Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ислам в Казахстане в XV – начале XX вв.




Роль ислама в становлении казахской государственности (ХV-ХVIII вв.). Ислам был признан официальной идеологией Казахского ханства, основоположниками которого в ХV в. стали султаны Жанибек и Керей. С образованием казахской народности внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность. Жители Казахского ханства придерживались суннитского ислама ханафитского мазхаба, но при этом в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами тенгрианства и шаманизма.

Казахская государственность с момента своего зарождения опиралась на мусульманские правовые нормы. Свою приверженность шариату утверждали все казахские ханы от Керея и Жанибека до последнего общеказахского хана Кенесары (погиб в 1847 г.). Значительное влияние шариат оказал на кодексы степного государственного права, принятые Касым ханом и Есим ханом.

Значительным шагом к внедрению ислама в общественную жизнь и юридическую практику стал кодекс законов «Жеті Жарғы», утвержденный ханом Тауке (ум. около 1718 г.). Нормы административного, уголовного и гражданского права, зафиксированные в этом документе, в значительной степени опирались на положения шариата. В частности, законы «Жеті Жарғы» признавали поддержку государством мусульманской религии.

Законодательное закрепление получила сложившаяся в Казахском ханстве структура общества, в котором доминирующую позицию получило аристократическое сословие (ак-суйек), стоявшее вне традиционного деления на жузы и роды. К элитному сословию относились чингизиды, ведшие происхождение от потомков Чингисхана, а также ходжи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммеда. Выделение в «Жеті Жарғы» ходжей в качестве одного из ведущих сословий свидетельствует о высоком социальном статусе ислама.

Вместе с тем, юридические нормы еще в значительной степени были связаны со сложившимся в степи обычным правом – адатом, либо представляли собой синтез адата с шариатом.

Таким образом, укрепление позиций мусульманской религии в регионе происходило на фоне сохранения позиций и определенного взаимодействия с языческими верованиями. Сложился так называемый религиозный синкретизм, когда следование исламскому вероучению сочеталось с сохранением в культовой практике древних языческих традиций, заметным оставалось влияние анимизма, шаманизма, поклонения предкам.

В XVI-XVII вв. дальнейшему распространению ислама в Казахстане способствовали тесные экономические и культурные связи казахов со среднеазиатскими народами и волжскими татарами. Проводниками ислама выступали миссионеры из Бухары, Самарканда, Ташкента, Хивы, Туркестана.

Ислам в независимом Казахстане.

Опыт последних лет показывает, что ислам обладает мощным созидательным потенциалом, способствующим поддержанию и развитию духовности в обществе. Миролюбивая сущность вероучения ислама, выраженная в неприятии насилия, а также в отказе от расовой и национальной нетерпимости, позитивно сказывается на сохранении и укреплении стабильности в нашей стране.

«Для нас, казахов, ислам – это, в первую очередь, высокий идеал и фактор, определяющий наше мировоззрение, своего рода Символ, позволяющий воздать должное памяти наших предков и богатой мусульманской культуре, которым некогда угрожало полное забвение», – пишет Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев в своей книге «Критическое десятилетие».

Гуманистические идеалы ислама обеспечили социальный прогресс человечества. Развитие и эволюция мирового сообщества обеспечивались гуманистическими устремлениями, излагаемыми в классическом виде в Священном Коране. Поэтому достижения современной цивилизации, нельзя рассматривать вне ценностей ислама.

Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой. Стремительно растет число мусульманских общин.

По всей стране возводятся новые мечети. Религиозные сооружения являются не только духовными центрами но и красивыми архитектурными сооружениями столицы которые олицетворяют духовное богатство казахстанского народа.

22 марта 2005 г. в Астане при участии Президента Нурсултана Назарбаева была открыта крупнейшая в стране мечеть «Нур-Астана». «Новая мечеть, – сказал на церемонии Глава государства, – станет подлинным духовным и религиозным центром молодой столицы Казахстана, а ее здание, отличающееся большим изяществом и красотой, еще больше украсит архитектурный облик города, придав ему особую неповторимость. Ознакомившись с культовым сооружением, гости города получат конкретное представление об Астане как о столице страны, исповедующей ислам – величайшую религию современности».

Мечеть «Нур-Астана» вошла в состав Исламского культурного центра, украсившего собой левый берег столицы. Мечеть одновременно может принять до пяти тысяч прихожан. Величественное здание украшают четыре минарета, каждый высотой в 62 метра, и 21 купол, покрытый алюминием с позолотой. Высота главного купола равняется 43 метрам.

6 июля 2012 года состоялось открытие крупнейшей в Центральной Азии мечети «Хазрет Султан», которая во время мусульманских праздников сможет вместить до 10 тысяч человек.

«Открытие новой соборной мечети «Хазрет Султан», являющейся самой большой и величественной в стране, - это праздник для всех казахстанцев. Новое культовое сооружение, названное в честь великого учителя Ходжи Ахмеда Яссави, является зримым символом преемственности духовных традиций нашего народа. Не случайно мы выбрали для строительства мечети именно это место – главную площадь страны, среди других архитектурных жемчужин столицы, рядом с Дворцом мира и согласия», - сказал Нурсултан Назарбаев в торжественной церемонии открытия.

В Алматы действует казахстанско-египетский Исламский университет «Нур». Каждый год в стране появляются новые медресе. Растет число верующих, среди которых немало молодежи. Все больше людей получают среднее и высшее духовное образование. Увеличивается число казахстанцев, совершающих паломничество в Мекку.

С 2006 г. первый день мусульманского праздника Курбан-айт объявлен в Казахстане праздничным.

Казахстан является полноправным членом Организации Исламского сотрудничества, объединяющей более 50 мусульманских государств.

 

Билет 13

1. Христианство в Казахстане: история и современность.

К истории христианства в Казахстане. Первое появление христиан на территории Центральной Азии, в городе Мерве, по свидетельству средневекового историка Бируни, относят к началу III в. н. э. Исторические источники упоминают о существовании построения III–IV вв., предназначенного, по всей видимости, для христианского культа. В начале IV в. происходит образование митрополии христиан несторианского толка (одно из ранних направлений христианства) в столице Согда, Самарканде. Несториане, преследуемые в Византии и Сирии, активно переселялись на территорию Центральной Азии.

Одновременно с несторианством в Центральную Азию внедряются и яковиты – сирийские монофизиты, утверждавшие, что Иисус Христос обладает только божественным естеством (основные направления христианства признают богочеловеческую природу Христа, в котором божественное и человеческое существуют неслиянно и нераздельно). Также известно, что в регионе были представлены мелькиты – представители древнего сирийского православия, подчинявшиеся Антиохийскому патриарху.

Однако после принятия тюрками ислама влияние христианства значительно ослабло и к XII-XIII вв. в Центральной Азии практически не осталось христианских общин.

Православие в Казахстане

История православия в Казахстане. Православие в Казахстане является вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением.

История появления православия в нашей стране связана первоначально с военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге первые военные притчи (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 г. в Туркестане и Шымкенте. В 1871 г. была образована Туркестанская епархия.

В 1872 г. на кафедру созданной Верненской и Семиреченской епархии был назначен первый из казахстанских архиереев – архиепископ Софония (С.В. Сокольский), который управлял епархией по 1877 г.

Строительство церквей в южной части Казахстана началось в 80-е гг. XIX в. Так, в 1901 г. в Сырдарьинской области имелось восемь каменных храмов, построенных из обожженного кирпича. К началу XX в. в Туркестане (в состав которого входили и многие земли Казахстана) проживала 391 тысяча православных христиан и действовало 306 церквей.

 

Католицизм в Казахстане

Католическая церковь в Казахстане. Первыми католическими миссионерами в Казахстане были монахи-францисканцы. По поручению римского первосвященника в 1245 г. к Великим ханам была направлена миссия Джованни дель Плано Карпини.

В 1253-1255 гг. другой францисканец Гильом Рубрук совершил путешествие из Константинополя в Каракорум, большая часть его пути проходила по территории современного Казахстана. В записках Рубрука можно обнаружить интересные исторические сведения о жизни средневековой Центральной Азии. Известно, что с тюркскими ханами вели переписку главы католической церкви Николай IV и Иоанн XXII.

История католицизма в Казахстане продолжилась в XVIII – второй половине XIX вв., когда здесь появились польские ссыльные, военнослужащие и спецпереселенцы.

В конце XIX в. в г.Костанае существовал католический храм, филиал Омского прихода. В начале XX в. священники Костанайского прихода служили также в Акмолинском и Семипалатинском регионах, где существовали общины польских и немецких переселенцев-католиков.

В 1917 г. в ведении Костанайского прихода насчитывалось 6 тысяч католиков и 8 молитвенных домов. В Петропавловске существовала церковь Пресвятого Сердца Иисуса (это единственный католический храм в Казахстане, сохранившийся с дореволюционных времен).

Протестантизм в Казахстане

Протестантизм в Казахстане. Протестантизм по своему вероучению не является монолитным и характеризуется наличием постоянно увеличивающегося количества религиозных течений.

Некоторые протестантские течения появились в Казахстане в период присоединения Казахстана к России (лютеране), а новые протестантские течения – после 1991 г. В Казахстане зарегистрировано более 600 местных религиозных объединений протестантского направления. При этом протестантизм является вторым религиозным течением после ислама по количеству религиозных объединений, вторым религиозным течением после католицизма по количеству миссионеров и вторым религиозным течением после ислама по количеству культовых зданий.

Наиболее крупными и представленными во всех регионах страны среди протестантских общин являются пятидесятнические церкви. Своеобразие их вероучения состоит в мистико-индивидуалистическом понимании церкви, которая состоит из веры в способность отдельных людей получать свыше дар духовного возрождения и «крещение Святым Духом».

В Казахстане они возникли в начале 1990-х годов и дали начало весьма значительной группе харизматических церквей, наиболее крупными из которых являются МРО «Сун Бок Ым» (7 объединений), МРО «Новая жизнь» (41 объединение), МРО «Агапе» (28 объединений), МРО «Источник жизни» (27 объединений).

Следующим по численности объединений и последователей являются Евангельские христиане-баптисты (181 объединение). Среди них имеются централизованные структуры – Союз церквей евангельских христиан-баптистов, всего 135 религиозных объединений и 46 автономных баптистских церквей.

 2. Трансформации буддизма в истории. Буддизм в современном мире.

Буддизм возник на территории Индостана в VI в. до н.э. Происхождение "покрыто мраком" (Токарев). Причина - отсутствие синхронных письменных источников. Первые надписи датируются временем Ашоки (III в. до н.э.). Ранняя история прослеживается по поздним преданиям: палийский канон (на языке пали) - II-I вв. до н.э. Основной источник - Типитака (на языке пали "три корзины"). Типитака кодифицирована около III в. и ее тексты разделены на три части:

· Виная-питака - посвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам в монашеских общинах.

· Суттапитака - содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам.

· Абхидхармапитака - метафизические рассуждения, проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис. Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть. Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос. После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.

Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.

Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

отстранение от истины бытия и неведения;

желания и страсти, способствующие возникновению страданий;

несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 312.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...