Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации, как уже отмечалось, принят ряд указов, постановлений, законов: □ «Об информации, информатизации и защите информации»; □ «Об авторском праве и смежных правах»; □ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»; □ «О правовой охране топологий интегральных схем». Рассмотрим основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации», который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов, нацеленных на успешное развитие информационного общества. С его помощью удалось частично решить ряд вопросов правового регулирования на информационном рынке, касающихся защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам: □ Общие положения. □ Информационные ресурсы. □ Пользование информационными ресурсами. □ Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения. □ Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации. В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации. Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов и правовые положения по их использованию, а также предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах: □ как материальный продукт, который можно покупать и продавать; □ как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право. Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы — формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Кроме того, он обеспечивает защиту собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения. Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |