Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История международной торговли




До конца 18 века во всех странах большинством населения являлись крестьяне, которые производили продовольствие, а также изготавливали орудия труда и многие предметы первой необходимости. То, что они не могли произвести сами, покупалось в близлежащих городах в обмен на излишки сельскохозяйственной продукции (обычно небольшие) и некоторые ремесленные изделия. Дальние поездки по торговым делам были большой редкостью, поскольку практически все продукты производились в небольших количествах, а перевозка товаров была сопряжена с опасностями и большими расходами и занимала много времени. Там, где существовала международная торговля, она обычно была монополизирована получившими государственную лицензию частными организациями, вроде британской Ост-Индской компании. За границу имело смысл вывозить лишь товары, обладавшие высокой стоимостью при малом весе: драгоценные камни, благородные металлы, пряности, некоторые виды тканей (особенно шерстяные и шелковые), меха и вино. Зерно также иногда вывозилось за рубеж, но в небольших количествах.

Веками международная торговля велась главным образом на побережье Средиземного и Балтийского морей и вдоль азиатских караванных путей, ведущих к этим морям. Главными центрами международного обмена товарами были итальянские города Венеция, Генуя и Флоренция, немецкие города Аугсбург и Нюрнберг, торговые города Фландрии (нынешней Бельгии) и портовые города Ганзейского союза на южном и восточном побережье Балтийского моря. При этом в жизни простых людей торговля не играла заметной роли, и открытие Америки и кругосветные плавания вокруг Африки и Южной Америки мало что в ней изменили. Однако результатом проявленного моряками мужества и мастерства стало смещение европейских морских торговых путей в сторону Атлантического и Индийского океанов.

Промышленная революция - британские технологические нововведения 17–18 века открыли дорогу к повышению производительности труда, сначала в сельском хозяйстве, а затем и в промышленности. Новые машины и оборудование сделали возможным появление более крупных предприятий по производству дешевых тканей, а затем и выплавке стали. Эти первые шаги в направлении массового производства привели к резкому увеличению объема перевозок товаров из страны в страну и сопровождались усовершенствованием средств транспорта и связи. Вскоре на путь промышленного развития по британскому образцу вступили Франция и Бельгия.

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в предыдущем столетии, к началу 19 века объем международной торговли товарами и услугами не превышал 3% от стоимости мирового выпуска продукции. Постепенно промышленная революция распространилась на Германию, США и Японию. Во второй половине 19 века появились новые отрасли производства: машиностроение, электротехническая и химическая промышленность. Вскоре на продукцию этих отраслей приходилась уже значительная доля мировой торговли. По железным дорогам и на пароходах перевозились большие партии грузов на дальние расстояния; телеграф существенно упростил распространение информации по всему миру. В результате всех этих изменений объем внешней торговли вырос и в 1913г. около одной трети всей производимой в мире продукции вывозилось за национальные границы.

Индустриализация подстегнула спрос на сырье: сначала на хлопок и лес, а затем на металлы и топливо. Около половины сырья добывалось или производилось в европейских странах; значительная часть поступала с плантаций, шахт и прочих предприятий, специально созданных в колониях для снабжения Европы необходимыми товарами. Во многих колониях появились анклавы, имевшие гораздо более тесные связи с зарубежными потребителями, нежели с обществом, в котором они существовали.

Несмотря на большое значение первичных продуктов в международном товарном обмене 19 в., центральное место в мировой торговле занимала Европа. Перед началом Первой мировой войны на торговлю между не европейскими странами приходилось менее 25% общего объема мировой торговли, на торговлю между европейскими странами – около 40%, а на торговлю между европейскими странами и остальным миром – 35%. Великобритания оставалась главной торговой страной мира, однако ее доля постепенно уменьшалась в связи со стремительным экономическим развитием континентальной Западной Европы, Северной Америки и Японии.

Основа свободной торговли – устранение ограничений на передвижение товаров и услуг из страны в страну - была заложена экономистами классической школы (главным образом британскими). Великобритания, начиная с 18 века постепенно, шаг за шагом отказывалась от протекционизма, и к началу 1840-х годов в силе в основном оставались лишь тарифы на импортную пшеницу. В 1846г. страна в принципе отказалась и от протекционизма в отношении сельского хозяйства. 1850–1860-е годы стали периодом экономического процветания, и это процветание напрямую связывалось со свободой торговли. Другие меры по либерализации торговли, предпринятые Великобританией и другими странами, сделали период с 1850 по 1880г. эпохой минимальных торговых барьеров.

К 1870г., однако, в результате развития океанских перевозок британское сельское хозяйство столкнулось с серьезной конкуренцией. В этой связи, в конце 1870-х годов, после продолжительного экономического кризиса, Европа (прежде всего Великобритания) начала отходить от принципов свободной торговли. Кроме того, национализм вызвал у таких стран, как США и Германия, опасения, что их индустриальное развитие натолкнется на большие трудности, если не удастся ограничить конкуренцию со стороны Великобритании - лидера в области промышленного производства. В этих условиях возросла популярность идеи защиты молодых отраслей промышленности.

В начале 20 века движение в направлении протекционизма продолжалось. Тем не менее, в 1914г., протекционизм достиг сравнительно небольших успехов, хотя мировое хозяйство уже не было столь свободным от контроля над торговлей, как 50 лет назад.

Международная торговля регулировалась золотым стандартом, в соответствии с которым национальные валюты имели фиксированную стоимость в золоте и диспропорции в платежах между странами погашались передачей золота на соответствующую сумму. Ни одна страна не могла поддерживать конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке путем девальвации национальной валюты; кроме того, невозможно было сохранять дефицит платежного баланса в течение неопределенно долгого времени. Поэтому все страны-участницы международной торговли стремились обеспечивать конкурентоспособность своих товаров за счет снижения издержек производства.

Эффективность производства у британских фермеров была и остается очень высокой, и они составляют небольшой процент населения страны. Когда Франция и другие страны Западной Европы создали объединение, позднее превратившееся в Европейский союз, они создали общую сельскохозяйственную политику со сложной системой управляемых цен и пограничных сборов. Со временем такая политика стала вызывать нарекания, породив перепроизводство и накопление «гор масла» и «озер вина». Некоторые, однако, утверждают, что высокий уровень производства сельскохозяйственной продукции служит страховкой в непредсказуемом мире, где регулярно возникает опасность нехватки продовольствия.

Несмотря на возрождение аграрного протекционизма в Великобритании и других европейских странах, объем международной торговли после войны стал увеличиваться. В период с 1953 по 1960 он возрастал в среднем на 7% в год, а с 1960 по 1974г.г. - почти на 8% в год. Кроме того, рост международной торговли происходил быстрее, чем увеличение мирового выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, наметилась тенденция к более высокой специализации разных стран на производстве различных товаров и услуг, хотя доля пересекающей границы продукции в общемировом выпуске к концу 70-х не достигла уровня 1913г., т.е. около 33%.

Несмотря на оживление торговли, сразу после окончания Второй мировой войны, разница в темпах инфляции между странами на протяжении 50 – 60-х годов время от времени приводила к торговым диспропорциям. Великобритания и особенно США не могли ни контролировать рост цен, ни адаптироваться к нему посредством корректировки обменных курсов валют. Когда в 1970-х годах валютные курсы окончательно «поплыли» – стали колебаться на спекулятивных валютных рынках в соответствии с инфляцией и другими экономическими показателями, - профсоюзы потребовали увеличения заработной платы в качестве компенсации роста цен на импортные товары (в частности, на нефть). В результате меры по сокращению импорта за счет повышения курсов иностранных валют часто оказывались недостаточно эффективными, и государствам для ликвидации дефицита торгового баланса время от времени приходилось прибегать к регулируемому, или «грязному», плаванию, при котором гибкий валютный курс сопровождался крупномасштабными заимствованиями.

Несмотря на усиливающуюся интеграцию мировых рынков, политические, психологические и технические преграды на пути передвижения товаров и услуг между странами все еще остаются существенными. Устранение этих преград привело бы к весьма значительной трансформации мирового хозяйства, а также национальных хозяйств всех стран мира.

По мнению многих экономистов, первые очевидные признаки такой трансформации появились уже в 70-е годы. В большинстве промышленно развитых стран мира начали осознавать, что такие новые индустриальные державы, как Южная Корея, Гонконг и Бразилия, вполне способны производить многие виды промышленной продукции (например, одежду, электронное оборудование, суда и автомобили) с меньшими издержками, чем в развитых странах. Вероятно, в будущем базовые отрасли обрабатывающей промышленности развитых стран мира будут испытывать большие трудности в конкурентной борьбе с продукцией новых соперников. Ради сохранения нынешних позиций в мировой торговле промышленно развитым государствам придется сосредоточиться на выпуске продукции высокой технологии или на оказании услуг, требующих огромного опыта (например, в финансовом менеджменте), а также (в случае с США) - на производстве продовольственных товаров.

Адаптация к новым тенденциям потребует огромных и весьма болезненных перемен. Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает "взрывной характер", мировая торговля развивается высокими темпами.

На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов и всего мирового сообщества. Глобальный мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г. привел к существенному падению объема международной торговли. Его последствия нам предстоит оценить в будущем










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...