Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Или КАК ЗВУКОГРАД В БУКВОГРАД ПРЕВРАЩАЛСЯ




Цели занятий^ Показать детям связь звука с буквой, познакомить с основными правилами чтения (на материале коротких слов).

1. Оборудование^

2. Карты Звукограда и Буквограда для демонстрации группе (см. образцы демонстрационных карт).

3. Рабочие странички для каждого ребенка (см. образцы в Приложении). 3. Черепашка (игрушка-самоделка).


Методические  указания и пояснения:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              1. Карта Буквограда рассматривается по горизонталям (игровое название — переулки Буквограда). В каждом переулке помещены буквы, которые обозначают звуки с общими                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           артикуляционными характеристиками (например, при произнесении свистящих звуков —

С, 3, Ц—кончик языка находится у нижних зубов, губы слегка растянуты в улыбку).

2. Представляется полезным связать зрительный образ буквы с артикуляцией соответствующего звука. Например, при произнесении звука П губы смыкаются и размыкаются, как ворота; буква П похожа на ворота: две палочки, сверху перекладина. Взрослый ведет рассказ-сравнение звука и буквы.

3. Для практической деятельности ребенка предлагаются «рабочие странички». Каждая страничка представляет собой материал для работы со звуками одного переулка (6 переулков — 6 страничек). Занятия по ним помогают понять связь звука с буквой, звукобуквенный состав слога. Размышляя, а также раскрашивая буквы, картинки и подписи к ним, ребенок закрепляет полученные знания.

Рекомендуем сделать для каждого ребенка 6 черно-белых ксерокопий с образцов рабочих страничек, данных в Приложении.

В верхней части каждой рабочей странички помещены гласные и согласные из данного переулка. Слушая, рассказ-сравнение, дети обводят буквы в соответствии с правилом: буквы, обозначающие звонкие согласные, — жирным контуром, глухие согласные — тонким контуром; для твердых согласных берется синий цвет, для мягких — зеленый; для гласных — красный. Буквы Ь и Ъ обводятся простым карандашом. Эта работа аналогична раскрашиванию шторок в Звукограде.

В нижней части рабочей странички имеются картинки с подписями. Приведем три типа инструкций для прочтения коротких слов-подписей (см. рабочую страничку к Воротному переулку).

а) Первый способ: каждый звук анализируется отдельно, затем из них складывается целое слово. Воспитатель: Посмотри на картинки внизу странички. Найди первую картинку. Рассмотри. Под картинкой —

слово «AM». Покажи первую букву — А, выбери нужный карандаш, раскрась. Покажи вторую букву — М, рас-1 крась. Читай слово «AM». Раскрась рамочки букв, как раскрашивались окошки в Звукограде.

б)  Второй способ — делается упор на «глобальное» чтение, то есть чтение целым словом сразу, затем проводится анализ составляющих слово звуков и букв.

Воспитатель: Рассмотри вторую картинку. Вместе прочтем подпись под картинкой: «БАМ». Послушаем себя: кг кой первый звук в этом слове—твердый или мягкий? Найди первую букву. Каким цветом ее надо раскрасить? Какой  второй звук в этом слове? Каким цветом раскрасишь букву? Какой третий звук? Раскрась букву нужным цветом.

Посмотри на последнюю картинку: под картинкой слово «МЯУ». Четко назови первый звук. Почему первую букву надо раскрасить зеленым цветом? Каким цветом раскрасишь буквы Я и У? Почем]

в) Третий способ: используется последовательный анализ букв и игровой прием «Пальчики в гостях у букв» j (см. раздел «Из Слогандии — в Словандию»). Покажем на примере рабочей странички к Веселому переулку.

Воспитатель: В нижней половине рабочей странички рассмотри левую картинку. Первую букву ты уже знаешь. Прочти и раскрась нужным цветом. Прочти вторую букву. Какое слово получилось? Пусть пальчики тебе помогут. | Левый мизинчик становится в круглое окошечко (А). Рядом с ним безымянный—в квадратное окошечко (Й).

Для подписей к картинкам подобраны короткие односложные слова-междометия или звукоподражания. Они выражают различные эмоциональные состояния, способствуют расширению активного словаря ребенка, связывают звуки жизни и звуки речи. Хорошо, если дети сами будут придумывать подобные слова, рисовать к ним картинки, как словотворчество, характерное для дошкольников, развивает чувство языка, поддерживает интерес к работе. 4. Рабочие странички могут использоваться как на занятиях, так и для выполнения домашнего задания. I Воспитатель: На следующее утро проснулся Типтоп и стал собираться на прогулку по переулкам Звукограда. | Топ-топ, топ-топ-топ, с нами топает Типтоп (воспитатель показывает движения-шаги указательным и средним пальцами правой руки в том же ритме, дети повторяют за воспитателем те движения сначала правой, а потом левой рукой).

Медленно, не торопясь, шел Типтоп в первый переулок Звукограда, чтобы вновь повстречаться со старыми знакомыми — звуками. Шел и размышлял: узнавать звуки речи он научился, но разговаривать все равно не


может. А ведь так много мыслей у мудрого черепашонка, так хочется передать их мальчикам и девочкам, помощникам и друзьям.

Вспомнил Типтоп, что придумали люди знаки, которые называются буквами. Любой звук речи можно обозначить буквой, из букв можно составить слова, из слов—предложения, из предложений—рассказы, сказки! «Хорошо бы научиться читать!—подумал Типтоп,—я мог бы узнать столько интересного! Как же выяснить, что это за знаки и как выглядят буквы?» Углубившись в свои мысли, Типтоп и не заметил, как оказался в одном из переулков.

Постучал лапкой в круглые окошки и подумал: «Тук-тук-тук, тук-тук-тук. Отзовись, знакомый звук!». И из-за шторок донеслись звуки: А, Я.

Постучал Типтоп в квадратные окошки и услышал: М, Мь, Б, Бь, П, Пь.

Ребята, повторим для черепашонка эти звуки: А, Я, М, Мь, Б, Бь, П, Пь. Пусть он увидит, что у нас губы, как ворота, — то открываются, то закрываются.

Посмотрел черепашонок на губы ребят и понял, что он в Воротном переулке. И тут случилось волшебство: распахнулись шторки, а за ними — буквы: А, Я, М, Б, П. Так началось превращение Звуко-града в Буквоград. Обрадовался Типтоп, что познакомится с буквами и научится читать и писать.

Но как же запомнить эти буквы, ведь их так много?! Достал Типтоп свою тетрадку, а вы, ребята, возьмите свою рабочую страничку. Будем вместе находить и раскрашивать буквы нужным цветом!

Еще раз обращаем внимание воспитателя на то, что у каждого ребенка должны иметься заранее подготовленные черно-белые рабочие странички, соответствующие цветным образцам — переулкам Буквограда, данным в Приложении. Демонстрационные карты для всей группы — это увеличенные цветные схемы Звукограда и Буквограда со всеми улицами и переулками. Далее воспитатель продолжает сказку, ориентируясь на демонстрационную карту и нижеследующие таблицы. Задание для детей произносить звуки, спрятанные за шторками Звукограда, находить и раскрашивать на своей рабочей страничке соответствующие звукам буквы, является постоянным для данного этапа работы.

Пояснения к рабочим страничкам в виде таблиц приведены далее.

27

В Воротном 1

В Звукограде

На улице 1

У звука-певца А_ рот, как ворота, открыт «и никто не разберет, где ворота, а где рот». Сколько звуков А в словах астра, азбука, айва! Какой звук А звучит громче: первый или последний? Самый громкий звук — главный командир. Например, в слове астра он стоит в начале слова, в слове айва он стоит в конце слова

На улице Улыбч

Звук Я начинает свою песенку с короткой улыбки, а потом рот раскрывает широко, как ворота. В словах яма, семья назови место звука Я (в начале или конце слова). Где у них звук-командир?

На Громко

Звуки-близнецы М, Мь живут за плотно закрытыми воротами. Твердый М всегда согласен с певцами А, Ы, Э, О, У; мягкий Мь согласен с улыбчивыми певцами: Я, И, Е, Ё, Ю

Звуки-близнецы Б и Бь —как будто барабанщики выходят из ворот. Бьют в барабаны то твердо «Б-Б-Б», то мягко «Бь-Бь-Бь»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...