Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Роль информации в развитии общества.




РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАТИКА – КАК ОБЛАСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных из­менений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая информационная революция связана с появлением языка и членораздель­ной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой появления первых технологий, то есть знания и навыков рациональной организации этой деятельности.

В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди — старейшины, жрецы, шама­ны. В этих условиях процессы накопления и распространения знания в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Со смертью их носителей многие знания утрачива­лись и должны были формироваться заново. На это уходили столетия.

Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Это и привело ко второй информационной революции.

Вторая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных чело­веческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в развитии цивилизации, последствия которого мы ощущаем до настоящего времени. Ведь именно с изобретением письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.

Существенным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми по­средством обмена письменными сообщениями. Появились исторические летописи, поэзия и литература, зародились элементы того нового и своеобразного явления, которое мы сегодня называем информационной культурой. Новый смысл приоб­рело и понятие образования.

Третья информационная революция началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых эф­фективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произошел своеобразный рост количества используемых в обществе информационных доку­ментов, а самое главное — началось более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Печатная книга стала главным хранителем и источником знаний.

Своего апогея третья информационная революция достигла, по-видимому, с по­явлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п.

Четвертая информационная революцияначалась в XIX в. и продолжалась 1-юполовину XX в. Тогда были изобретены и стали все более широко распростра­няться такие новые средства информационной коммуникации, как радио, телефони телевидение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье, оказывая значительное воздействие на формирование обще­ственного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чувства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей страны, но и значительной части нашей планеты.

Мы уже не мыслим своего существования в отрыве от мирового информаци­онного пространства. А это очень важный аспект формирования сознания че­ловека, который сегодня ощущает себя гражданином не только своей страны, но

и, в определенной степени, всего мира. Таким образом, информационная революция изменяет общественное сознание всего человечества, делает его все более гло­бальным.

Пятая информационная революция началась в 50-е гг. XX в., то есть с того времени, когда в социальной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, эко­номической и социальной информации кардинальным образом изменило возмож­ности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов.

Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

□ переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

□ миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

□ создание программно-управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с появлением технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информаци­онных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и по­литической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий по­служило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

В информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Развитие общества в первую очередь будет определяться производством информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по от­ношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе увеличивается доля умственного труда, приоритетными становятся интеллект и знания. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия пере­работки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информа­ционных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

□ будет решена проблема информационного кризиса, то есть разрешено противо­речие между информационной лавиной и информационным голодом;

□ будет обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

□ главной формой развития станет информационная экономика;

□ в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

□ информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

□ сформируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

□ с помощью средств информатики будет реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

□ будут реализованы гуманистические принципы управления обществом и воз­действия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

□ все большее влияние на общество средств массовой информации;

□ возможное разрушительное вторжение информационных технологии в частную жизнь людей и организаций;

□ проблема отбора качественной и достоверной информации;

□ возможные трудности многих людей в отношении адаптации к среде инфор­мационного общества, опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и по­требителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одно из направлений государственной политики связано с инвестициями и поддержкой инноваций в ин­формационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. В последние годы в нашей стране также предпринимаются определенные усилия по созданию современного информационного общества, все больше внимания этим вопросам уделяет российское правительство, парламент и президент.

Процесс информатизации общества является закономерным глобальным про­цессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:

□ быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком сре­ды своего обитания — техносферы, которая все больше снижает надежность и устойчивость этой среды;

□ истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного раз­вития цивилизации;

□ возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности — проблемы выживания че­ловечества как биологического вида.

Глобальная информатизация общества активно содействует развитию новых геополитических процессов, наиболее важными из которых являются:

□ глобализация экономики, проявляющаяся в создании транснациональных кор­пораций, международного разделения труда и международных рынков сбыта продукции;

□ глобализация науки, проявляющаяся в создании распределенных международ­ных творческих коллективов ученых, которые работают над общими научными проектами, и в интенсификации процессов международного обмена научной информацией;

□ глобализация образования, проявляющаяся в развитии систем дистанционного образования, создании открытых территориально-распределенных университе­тов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации;

□ глобализация культуры, характерными признаками которой является создание электронных библиотек и электронных версий картинных галерей, художе­ственных и музейных экспозиций, а также наиболее ценных объектов архитек­туры и строительства.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас бс*е в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в лю­бой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невоз­можно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Ла­винообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Возникновение больших потоков инфор­мации обусловливается:

□ чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докла­дов и т. п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно­конструкторских работ;

□ постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным об­ластям человеческой деятельности;

□ появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, ме­дицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия систем коммуникаций.

Как результат — наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления:

□ появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потока­ми и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно;

□ существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

□ возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию — в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создав­шегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эво­люционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Рассмотрим этот процесс более подробно.

История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. — в Японии и с конца 70-х — в Западной Европе.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интел­лектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко использу­емый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на полное использование достоверного, исчерпывающего и своев­ременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, «информатизация общества» является более широким поня­тием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информати­зация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличе­нии производительности труда в информационном секторе общественного про­изводства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60 % трудоспособного населения, в СНГ — около 40 %.

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе явля­ется стремительное развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации достигается манипулирование общественным мнением, создаются необходимые психологические предпосылки для формирования политических решений в раз­личных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информаци­онных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку миро­вого пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовых коммуникаций служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками созда­ваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продук­ты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего инфор­мационного общества.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека не только к решению описанных проблем, но и к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, к овладению современными средства­ми, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и на­капливать информацию, надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обла­дать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она явля­ется продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

□ в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

□ в способности применять в своей деятельности компьютерную информацион­ную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;

□ в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодиче­ской печати, так и из электронных средств, представлять ее в понятном виде, эффективно использовать;

□ во владении основами аналитической переработки информации;

□ в умении работать с различной информацией;

□ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способ­ствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (инфор­матика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для ав­томатизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изуче­нием теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обуче­ния должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач вы­бранной сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное про­изводство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобре­тением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возмож­ности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, применение телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных тех­нологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему о пересмотра всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значи­тельное развитие.

В индустри­альном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное произ­водство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

□ материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;

□ природные ресурсы — объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

□ трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессио­нальными знаниями для работы в обществе;

□ финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении госу­дарственной или коммерческой структуры;

□ энергетические ресурсы — носители энергии, например: уголь, нефть, нефтепро­дукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с тра­диционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие ин­формационных ресурсов, толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились как разные мнения и определения, так и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое при­ведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать гот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других информационных системах).Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информацион­ные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использова­ния и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т. п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алго­ритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки.

В настоящее время не разработана методология количественной и качествен­ной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного пери­ода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Не­сомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматри­ваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

□ превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

□ сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

□ образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к кото­рым возможен сравнительно недорогой доступ;

□ повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного ис­пользования необходимой информации.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.

Информационный продукт – это совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.

В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами — предоставляющей и потребляющей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение.

Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компью­терном или некомпьютерном варианте. Под базой данных понимают совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания данных, хранения данных и манипулирования данными.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при под­готовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиоте­ках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для си­стематизации информационных услуг и продуктов.

Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические. Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о докумен­тах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных имеют множество видов:

□ справочные базы данных содержат информацию о различных объектах и яв­лениях, например: адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т. п.;

□ базы данных полного текста содержат первичную информацию, например: ста­тьи, журналы, брошюры и т. п.;

□ числовые базы данных содержат количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например: химические и физические данные, статистиче­ские и демографические данные и т. п.;

□ текстово-числовые базы данных содержат описания объектов и их характери­стики, например, по промышленной продукции, фирмам, странам и т. п.;

□ финансовые базы данных содержат финансовую информацию, предоставляе­мую банками, биржами, фирмами и т. п.;

□ юридические базы данных содержат правовые документы по отраслям, регио­нам, странам.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресур­сов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.1.

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографических и других указателей, реферативных сборников, обзорных из­даний, справочных изданий.

Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, причем предо­ставление возможности такой работы также является услугой.

 

 

Рис. 1.1. Основные виды информационных услуг


 

Ретроспективный поиск информации — это целенаправленный по заявке поль­зователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файлов.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает выдачу не только первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по пред­варительному заказу и включают в себя:

□ подготовку обзоров в виде рукописей;

□ подготовку переводов текстов.

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компью­терной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря

□ все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;

□ высокой оперативности предоставления услуг;

□ возможности отказа от собственных информационных систем.

Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.

В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, на­зываемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располага­ющими мощными ЭВМ с внешней памятью более сотен гигабайтов и лазерными принтерами. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.

Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:

□ непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуника­ционной среде, в противном случае следует воспользоваться услугами, предо­ставляемыми специальными организациями;

□ косвенный доступ включает в себя организацию обучения пользователей, вы­пуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;

□ услуга загрузки (downloading) позволяет получить на свой персональный ком­пьютер результаты поиска в центральной базе данных для дальнейшего исполь­зования в качестве персональной базы данных;

□ регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

В сферу подготовки и оказания информационных услуг входят:

□ связь (телефонная, телекоммуникационная), служащая для предоставления информационных услуг в форме передачи данных;

□ обработка данных в вычислительных центрах;

□ программное обеспечение;

□ разработка информационных систем;

□ разработка информационных технологий.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой про­дуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу- хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.

Основным источником информации для информационного обслуживания в со­временном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

□ центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производятся постоян­ное накопление и редактирование информации;

□ центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

□ службы телекоммуникации и передачи данных;

□ специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятель­ности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например: консалтинговые фирмы, банки, биржи;

□ коммерческие фирмы;

□ информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.

С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка информаци­онных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись ин­формационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государственных учреждений, учебных заведений. Основные потребите­ли — ученые и специалисты в области науки и техники.

С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг начал форми­роваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого внедрения ком­пьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.

Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все больший удель­ный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать инфор­мационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но и сеть научно-исследо- вательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информа­ционной технологии.

В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, имеющего несколько важнейших составля­ющих.

□ Техническая и технологическая составляющая — это современное информаци­онное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и со­ответствующие им технологии переработки информации. Нормативно-правовая составляющая — это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке.

□ Информационная составляющая — это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.

□ Организационная составляющая — это элементы государственного регулиро­вания взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

Рассматриваемый далее пример демонстрирует роль государства в регулирова­нии рыночной экономики в период нестабильности. В нашей стране, претерпеваю­щей серьезные экономические изменения, организационный фактор государствен­ной политики становится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

Россия последовательно продвигается вперед по пути формирования пакета государственных информационных услуг. Благодаря личному вкладу и интересу к данным вопросам президента и правительства России за последние десять лет в этой сфере произошли значительные изменения: органы власти практически всех субъектов Российской Федерации имеют свои представительства в Интернете на региональном уровне и большинство — на районном и муниципальном уровнях. Это обеспечивает возможность гражданам получать дополнительную информацию о работе властных структур, обращаться к органам государственного управления через Интернет, способствует формированию открытого информационного об­щества.

В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся ин­форматизации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфра­структуры информационного рынка. Мы предлагаем вам следующее толкование этого понятия.

Инфраструктуру информационного рынка можно представить пятью секто­рами:

□ научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методиче­ских разработок по разным отраслям;

□ объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопро­дукции;

□ услуги образования — все виды обучений;

□ управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информа­ция, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообще­ния, оценки и рекомендации по принятию решений;

□ бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребитель­ском рынке, сведения о рынке труда.

В этой инфраструктуре отсутствуют три основных аспекта, характерные для

информационного общества:

□ технический — вся аппаратно-техническая база информатики;

□ программный — все программные продукты информатики;

□ коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их инфраструктура передачи информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на секторы рынка

дистанционных информационных услуг:

□ высокомонополизированный профессиональный рынок предоставляет пользо­вателю информацию по его сфере деятельности;

□ услуги поддержки управленческих решений позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

□ домашний рынок предоставляет услуги бытового характера, например, для электронных платежных операций и покупок.

Уточненная, с учетом этих мнений, инфраструктура информационного рынка

представлена на рис. 1.2.

Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

· 1-й сектор — деловая информация — состоит из следующих частей:

биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валют­ные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

статистическая информация— ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направ­лениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

· 2-й сектор — информация для специалистов содержит следующие части:

профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, мете­орологов и т. д.;

научно-техническая информация— документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, техниче­ских, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

доступ к первоисточникам— организация доступа к источникам информа­ции через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в раз­личных формах.

· 3-й сектор — потребительская информация — состоит из следующих частей:

новости и литература— информация служб новостей и агентств прессы,электронные журналы, справочники, энциклопедии;

потребительская информация— расписания транспорта, резервирование би­летов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т. п.; развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.

 

 

Рис. 1.2.Секторы информационного рынка


 

□ 4-й сектор — услуги образования — включает в себя все формы и ступени образо­вания: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция мо­жет быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, ком­пьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

□ 5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства — состоит из следующих частей:

программные продукты — программные комплексы с разной ориентаци­ей — от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное про­граммное обеспечение по реализации функций в конкретной области при­надлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

разработка и сопровождение информационных систем и технологий — об­следование организации в целях выявления информационных потоков, раз­работка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное обеспе­чение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной тех­нологии лучше организовать свою деятельность и т. д.;

подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т. п.

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относи­тельно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

Функции информационного бизнеса:

□ управление финансами и ведение учета;

□ управление кадрами;

□ материально-техническое снабжение;

□ организация производства;

□ маркетинговые исследования;

□ лизинговые операции;

□ консультационное обслуживание;

□ страхование имущества и информации;

□ организация службы информационной безопасности;

□ сервисное обслуживание.

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и иму­щественных прав на нее. В Российской Федерации, как уже отмечалось, принят ряд указов, постановлений, законов:

□ «Об информации, информатизации и защите информации»;

□ «Об авторском праве и смежных правах»;

□ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

□ «О правовой охране топологий интегральных схем».

Рассмотрим основные положения закона «Об информации, информатизации и защите информации», который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов, нацеленных на успешное развитие информационного общества. С его помо­щью удалось частично решить ряд вопросов правового регулирования на инфор­мационном рынке, касающихся защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

□ Общие положения.

□ Информационные ресурсы.

□ Пользование информационными ресурсами.

□ Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обе­спечения.

□ Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое страте­гическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-техни­ческой и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информаци­онный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов и правовые положе­ния по их использованию, а также предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

□ как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

□ как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллек­туальной собственности, авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на инфор­мацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы — формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Кроме того, он обеспе­чивает защиту собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.

Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического обще­ства в России.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 405.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...