Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие восприятия звуков жизни,
Или ЗВУКОВЫЕ СТРАНИЧКИ
Цели занятий:Совершенствовать слуховое восприятие ребенка, обучать его различению громких и тихих звуков жизни, подготавливая таким образом к дифференциации глухих и звонких звуков речи; расширять круг представлений об окружающем мире и пополнять их словарный запас (употребление в речи глаголов и отглагольных существительных); привлекать внимание дошкольников к согласованию глагола с существительным. Оборудование 1. Набор «Звуковых страничек» для каждого ребенка. 2. Рис, гречка, пшено, горох, фасоль, разложенные в пустые пузырьки и коробочки из-под лекарств, конфет, йогурта, чая («погремушки»), колокольчики разного размера, емкости с водой. Методические указания и пояснения : Дети дома по заданию воспитателя заготавливают «звуковые странички», каждая примерно размером с альбомный лист. Образцы даны в приложении. На первой «звуковой страничке» должно быть шесть рисунков с подписями, нарисо- ванных контурной линией и заключенных в рамочки. На страничках со второй по пятую — по четыре картинки с подписями, каждая картинка заключена в рамочку, а также по две пустые рамочки, в которых дети будут рисовать иллюстрации самостоятельно или по заданию воспитателя. Воспитатель может ориентироваться на предложенные образцы «звуковых страничек» и таблицу громких и тихих неречевых звуков, данную в конце раздела. При подготовке детей к работе с этим блоком рекомендуем обсудить такие вопросы: 1. Посмотрите внимательно и скажите, что находится в пузырьках. (Дети отвечают: гречка, пшено, рис. Воспитатель насыпает детям на ладошки по 2-3 крупинки, обращает внимание на различие цвета, размера крупы.) 2. Встряхнем стеклянный пузырек с гречкой. Как этот звук можно изобразить голосом?(ш_) Как назвать такое звучание «погремушки» одним словом? (Шуршание.) Аналогичные вопросы задаются про звон колокольчика (дзынь), шуршание пшена (ш_), громыхание фасоли (грым). Примечание: _ — так обозначена долгота звука. 3. Как ответить на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» {Булькает — булькают, громыхает — громыхают, шуршит — шуршат, стучит — стучат). 4. Закройте глаза и послушайте шуршание крупы в пузырьке. Запомните этот звук. (Аналогично де слушают громыхание гороха, фасоли, стук вермишели, шуршание пшена.) 5. Скажите, в каких «погремушках» звучание тихое, в каких — громкое? Какой звук громкий ? (Громыхание, стук) Какой звук тихий? (Шуршание, шелест). 6. Закройте глаза, послушайте. (Воспитатель производит звук с помощью какой-либо «погремушки»). Откройте глаза. Какой это был звук? (Громыхание, шуршание.) Какая «погремушка» так зву-1 чала? 7. Закройте глаза, послушайте. (Воспитатель производит подряд два звука с помощью двух разных «погремушек».) Откройте глаза. Какие звуки вы слышали? Какой звук вы услышали сначала, какой потом? (Аналогично дети запоминают последовательность из трех и более различных I звуков). 8. Как «разговаривают» звери и птицы? Как издаваемые ими звуки можно изобразить голосом человека? (Собака — «гав!», «р-р-р», «у-у»; кошка — «мяу», «мур»; лошадь — «иго-го», «фр-р»). (Поощрения детям, которые давали правильные ответы: у тебя ушки-послушки, у тебя замечательные ушки, внимательные уши; ты умеешь слушать звуки, как осторожный зайчик, и т.д.) Каждая «звуковая страничка» представляет собой набор отдельных сюжетных или предметных картинок, I связанных общей ситуацией и объединенных общей темой, например, «Дома, в квартире», «В городе», «В лесу, в поле, на болоте», «Во дворе». Темы могут формироваться и по иным принципам (например, по понятийному: животные, техника, неживая природа). Хорошо, если новые темы и картинки к ним будут предлагать не только воспитатели, но и дети. Рисунки, изображенные на страничках, заключены в тонкие одинарные рамочки, под картинкой помещены подписи, обозначающие издаваемые звуки. Первая страничка — ознакомительная. Здесь изображаются явления, при звукоподражании которым ребенку легко различить громкие и тихие звуки жизни. В верхней части странички находятся картинки, содержание которых подсказывает, что действие сопровождается громкими звуками. Воспитатель анализирует с детьми рисунки (бой барабана, грохот грома), просит произнести звукоподражание, подчеркивая (выделяя голосом) громкие звуки. Ребята обводят рамочку жирным контуром. Детям объясняется символика: для громких звуков нужна толстая,] для тихих— тонкая рамка. На более поздних этапах, при знакомстве с буквами и их раскрашивании! остается тот же принцип: звонкий звук — толстая буква, глухой звук — тонкая буква. 14 В средней части страницы помещены картинки, предполагающие, что действие сопровождается тихими звуками (писк цыпленка, стук мяча о землю). Воспитатель просит произнести соответствующие звуки и обвести рамочки тонкой линией. В нижней части страницы приведены ситуации, в которых не слышно никаких звуков. Воспитатель предлагает детям прислушаться, издает ли какие-либо звуки цветок в горшке или лежащий на земле камень. Дети приходят к пониманию слов: «полная тишина». Символом полной тишины является овал, который ребенок заштриховывает. Все картинки маленький ученик раскрашивает самостоятельно. Затем дети работают со второй «звуковой страничкой» («Дома, в квартире»). Анализируя ситуацию, произнося с воспитателем подписи к картинкам, ребенок решает, какая нужна рамочка: толстая (для громких звуков), тонкая (для тихих) или нужно нарисовать овал и заштриховать его. В одном из пустых квадратов дети рисуют картинку, где действие сопровождается громким звуком, в другом — тихим. Третья и четвертая «звуковые странички» аналогичны второй. На пятой «звуковой страничке» в беспорядке размещены картинки, из которых дети должны выбрать иллюстрации, изображающие один и тот же предмет. Но в одной ситуации он издает громкий звук, в другой — тихий, в третьей — звуки отсутствуют. Дети вырезают картинки и приклеивают на отдельный листок каждую серию, придумывают и произносят звуки, подсказанные рисунками. В ситуации, где звуков нет, плотно смыкают губы и прижимают палец к губам, что означает: «тихо, тишина». Примеры: 1. Мальчик разбивает камнем окно (бум-дзын), мальчик бросает камень в реку (плюх), камень лежит (IIIII). 2. Собака лает (гав), щенок лает (тяф), собака притаилась на охоте (/////). 3. Машина заводится (ж_), тормозит (ш_), стоит у подъезда (/////). Возможные вопросы и задания ко всем звуковым страничкам Примечание: здесь необходимо утрированно произносить окончания в вопросе и в глаголе. 1. Найди картинки, на которых изображены животные. Закончи предложения. • Когда утка зовет своих утят, она (что делает?) ... (крякает). • Утки плавают в пруду и (что делаЮТ?) ... (крякают). • На болоте слышно утиное ... (кряканье). • Когда собака охраняет дом, она (что делает?) ... (лает). • Собаки прогоняют вора и (что делаЮТ?)... (лают). • Со двора слышен собачий ... (лай). Аналогичные вопросы можно задать про других животных (гуся, журавля, курицу, корову, козу, льва, лягушку, ежа, змею, лошадь). 2. Найди картинки, относящиеся к неживой природе, и ответь: • Гром (что делает?) ... (грохочет). • Вдали слышен (что?) ... (грохот) грома. • Какие ты еще знаешь природные явления, при которых слышны звуки? Как назвать эти звуки? (Шум дождя — дождь шумит; вой ветра — ветер воет и т. д.). 3. Нарисуй картинки, относящиеся к технике, и составь предложения: • Сирена (что делает?) ... (воет). • Машина (что делает?) ... (бибикает, дудит). • Поезд (что делает?) ... (гудит). 4. Составь «громкие» предложения на тему «Улица в праздник». (Трубят трубы Звонят колокола. Барабанят барабаны.) На тему «В поле, в лесу»: (Жужжит жук. Ворона каркает.) Составь «тихие» предложения на тему «На городской улице». (Шуршат шины машины. Машина высыпает песок.) Частично предлагаемый материал может использоваться для занятий с детьми, начиная с трехлетнего возраста, в полном объеме — с детьми 6 — 7 лет.
Таблица громких и тихих неречевых звуков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |