Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Факторный анализ прибыли от реализации продукции
Для более детального анализа финансовых результатов необходим факторный анализ. Рассмотрим его на примере анализа прибыли от реализации продукции, поскольку, как мы выяснили в предыдущем разделе, она является важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли. Как видно из таблицы 5, в отчетном 2011г. по сравнению с предыдущим годом прибыль от продаж возросла на 144 939 тыс. руб., что составило 49,1%. На формирование финансового результата по обычным видам деятельности в отчетном году оказали влияние фактор увеличения выручки от продаж и фактор привлечения дополнительных затрат на производство.
Таблица 5 – Факторы, влияющие на формирование прибыли от реализации продукции
Определим влияние каждого из факторов на сумму прибыли от продаж, используя следующие формулы [18]. 1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от реализации продукции:
где Ппр – прирост (уменьшение) прибыли от продаж за счет изменения выручки от продажи продукции, тыс. руб.; Ппб – прибыль от продаж базисного (предыдущего) периода, тыс. руб.; Ир – индекс изменения выручки от продаж, определяемый отношением выручки от продажи-нетто отчетного периода (В0) к выручке от продаж предыдущего периода (Вб) по формуле:
Отсюда Ппр = 295322 (1,22159 – 1) = 65558,5 тыс. руб. 2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продаж ( Ппс):
где Сб, Со – себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, тыс. руб. Ппс = 949474 1,22159 1060068 = 99806,7 тыс. руб. 3. Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продаж ( ПРпур):
где УРб и УРо – управленческие расходы предыдущего и отчетного (базисного) периода соответственно, тыс. руб. ПРпур = 131730 1,22159 158585 = 2335,1 тыс. руб. 4. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продаж ( Ппкр):
где КРб и КРо – коммерческие расходы предыдущего (базисного) и отчетного периода соответственно, тыс. руб. Ппкр = 23750 1,22159 52209 = 23196,2 тыс. руб. В итоге сумма факторных изменений дает общее изменение прибыли от продаж продукции за анализируемый период: Пп = Ппр + Ппс + ПРпур + Ппкр = 65558,5 + 99806,7 + 2335,1 – 23196,2 = 144939 тыс. руб. Таким образом, мы видим, что изменение выручки от продажи продукции, уровня себестоимости и уровня управленческих расходов привели к увеличению прибыли, а изменение уровня коммерческих расходов наоборот уменьшили прибыль от реализации продукции.
Анализ рентабельности По абсолютной сумме прибыли и ее приросту нельзя судить об уровне доходности предприятия, так как на их размер оказывает влияние как интенсивный, так и экстенсивный характер использования производственных ресурсов. Поэтому для характеристики эффективной работы наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель - рентабельность. В отечественной практике показатели рентабельности объединяются в несколько групп: – показатели, характеризующие доходность капитала и его составляющих; – показатели, характеризующие рентабельность затрат; – показатели, характеризующие рентабельность продаж [11]. Некоторые наиболее распространенные виды показателей рентабельности в разрезе перечисленных групп, рассчитываемые по данным бухгалтерской отчетности, представим в таблице 6. Показатель рентабельности активов, который в 2011г. увеличился на 35,2%, характеризует, насколько эффективно предприятие использует свои активы. Рентабельность активов сильно зависит от отрасли, в которой работает предприятие. Для капиталоемких отраслей (таких, как например железнодорожный транспорт или электроэнергетика) этот показатель будет ниже. Для компаний сферы услуг, не требующих больших капитальных вложений и вложений в оборотные средства, рентабельность активов будет выше. Рентабельность собственного капитала, увеличившаяся в 2011г. на 30,8%, показывает эффективность использования собственного капитала организации или величину чистой прибыли, приходящейся на рубль ее собственных средств. По усредненным статистическим данным рентабельность собственного капитала составляем примерно 10-12% (в США и Великобритании). Для инфляционных экономик, таких как российская, показатель должен быть выше. У ЗАО «ДС-Контролз» мы можем видеть достаточно высокий уровень рентабельности собственного капитала, что говорит об эффективности использования вложенного в предприятие капитала [24].
Таблица 6 – Показатели рентабельности ЗАО «ДС-Контролз» %
Изменение показателя рентабельности собственного капитала зависит от средней стоимости заемного капитала (средней процентной ставки) и размера финансового рычага. Рентабельность инвестированного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала и привлеченных на долгосрочной основе заемных средств. Показатель рентабельности текущих затрат, который также увеличился в 2011г., показывает, что прибыль, приходящаяся на рубль затрат, увеличивается, что свидетельствует об эффективной ценовой и производственной политике. Аналогичный вывод, только в сфере производства продукции, можно сделать, исходя из увеличения показателя рентабельности производственных затрат. Уровень рентабельности производственной затрат, рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Этот показатель показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Наконец, рентабельность реализации, которая увеличилась в отчетном году на 21,8%, отражает величину прибыли, которая приходится на рубль объема продаж или какова эффективность операционной деятельности организации. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Возможными причинами увеличения являются рост объемов продаж и изменение ассортимента. Проанализировав данные этой таблицы, можно сделать вывод о положительной динамике роста уровня рентабельности ЗАО «ДС-Контролз» в отчетном году по сравнению с базисным. И на основании этого можно утверждать об эффективной работе предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |