Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие восприятия звуков жизни,




Или ЗВУКОВЫЕ СТРАНИЧКИ

 

Цели занятий:Совершенствовать слуховое восприятие ребенка, обучать его различению громких и тихих звуков жизни, подготавливая таким образом к дифференциации глухих и звонких звуков речи; расширять круг представлений об окружающем мире и пополнять их словарный запас (употребление в речи глаголов и отглагольных существительных); привлекать внимание дошкольников к согласованию глагола с существительным. Оборудование                                                                                                                                                                                                                                         1. Набор «Звуковых страничек» для каждого ребенка.

2. Рис, гречка, пшено, горох, фасоль, разложенные в пустые пузырьки и коробочки из-под лекарств, конфет, йогурта, чая («погремушки»), колокольчики разного размера, емкости с водой.


Методические   указания и пояснения :                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Дети дома по заданию воспитателя заготавливают «звуковые странички», каждая примерно размером с альбомный лист. Образцы даны в приложении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           На первой «звуковой страничке» должно быть шесть рисунков с подписями, нарисо-

ванных контурной линией и заключенных в рамочки. На страничках со второй по

пятую — по четыре картинки с подписями, каждая картинка заключена в рамочку, а также по две пустые рамочки, в которых дети будут рисовать иллюстрации самостоятельно или по заданию воспитателя.

Воспитатель может ориентироваться на предложенные образцы «звуковых страничек» и таблицу громких и тихих неречевых звуков, данную в конце раздела.

При подготовке детей к работе с этим блоком рекомендуем обсудить такие вопросы:

1.                                Посмотрите внимательно и скажите, что находится в пузырьках. (Дети отвечают: гречка, пшено, рис. Воспитатель насыпает детям на ладошки по 2-3 крупинки, обращает внимание на различие цвета, размера крупы.)

2. Встряхнем стеклянный пузырек с гречкой. Как этот звук можно изобразить голосом?(ш_) Как назвать такое звучание «погремушки» одним словом? (Шуршание.) Аналогичные вопросы задаются про звон колокольчика (дзынь), шуршание пшена (ш_), громыхание фасоли (грым).

Примечание: _ — так обозначена долгота звука.

3.  Как ответить на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» {Булькает — булькают, громыхает — громыхают, шуршит — шуршат, стучит — стучат).

4. Закройте глаза и послушайте шуршание крупы в пузырьке. Запомните этот звук. (Аналогично де слушают громыхание гороха, фасоли, стук вермишели, шуршание пшена.)

5. Скажите, в каких «погремушках» звучание тихое, в каких — громкое? Какой звук громкий ? (Громыхание, стук) Какой звук тихий? (Шуршание, шелест).

6.  Закройте глаза, послушайте. (Воспитатель производит звук с помощью какой-либо «погремушки»). Откройте глаза. Какой это был звук? (Громыхание, шуршание.) Какая «погремушка» так зву-1 чала?

7. Закройте глаза, послушайте. (Воспитатель производит подряд два звука с помощью двух разных «погремушек».) Откройте глаза. Какие звуки вы слышали? Какой звук вы услышали сначала, какой потом? (Аналогично дети запоминают последовательность из трех и более различных I звуков).

8. Как «разговаривают» звери и птицы? Как издаваемые ими звуки можно изобразить голосом человека? (Собака — «гав!», «р-р-р», «у-у»; кошка — «мяу», «мур»; лошадь — «иго-го», «фр-р»). (Поощрения детям, которые давали правильные ответы: у тебя ушки-послушки, у тебя замечательные ушки, внимательные уши; ты умеешь слушать звуки, как осторожный зайчик, и т.д.)

Каждая «звуковая страничка» представляет собой набор отдельных сюжетных или предметных картинок, I связанных общей ситуацией и объединенных общей темой, например, «Дома, в квартире», «В городе», «В лесу,  в поле, на болоте», «Во дворе». Темы могут формироваться и по иным принципам (например, по понятийному: животные, техника, неживая природа). Хорошо, если новые темы и картинки к ним будут предлагать не только воспитатели, но и дети. Рисунки, изображенные на страничках, заключены в тонкие одинарные рамочки, под картинкой помещены подписи, обозначающие издаваемые звуки.

Первая страничка — ознакомительная. Здесь изображаются явления, при звукоподражании которым ребенку легко различить громкие и тихие звуки жизни.

В верхней части странички находятся картинки, содержание которых подсказывает, что действие сопровождается громкими звуками. Воспитатель анализирует с детьми рисунки (бой барабана, грохот грома), просит произнести звукоподражание, подчеркивая (выделяя голосом) громкие звуки. Ребята обводят рамочку жирным контуром. Детям объясняется символика: для громких звуков нужна толстая,] для тихих— тонкая рамка. На более поздних этапах, при знакомстве с буквами и их раскрашивании! остается тот же принцип: звонкий звук — толстая буква, глухой звук — тонкая буква.

14                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


В средней части страницы помещены картинки, предполагающие, что действие сопровождается тихими звуками (писк цыпленка, стук мяча о землю). Воспитатель просит произнести соответствующие звуки и обвести рамочки тонкой линией.

В нижней части страницы приведены ситуации, в которых не слышно никаких звуков. Воспитатель предлагает детям прислушаться, издает ли какие-либо звуки цветок в горшке или лежащий на земле камень. Дети приходят к пониманию слов: «полная тишина». Символом полной тишины является овал, который ребенок заштриховывает. Все картинки маленький ученик раскрашивает самостоятельно.

Затем дети работают со второй «звуковой страничкой» («Дома, в квартире»). Анализируя ситуацию, произнося с воспитателем подписи к картинкам, ребенок решает, какая нужна рамочка: толстая (для громких звуков), тонкая (для тихих) или нужно нарисовать овал и заштриховать его. В одном из пустых квадратов дети рисуют картинку, где действие сопровождается громким звуком, в другом — тихим.

Третья и четвертая «звуковые странички» аналогичны второй.

На пятой «звуковой страничке» в беспорядке размещены картинки, из которых дети должны выбрать иллюстрации, изображающие один и тот же предмет. Но в одной ситуации он издает громкий звук, в другой — тихий, в третьей — звуки отсутствуют. Дети вырезают картинки и приклеивают на отдельный листок каждую серию, придумывают и произносят звуки, подсказанные рисунками. В ситуации, где звуков нет, плотно смыкают губы и прижимают палец к губам, что означает: «тихо, тишина». Примеры:

1. Мальчик разбивает камнем окно (бум-дзын), мальчик бросает камень в реку (плюх), камень лежит (IIIII).

2. Собака лает (гав), щенок лает (тяф), собака притаилась на охоте (/////).

3.  Машина заводится (ж_), тормозит (ш_), стоит у подъезда (/////).

Возможные вопросы и задания ко всем звуковым страничкам

Примечание: здесь необходимо утрированно произносить окончания в вопросе и в глаголе.

1. Найди картинки, на которых изображены животные. Закончи предложения.

• Когда утка зовет своих утят, она (что делает?) ... (крякает).

• Утки плавают в пруду и (что делаЮТ?) ... (крякают).

• На болоте слышно утиное ... (кряканье).

• Когда собака охраняет дом, она (что делает?) ... (лает).

• Собаки прогоняют вора и (что делаЮТ?)... (лают).

• Со двора слышен собачий ... (лай).

Аналогичные вопросы можно задать про других животных (гуся, журавля, курицу, корову, козу, льва, лягушку, ежа, змею, лошадь).

2. Найди картинки, относящиеся к неживой природе, и ответь:

• Гром (что делает?) ... (грохочет).

• Вдали слышен (что?) ... (грохот) грома.

• Какие ты еще знаешь природные явления, при которых слышны звуки? Как назвать эти звуки? (Шум дождя — дождь шумит; вой ветра — ветер воет и т. д.).

3.  Нарисуй картинки, относящиеся к технике, и составь предложения:

• Сирена (что делает?) ... (воет).

• Машина (что делает?) ... (бибикает, дудит).

• Поезд (что делает?) ... (гудит).

4.  Составь «громкие» предложения на тему «Улица в праздник». (Трубят трубы Звонят колокола. Барабанят барабаны.) На тему «В поле, в лесу»: (Жужжит жук. Ворона каркает.)

Составь «тихие» предложения на тему «На городской улице». (Шуршат шины машины. Машина высыпает песок.)

Частично предлагаемый материал может использоваться для занятий с детьми, начиная с трехлетнего возраста, в полном объеме — с детьми 6 — 7 лет.


 

 

    Громко     Тихо   Полная тишина

В квартире

Телефон Звонок входной двери Звонит будильник Открыт кран Шагающий малыш Закипает чайник Игрушки в пустой комнате Застелен- ная кровать
Дзн_ Дин-дин Тр_ С_ Топ Пх_    

Во дворе

Собака Игра на барабане Работает пила Цыпленок Игра в мяч Лошадь Крадется кошка Пустая скамейка
Гав Бум Вжик Пи Тук Фр_    
В городе Машины заводятся Сигнал машины Колокольный звон Двери троллейбуса закрываются Велосипед едет по песку Шуршат шины машины Машина стоит в гараже Светофор
  ж_ Би-би Дин-дон Пш_ Х_ Щ.    
В лесу, в поле, на болоте Лягушка Ворона Шмель Камыш Падающая шишка Еж Заяц притаился под кустом Цветок в лесу
  Ква Кар   ш_ Бух Пьк    

Таблица громких и тихих неречевых звуков










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...