Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Важную роль прибыли в развитии предприятия определяет необходимость непрерывного управления ею в целях роста эффективности хозяйственной деятельности.




Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений руководством предприятия по всем основным аспектам ее планирования, формирования, распределения и использования. В какой бы сфере деятельности не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль [16].

Управление прибылью непосредственно связано с производственной, финансовой, инвестиционной и инновационной деятельностью предприятия. Это определяет необходимость органичной интеграции системы управления прибылью в составе системы управления предприятием.

Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли взаимосвязаны и оказывают влияние на конечные результаты деятельности предприятия.

Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах деятельности. Это связано с высокой динамикой факторов внешней среды, с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков.

Управление прибылью должно основываться на многовариантном подходе к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения по формированию, распределению и использованию прибыли должны иметь альтернативные возможности.

Система управления прибылью призвана решать следующие основные задачи:

– обеспечение максимизации размера планируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и повышения эффективности их использования;

– обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем планируемой прибыли, и допустимым уровнем риска. Допустимый уровень риска определяет, какая: агрессивная умеренная или консервативная политика осуществления тех или иных видов деятельности, будет выбрана предприятием;

– обеспечение высокого качества формирования прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования. В рамках операционной деятельности основное внимание уделяется росту прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения ее новых перспективных видов;

– обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия, при этом в самофинансировании развития предприятия, прибыли необходимо отводить главную роль.

Процесс управления прибылью базируется на определенном механизме, в структуру которого входят следующие элементы:

– государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и использования прибыли;

– рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли;

– внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли.

Для эффективного управления прибылью необходим не только расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности, но и определение прогнозной величины прибыли предприятия.

Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятий, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. Существует множество методов прогнозирования и планирования финансовых результатов предприятия. Правильный подбор метода прогнозирования прибыли позволяет наиболее точно определить плановый размер прибыли хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо сравнить основные методы прогнозирования прибыли между собой.

Метод прямого счета, основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует: определения ассортимента по всем позициям номенклатуры; составления калькуляций по всем изделиям; исчисления плановой себестоимости и договорных цен на продукцию, что в свою очередь предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам; установления цен реализации выпускаемой продукции. Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

Аналитический метод, основан на планировании прибыли с учетом неизменной рентабельности и предполагаемого объема продаж. Впоследствии полученное значение корректируется по мере изменения уровня цен по элементам себестоимости продукции либо других факторов, но он не учитывает динамику рынка по предыдущим периодам, а опирается на текущие изменения. Аналитический метод применяют при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана.

Нормативный метод, прост в использовании и подразумевает определение планируемой прибыли на основе единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Но иногда для достижения большей эффективности предприятиям приходится устанавливать на одни виды продукции высокий процент рентабельности, а другие производить себе в убыток для поддержания ассортимента.

Факторный метод наиболее перспективен. Принципиальные установки этого метода: прогнозный анализ финансовых результатов; применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонений от избранного значения; полный учет инфляционных изменений; использование базовых показателей за предыдущий период; определение наиболее значимых факторов, влияющих на планируемые показатели; выбор оптимального значения показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль получает значения исходных, целевых показателей, на основе которых разворачивается планирование. Вместе с тем факторный метод планирования прибыли имеет некоторые недостатки: большая трудоемкость; не полный учет зависимости прибыли от влияния всех основных и второстепенных факторов; использование информации только за отчетный период, равный плановому (для учета изменения требуется более значительный временной период).

Метод прогнозирования, основанный на анализе одиночных временных рядов, более гибок по отношению к динамике рынка, так как он учитывает изменение факторов, образующих прибыль.

Таким образом, операционный анализ хозяйственной деятельности предприятия и прогнозирование прибыли позволяет не только точно оценить текущее состояние предприятия, но и с определенной долей точности предсказать перспективы его развития [4].

Также представляется необходимым внести предложения по улучшению финансовых результатов деятельности ЗАО «ДС-Контролз», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах:

- выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

- внедрить системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;

- разработать эффективную и гибкую ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей;

- осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска продукции;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации обслуживающего персонала;

- осуществлять повышение квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности труда;

- разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;

- использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

- разработать эффективную инвестиционную политику;

- сократить стоимость оборотных фондов;

- увеличить свои внереализационные доходы за счет сдачи имущества в аренду.

Выразим количественно эффект от сдачи складских помещений ЗАО «ДС-Контролз» в аренду.

Производственные площади предприятия составляют 2800 м2. Предположим, на территории предприятия есть неиспользуемые складские помещения, которые можно сдать в аренду и тем самым увеличить внереализационные доходы. Площадь неиспользуемых помещений 240 м2. Т.к. территория предприятия находится в черте города, охраняется и имеются все бытовые условия (электричество, отопление), то средней по городу величиной арендной платы, исходя из этих характеристик, будет 30000 руб. в месяц. Таким образом, внереализационные доходы ЗАО «ДС-Контролз» увеличатся на 360000 руб.

Отразим экономический эффект от инвестиционной деятельности ЗАО «ДС-Контролз». Предположим, руководство и финансовый отдел, проанализировав экономическую ситуацию в стране и мире, финансовое состояние предприятия и исследовав рынки, решили вложить денежные средства в акции ОАО «Газпром».

Например, если бы 11 января 2011 года ЗАО «ДС-Контролз» приобрело бы 1000 обыкновенных акций ОАО «Газпром», стоимость одной акции была равна 165,50 руб. Затем 5 декабря 2011 года руководство решило бы продать эти акции по цене 184,50 руб. за одну акцию.

Доходность этой операции равнялась бы 11,5 %, а годовая доходность составила бы 49,5% годовых. Кроме того, дивиденды акций ОАО «Газпром» в 2011 году были равны 8,97 руб. на каждую акцию.

Разработка инвестиционной политики предприятия является важным этапом в получении прибыли, поэтому должна разрабатываться специалистами, хорошо знакомыми с фондовым рынком.

Все выше перечисленные мероприятия позволят увеличить финансовые результаты деятельности  ЗАО «ДС-Контролз».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретическое исследование и практический анализ формирования и использования прибыли предприятия, позволили нам сделать следующие выводы.

Прибыль – основная цель предпринимательской деятельности и ее конечный финансовый результат. Она является интегральным (обобщающим) критерием конкретной производственно-торговой деятельности.

Общим для всех показателей прибыли является превышение доходов над расходами. Если же доходы оказываются меньше расходов, имеет место убыток. При анализе формирования прибыли необходимо вскрыть все причины и факторы, вызвавшие убыток. Прибыль предприятие получает в том случае, если доходами покрываются расходы.

Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Вертикально-горизонтальный анализ финансовых результатов и анализ динамики прибыли, проведенные в 3 главе, позволяют сделать вывод о том, что ЗАО «ДС-Контролз» является стабильно развивающимся предприятием, со стабильным финансовым состоянием, высоким уровнем финансовых результатов деятельности.

Коэффициент обеспеченности собственными средствамихарактеризует достаточность у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. Наличие у предприятия достаточного объема собственных оборотных средств является одним из главных условий его финансовой устойчивости.

Коэффициент автономии, соответствующий норме, делает ЗАО «ДС-Контролз» привлекательным с точки зрения инвесторов и кредиторов.  Значения коэффициента увеличились в период с 2009г. по 2011г.

Все виды прибыли в отчетном 2011 году по сравнению с 2010 выросли (валовая прибыль – на 44,4%, прибыль от продаж – на 49,1%, прибыль до налогообложения – на 47,5%, чистая прибыль – 47,3%). Темпы роста всех видов прибылей практически одинаковы, что свидетельствует о рациональной экономической политике предприятия. Прибыль от продаж растет быстрее, чем выручка, что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство и реализацию продукции. Темпы роста расходов по обычным видам деятельности выше темпов роста выручки от продаж, что отрицательно сказывается на себестоимости единицы продукции и способствует ее повышению.

В пункте 3 главы 3, мы выяснили, что рентабельность собственного капитала, увеличившаяся в 2011г. на 30,8%, показывает эффективность использования собственного капитала организации или величину чистой прибыли, приходящейся на рубль ее собственных средств. По усредненным статистическим данным рентабельность собственного капитала составляем примерно 10-12% (в США и Великобритании). Для инфляционных экономик, таких как российская, показатель должен быть выше. У ЗАО «ДС-Контролз» мы можем видеть достаточно высокий уровень рентабельности собственного капитала, что говорит об эффективности использования вложенного в предприятие капитала.

Также мы можем наблюдать увеличение объемов произведенной и реализованной продукции, что обуславливается крупными контрактами, которые предприятие заключило в последний год:

- ООО «Газпром добыча шельфа»;

- ОАО «Акрон» (расширение действующего производства карбамида);

- ОАО «Танеко» (строительство высокого давления для трех котлов);

- ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (установка замедленного коксования);

- ОАО «Газпромнефть - ОНПЗ» (строительство установки гидроочистки бензинов) и др.

В 4 пункте 3 главы мы выявили, что резервом увеличения прибыли, может быть, прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду.

Сокращение расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки.

В 4 главе мы внесли внести предложения по улучшению финансовых результатов деятельности ЗАО «ДС-Контролз», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периодах:

- выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

- внедрить системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;

- разработать эффективную и гибкую ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей;

- осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска продукции;

- при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации обслуживающего персонала;

- осуществлять повышение квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности труда;

- разработка эффективной инвестиционной политик;

- сокращение стоимости оборотных фондов;

- осуществлять сдачу в аренду имущества или основных средств, которые не используются в производстве в данный момент.

Все выше перечисленные мероприятия позволят увеличить финансовые результаты деятельности ЗАО «ДС-Контролз».

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...