Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система непрерывного дизайн-образования «школа-техникум-вуз»




 Дизайн-образование, как процесс усвоения систематизированных знаний и приобретения первичных навыков в области художественного проектирования, направлено на формирование творческой индивидуальности будущего художника-конструктора. Профессиональная деятельность такого специалиста находится в непосредственном контакте с инженером-конструктором, технологом и в настоящее время дизайн-образование предполагает не только художественно-эстетическую наполненность, но и достаточно глубокое изучение различных технологий изготовления художественно- промышленных изделий, материалов, оборудования и оснастки для их изготовления. Такое интегрированное образование предъявляет повышенные требования к базовому уровню учащихся, срокам реализации образовательной программы и параметрам образовательной среды, способствующей творческому развитию. Подготовку таких специалистов целесообразно осуществлять в системе непрерывного профессионального образования, когда первоначальная художественно-эстетическая подготовка даётся в раннем возрасте в школах искусств, лицеях, общеобразовательных школах с эстетическим уклоном. Далее учащиеся получают в техникуме среднее специальное образование по специальности «Дизайн» и продолжают образование в системе высшей школы в сокращенные сроки.

 Начальное художественное образование учащиеся средних школ получают на базе школы искусств. В процессе обучения они приобщаются к художественной культуре, обучаются основам изобразительной грамоты, воспитывают эстетический вкус. Процесс обучения строится на неразрывной связи всех элементов изобразительного языка: композиции и рисунка, тональных, пластических, пространственных и цветовых отношений. Осваиваются понятия размера, пропорции, ритма, теневых отношений, колористической цельности, цветового пятна, понятие декоративности.

 Учащиеся школы искусств постигают законы и методы изображения на примерах из классического отечественного и мирового искусства - той основы, на которой развивается осознанное восприятие формы и цвета в их гармоническом единстве. Регулярно проводятся обсуждения, анализ выполненных работ. Развивается усидчивость в работе, так как достижение творческих успехов – кропотливый труд, требующий больших временных затрат, усилий воли и сосредоточенного внимания. Усвоенные знания, приёмы изображения применяются в творческих работах для выражения правдивого, яркого, цельного художественного образа.

Подготовка студентов продолжается в системе среднего специального образования (специальность «Дизайн») и осуществляется в Институте непрерывного профессионального образования.

Кроме общеобразовательных дисциплин в университете студенты продолжают изучать рисунок, цветоведение, технику и технологию живописи, композицию, историю мировой культуры. Одной из основных дисциплин в дизайн-образовании является компьютерное проектирование и компьютерное моделирование, которым уделяется большое внимание и студенты изучают их в течении четырёх семестров. Профессиональная деятельность дизайнера, имеющего среднее образование, распространяется и на элементы рекламно-информационного характера, поэтому в образовательную программу включены такие дисциплины как дизайн рекламы и дизайн шрифта. Реализация учебной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта происходит в тесной взаимосвязи изучаемых дисциплин. Кратко остановимся на содержании, целях и задачах основных из них.

 При изучении рисунка основной целью ставится научить студентов выразительно и правильно изображать формы предметов, усвоить изобразительную грамоту и применять ее на практике – рисовать с натуры, по памяти. Она предусматривает знание законов и правил изобразительного языка. Обучение рисунку – это решение взаимосвязанных задач: развитие зрительного восприятия, наблюдательности, умение сравнивать между собой предметы и явления, определять сходство и различие, выделять предметы по форме, цвету, фактуре, осознавать увиденное. Важнейшие задачи – развитие у рисовальщика способности видеть и изображать форму предметов в пространстве. Определение пропорций и линейно-конструктивное построение формы. Овладение техникой рисунка воспитывает способность целостного видения.

 Основной целью изучения дисциплины «Живопись» является усвоение глубоких знаний и практических навыков в области реалистического отображения предметов и объектов действительности средствами акварели, как одной из средств живописной техники, развитие способностей воспринимать и правильно передавать цветовое богатство окружающего мира, объемную видимую форму предметов в различных условиях освещения и среды. Предусматривается последовательное освоение натуральных постановок, начиная с простых геометрических тел и заканчивая сложными тематическими натюрмортами.

 «Композиция» - одна из ведущих дисциплин в дизайн-образовании и на ней остановимся несколько подробнее.

 Цель курса – обучение студентов основным методам проектной деятельности, развитие профессионального образного мышления, знакомство со специальными композиционными приемами. В программу курса для специальности «Дизайн» входит курс комбинаторики. Тема комбинаторики имеет принципиальное значение для развития профессионального мышления дизайнера и по своей природе является научной дисциплиной, изучающей различные способы объединения (перестановки, размещения, сочетания, взаимное расположение) различных объектов в некоторую целостность, и в этом смысле может выступать в дизайне достаточно эффективным принципом композиционного формообразования. Принцип комбинаторики позволяет предельно наглядно и логически строго проследить процесс формирования композиционных решений с точки зрения как создания их художественно-образных структур, так и влияние комплекса строго заданных факторов на формообразование исходных комбинаторных элементов. Это определяет особую методическую ценность комбинаторной темы в практическом курсе композиции, поскольку она непосредственно связана с развитием у студентов способности моделировать целостную форму на основе комплекса достаточно жестких требований, обеспечивая при этом необходимую степень художественной образности у большого числа композиционных решений. В целом это позволяет расширить диапазон творческого мышления дизайнера и обогатить арсенал его профессиональных методов формообразования.

В программу также входит курс «Основы шрифтовой графики» В методике преподавания этого курса выделяются три основных значения шрифта: шрифт как одно из средств визуальной коммуникации; шрифт как одна из форм искусства; шрифт и технические средства его воспроизведения.

 Дисциплина «Дизайн рекламы» является объединенным курсом и состоит из шести разделов: «Основы рекламы», «Конструирование рекламы», «Фирменный стиль», «Визуальные средства рекламы», «Информационные технологии в рекламе», «Связь с общественностью и политическая реклама». Основная цель курса «Дизайн рекламы» – заключается в следующем: дать теоретическую основу для разработки креативных материалов (графических, текстовых) при создании рекламной продукции, научить студентов рациональным приемам мыслительной деятельности в процессе решения дизайнерских задач в области рекламы.

«Дизайн шрифта». Основная цель – научить студентов понимать современный шрифт и пользоваться при проектировании. Студенты стараются шрифтом выразить образ слова, характер, грамматику в построении букв, композицию в листе, связь слова с изображением.

На последнем курсе студенты изучают основы технологий изготовления художественных изделий из древесины и других неметаллических материалов, художественную ковку, литьё. Знакомство с основами художественной обработки повышает уровень и качество образования.

 Государственным образовательным стандартом специальности «Технология художественной обработки материалов» в блоке общеобразовательных дисциплин предусмотрены инженерные и художественные дисциплины. Студенты изучают пластическую анатомию, теорию теней и перспективу. скульптуру и лепку, дизайн, совершенствуют своё мастерство в рисунке и живописи, композиции.

 Поскольку, «Композиция» является одним из основных связующих звеньев технологического и художественного блоков, остановимся на её содержании в высшей школе несколько подробнее. Основная задача - развитие профессионального образного и логического мышления, высокого художественного вкуса, освоение композиционных приемов и формирование способностей нахождения нестандартного подхода к решению проектных задач. Студенты овладевают методиками художественного конструирования изделий, методами проведения предпроектных исследований и художественно- конструкторского анализа. В процессе обучения знакомятся с профессиональной техникой и приемами графического изображения проектируемых изделий, макетирования, свойствами и особенностями работы с различными материалами, составляют художественно-конструкторское обоснование проекта, учатся организации проектных работ. Дизайнерское проектирование – особая область творчества, со своими профессиональными приёмами и методами работы. Эта часть знаний связана с методикой художественного конструирования и приобретается в процессе самой работы, в ходе накопления практического опыта.

 Для закрепления знаний, полученных в процессе обучения, по основным дисциплинам предусмотрены практические занятия и лабораторные работы, курсовые работы, проекты.

Дизайн-образование в системе непрерывного профессионального образования позволяет подготовить специалистов, способных свести в единую систему функциональные качества художественно-промышленных изделий с их эстетическими и эксплуатационными характеристиками. Выпускники профессионально подготовлены не только к проектной, творческой и исполнительской деятельности, но и производственно-технологической, организационно-управленческой и художественно-производственной, что в настоящее время представляется весьма актуальным.

      

2.3. Предпрофессиональная подготовка дизайнеров-педагогов в художественной школе.

Данная практика существенно расширяет кругозор и дает возможность испытать на практике свой педагогический потенциал.

Во время прохождения практики студенты занимаются с учащимися, проводят различные игры и конкурсы во время перемен.

Одним из обязательных условий студенты должны провести занятие в худ. школе, написать психолого-педагогическая характеристику учащегося.

Цели и задачи практики дает сам Университет, когда отправляет студентов на практику. (См. Приложение 3)

У каждого отдельного человека, у коллективов и у всего общества всегда есть и будут жизненно необходимые материальные и духовные потребности, нужда в чем-то, недостаток чего-нибудь. Чтобы удовлетворять свои потребности, каждый отдельный человек, целые коллективы и все общество вынуждены производить для этого материальные и духовные ценности, физически и умственно трудиться, организовываться, создавать новое, творить, ставить все новые и новые цели и достигать их.

В структуре воспитания как организуемого обществом формирования личности мы рассматриваем две целенаправленные деятельности: жизнедеятельность воспитуемых и воспитательную деятельность совокупного общественного воспитателя.

Обучение является сердцевиной общественного явления воспитания. Оно всегда существовало и существует в реальной практике взаимоотношений в между взрослыми и детьми. Его цель в том, чтобы обеспечить приспособление ребенка к действительности, сориентировать его в разнообразных жизненных условиях и ситуациях, подготовить к трудовой деятельности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 191.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...