Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКАМИ РЕЧИ И БУКВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА




Для обучения детей звукобуквенному анализу предлагаются две сказки-игры—про Звукоград и Буквоград. I «Звукограде» воспитатель знакомит детей со звуками речи (фонемами). В игре «Буквоград», которая является логическим продолжением предыдущей, ребята узнают, что звуки речи обозначаются особыми знаками — буквами.

Путешествуя по придуманным улицам и переулкам, малыши ориентируются на демонстрационные карты этих городов. Между собой карты-схемы Звукограда и Буквограда схожи и воспроизводят всю фонетико-фонематическую систему русского языка.

Каждая карта представляет собой таблицу.

На демонстрационной карте Звукограда (см. образец в Приложении) звуки обозначены символически: гласные — красными кружочками, согласные — синими и зелеными квадратами (игровое название — «шторки»). Синий цвет показывает твердость согласного, зеленый цвет — мягкость согласного, как это принято во многих азбуках и букварях.

Карта Звукограда превращается в карту Буквограда следующим образом. В таблице Звукограда делаются прорези по пунктирным линиям, затем она накладывается на таблицу с буквами (см. образец). И оказывается, что за шторками видны буквы: в круглых окошках — гласные, в квадратных окошках — согласные. Буквы! раскрашены по тому же принципу, что в Звукограде.

Гласные и согласные располагаются по четырем вертикалям таблиц. Игровые названия вертикалей — улицы. Гласные А, Ы, Э, О, У живут на улице Певцов. Гласные Я, И, Е, Ё, Ю живут на улице Улыбчивых Певцов, так как каждая из них начинается со звука Й (для детей — с короткой улыбки). I Согласные звонкие (М-Мь, Б-Бь, Й, З-Зь, Г-Гь, Ж, В-Вь, Д-Дь, Р-Рь, Л-Ль, Н-Нь) живут на Громкой улице, а глухие (П-Пь, С-Сь, Ц, К-Кь, Х-Хь, Ш, Щ, Ч, Ф-Фь, Т-Ть) —на Тихой.

По горизонталям располагаются звуки, в произнесении которых в чём-то сходно, в чём-то по-разному участвуют губы и язык. Игровые названия горизонталей — переулки. Например, в Воротном переулке при произ-


несении звуков А, Я, М, Мь, Б, Бь, П, Пь рот широко открывается и плотно закрывается (для детей — как ворота). А в Веселом переулке губы растянуты в веселую улыбку при произнесении звуков Ы, И, Й, З-Зь, С-Сь, Ц (для детей — лица звуков веселые).

У каждого звука — двойной «адрес». Например, О живет в Сердитом переулке и на улице Певцов, В живет в Паровозном переулке и на Громкой улице. Таким образом получается, что большинство жителей этих городов живут на перекрестках.

В сказки про Звукоград и Буквоград введен сквозной образ черепашонка Типтопа, который вместе с детьми познает грамоту, преодолевает трудности, переживает неудачи, радуется успехам, вызывает у детей сочувствие, желание помочь. Все это учит понимать переживания другого (человека, персонажа и т. п.), выраженные как с помощью вербальных, так и невербальных средств общения. Повторяющиеся выражения «медленно ... направлялся Типтоп», «остановился, подумал Типтоп» и им подобные настраивают ребенка на предварительное планирование предстоящей работы, предупреждают импульсивность в действиях. Таким образом взрослый помогает осознать, что быстро — не значит хорошо. Словосочетания «золотая голова», «золотые руки», «... уверенно шел Типтоп» способствуют пробуждению уверенности в своих силах, самоуважению.

В игре используются ритмичные хлопки, ритмичные постукивания пальцами по столу, обозначающие шаги Типтопа. Отработка с детьми ритмизованных движений важна для формирования правильной устной и письменной речи.

Сказки построены в виде беседы, которую ведет взрослый (воспитатель, логопед, родитель). В процессе рассказа дети совместно со взрослым проговаривают слова, выделяя ударные гласные, первый звук в слове и т. д., рисуют, раскрашивают, выполняют ритмичные движения.


Знакомство со звуками русского языка,










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...