Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Или ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗВУКОГРАДУ




Цели занятий:

Дать ребенку представление о звуках (фонемах) русского языка, привлечь внимание к положению языка и губ в момент произнесения звука речи, научить звукоразличению гласных — согласных, звонких — глухих, свистящих — шипящих и т. д.

Оборудование:                                                                                                                                                                                                                                       1. Карта Звукограда для демонстрации группе (см. образец в Приложении).

2. Контурная карта Звукограда для каждого ребенка, сделанная по образцу демонстрационной.

3. Цветные (красный, синий, зеленый) и простой карандаши.

4. Черепашка (игрушка-самоделка).

Методические  указания 1. Рекомендуем сделать для каждого ребенка черно-белую ксерокопию демонстрационной -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  карты Звукограда.

2. На занятиях постепенно дети раскрашивают свою карту соответственно рассказу и показу воспитателя.

3. Игрушку-черепашку ребята сами делают заранее на специальных занятиях или дома — из бумаги, скорлупок грецкого ореха, ракушек, шишек...

Знакомство с улицей Певцов

Воспитатель: Ребята, дайте отгадку на загадку. Тогда найдете мудрого попутчика в город звуков речи — ЗВУКОГРАД.

Это чьи лежат яички? Почему не видно птички? Вывелись из них не птахи, А смешные ... (черепахи).

17


Про одну черепашку, маленькую, но мудрую, — наша сказка...

Жил-был черепашонок, по имени Типтоп. Был Типтоп очень добрым, дружил с птицами, зверями, насекомыми и людьми. Очень любил он слушать, как птицы поют, как звери говорят на своем зверином языке, а люди — на человеческом. Но о чем они говорят, ему было непонятно, да и сам Типтоп разговаривать не умел. А любил он молча думать. Высунет голову из панциря — посмотрит вокруг, увидит, запомнит. Опять спрячет голову — и думает, думает, думает. Вот однажды задумал Типтоп выучить человеческий язык, и решил он отправиться в город звуков речи — Звукоград.

Давайте и мы, ребята, пойдем с Типтопом слушать звуки речи, находить их в словах.

Итак, в путь, с любимым девизом Типтопа: «Медленно, но уверенно — вперед!»

Добрался Типтоп до городской стены, а у ворот висит карта города. (Показ карты-схемы Звукограда.) Видит Типтоп: на двух улицах — домики с красными шторками на окошках, а на остальных улицах шторки на окнах синие и зеленые, а то и раскрашены пополам — синим и зеленым. Думал-думал черепашонок и решил сначала отправиться на первую улицу с красными шторками. А там из-за шторок песни слышны, жители рты широко открывают, поют громко: А_, Ы_, Э_, О_, У_.

Понравились Типтопу эти красивые мелодичные песенки, а повторить не может, ведь он черепашонок, а не человеческий ребенок. Как же научиться различать звуки речи Типтопу? Давайте поможем ему. Типтоп послушает и постарается запомнить. Произносите звуки речи правильно, четко, красиво. {Далее дети произносят за воспитателем все гласные.)

Звук А — акает, язычок на дне рта, а рот открыт широко, как ворота.

Звук Ы — ыхает, веселый: губки в широкой улыбке, кончик языка внизу, а спинка его чуть выгнута.

Звук Э — эхает, экает, дразнит всех: губы — в улыбке, нижняя губка оттянута вниз, язык иногда высовывается и дразнит: «Э_!»; кончик языка внизу, а сам он горбиком выгибается.

Звук О — ойкает, охает, окает: лицо сердитое, губки круглые, язычок низко-низко во рту.

Звук У — ухает; губы вытянуты трубочкой, гудит, как паровозная труба.

(Такая тщательная отработка гласных нужна для того, чтобы предупредить одну из самых распространенных ошибок первоклассников — пропуск гласных на письме.)

«Раз все жители этой улицы поют, значит, это улица поющих звуков — улица Певцов», — решил Типтоп. А чтобы лучше запомнить, кто живет на улице Певцов, он нарисовал в своей тетрадке кружочки — один под другим. И обвел их красным карандашом, будто это красные шторки.

(Дети обводят красным карандашом кружочки на своих контурных картах и называют соответствующий гласный звук.)

Итак, на всех окошках — красные шторки. Сколько окошек всего получилось? (5) Какие там живут звуки? Споем четко, ясно, громко, хором — А-Ы-Э-О-У.

Устал Типтоп: 5 звуков узнал за сегодняшний день. Завтра он медленно, но уверенно отправится на соседнюю улицу с красными шторками, чтобы узнать, какие там живут звуки. Это будет потом, завтра.

А сегодня, сейчас, Типтоп послушает, как дети вслед за воспитателем громко и четко будут повторять стихи. Ребята услышат и назовут певчий, голосистый (гласный) звук, который стоит в начале каждого стишка.

(Воспитатель читает стихи в слегка замедленном темпе и с утрированной артикуляцией произносит гласные. Дети повторяют текст хором, потом по одному называют слова, в которых наиболее часто встречаются изученные гласные звуки (А, Ы, Э, О, У).

Астра в садике цветет —                                                                                                                                                                                                                                                                                 Утка — опытный нырок.

Аист, Вам пора в поход!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Ужик любит холодок.

Ослик был сегодня зол:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Эта кнопка и шнурок —

Он узнал, что он осёл.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Электрический звонок.

А один из звуков, с которым познакомился Типтоп, никогда не стоит в начале слова, только в середине или в конце.

18


Ребята, найдите слова с этим звуком. В каких словах он стоит в середине слова, а в каких словах—в конце:

Жили-были прыгуны. — Мы допрыгнем до луны!

Теперь, придумайте и назовите слова, которые начинаются с гласных: А, О, У, Э.

Знакомство с улицей Улыбчивых Певцов

Воспитатель: Наступило утро. Проснулся Типтоп пораньше, чтобы узнать побольше про соседнюю улицу с красными шторками на окошках и познакомиться с ее жителями. Идет черепашонок и слышит песни, очень похожие на те, что он слышал вчера: И_, ЙА_, йЭ_, ЙО_, ЙУ_. Пригляделся внимательно: каждый звук свою песенку начинает с улыбки.

ЙА (Я) — якает, а песенка похожа на песенку А, но начинается с короткой улыбки и напоминает крик ослика «Йа-!»

И — весело визжит, как веселый поросенок, или весело ржет, как веселый жеребенок. Лицо звука веселое, губы в улыбке, кончик языка внизу, а язык — горочкой.

йЭ (Е) — обижается на языкастую соседку-дразнилку, но все равно свою песенку начинает с короткой улыбки: йЭ_.

йО (Ё) — после короткой улыбки показывает сердитое лицо, как у соседки-Ойки: ЙО_. Как взглянешь на сердитое лицо, сердце екает!

йУ (Ю) — после короткой улыбки вытягивает губы трубочкой.

«А это улица Улыбчивых Певцов, — подумал Типтоп, — ведь каждый звук здесь начинается с короткой улыбки». Достал Типтоп свою тетрадку и нарисовал рядом с улицей Певцов улицу Улыбчивых Певцов: обвел красным карандашом кружочки, а в каждом кружке нарисовал лицо улыбчивого певца, похожего на своего соседа. И вы, ребята, вместе с Типтопом нарисуйте круглые окошки, из которых слышны песенки улыбчивых певцов. (Дети обводят красным карандашом кружочки на своих контурных картах и называют соответствующий гласный.)

Мальчики и девочки, повторите стихи и назовите знакомые вам звуки, которые часто встречаются в словах:

Иней лег на ветви ели,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Еле-еле Лена ела,

Иглы за ночь побелели.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Есть от лени не хотела.

Ёлка с ёжиком похожи,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Ястреб ягод не клюет,

Ёж в иголках, ёлка тоже.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Ястреб тетерева ждет.

Юнга — будущий матрос — Южных рыбок нам привез.

Ребята, придумайте и назовите слова, которые начинаются со звуков И, Я, Е, Ё, Ю, а Типтоп послушает и получше запомнит эти звуки. Хоть и очень устал мудрый черепашонок, хоть и спрятал голову в панцирь, но ребята так ясно и четко произнесли стихи, что он их заучил и теперь уже накрепко запомнил жителей этой улицы: Я_, И_, Е_, Ё_, Ю_.

Итак, Типтоп знает жителей уже двух улиц: тех, кто живет на улице Певцов, — А, Ы, Э, О, У, и тех, кто живет на улице Улыбчивых Певцов, — Я, И, Е, Ё, Ю. Они голосят, или, как говорили в старину, ГЛАСЯТ, поют и очень похожи, только жители второй улицы всегда начинают песенку с улыбки. На окошках у всех висят красные шторки.

Поспит немного Типтоп, а завтра медленно и уверенно потопает на следующую улицу, где окошки квадратные, а шторки на них зеленые и синие. Интересно: какие же там живут звуки, может быть, совсем другие, не похожие на певцов? Но это черепашонок Типтоп и ребята узнают завтра, а сейчас пора отдыхать.

19


Знакомство с Громкой улицей

Воспитатель: Медленно, но уверенно — топ-топ-топ — направился Типтоп на соседнюю улицу. Идет и напевает про себя песенки с улиц Певцов. Ребята, возьмите свои карты Звукограда. Споем вместе с Типтопом: А-Я, Ы-И, Э-Е, О-Ё, У-Ю.

И вдруг... Что такое? Слышит черепашонок: раздается с соседней улицы бухтение, зудение, гогот, жужжание, мычание, рычание, лай... Это разговаривают звуки — жители Громкой улицы: бухтелки, зуделки, гоготал-ки, жужжалки, вопилки, дуделки, а также — мычалки, рычалки, лайки, нытики. Ребята, положите руку на горлышко и почувствуйте работу голосовой машинки (Б, 3_, Г, Ж_, В_). При произнесении звуков на Громкой улице голосовая машинка работает, вибрирует.

Подошел Типтоп ближе, видит: в домах — квадратные окошки, шторки раскрашены пополам: синим и зеленым. Жители такие громкоголосые, что тонкие, одинарные рамы из окон все повылетали, и поэтому пришлось вставить толстые, двойные. Остановился Типтоп, подумал и догадался, что он попал на Громкую улицу.

Голоса у всех звуков громкие, звонкие, а характеры разные.

Й—громкий, быстрый, веселый звук, а характер у него всегда мягкий, поэтому на его окошке—зеленая шторка.

Ж — звук громкий, сердитый, характер его твердый. Шторка на его окошке всегда синяя.

У каждого из звуков Й и Ж отдельный домик.

Остальные звуки — братья-близнецы. Они очень похожи, но и у них характеры разные. Звонкие звуки с твердыми характерами — М, Б, 3, Г, В, Р, Л, Н, Д — произносятся твердо. Звонкие с мягкими характерами — Мь, Бь, Зь, Гь, Вь, Рь, Ль, Нь, Дь — произносятся мягко. Живут звуки-близнецы парами: М-Мь, Б-Бь, З-Зь, Г-Гь, В-Вь, Р-Рь, Л-Ль, Н-Нь, Д-Дь, каждая пара звуков смотрит в одно окошко. Из синей половинки слышен твердый звук, из зеленой половинки — мягкий звук.

Достал Типтоп свою тетрадку, где нарисованы улицы Звукограда, нашел на ней Громкую улицу и собрался раскрашивать окошки. Да задумался: трудно сразу разобраться, где звук твердый, а где мягкий. Хорошо, чтобы вы, ребята, ему помогли.

Раскрасьте шторки на окошках Громкой улицы в нужный цвет. Не забывайте проверять звонкость звуков: послушайте звуки и почувствуйте работу голосовой машинки с помощью ладошки.

Произносите звуки и раскрашивайте шторки.

М-Мь — губки, как закрытые ворота, за воротами — мычалка: М_, Мь__.

М — произносится твердо, раскрашиваем синим;

Мь — произносится мягко, раскрашиваем зеленым.

Б-Бь — губки плотно сомкнуты, как закрытые ворота, потом быстро открываются, чтобы из ворот вышел звонкий барабанщик.

Б — произносится твердо, раскрашиваем синим;

Бь — произносится мягко, раскрашиваем зеленым.

З-Зь — кончик языка внизу, губки тянутся к ушам, как у подружек Типтопа, лупоглазых лягушек (лицо веселое).

3 — произносится твердо, раскрашиваем синим;

Зь — произносится мягко, раскрашиваем зеленым.

Й — губки тянутся к ушам, а кончик языка оттягивается назад быстро, как выстрел. Получается мягкий звук Й (лицо веселое).

Й — всегда мягкий, раскрашиваем зеленым.

Г-Гь — рот открываем, кончик языка внизу, оттягиваем совсем назад и быстро отпускаем, как будто громко кашляем.

Г — произносится твердо, раскрашиваем синим;

Гь — произносится мягко, раскрашиваем зеленым.

Ж — язык — парусом к верхним зубам, получается жужжащий звук, а губы складываются в сердитый кружок (сердитое лицо).


Ж — бывает только твердым, раскрашиваем синим.

В-Вь — верхние зубы опускаются на нижнюю губу, захлопываются, как капкан, — получается вой волка.

В — произносится твердо, раскрашиваем синим;

Вь — произносится мягко, раскрашиваем зеленым.

Д — язык вверху, как будто громкий молоток строит дом, забивает гвозди в крышу.

Дь — язык внизу, молоток забивает гвозди в пол.

Д — произносится твердо, раскрашиваем синим;

Дь — произносится мягко, раскрашиваем зеленым.

Р-Рь — язык работает у верхних зубов, как мотор. Рот открыт.

Р — произносится твердо, раскрашиваем синим;

Рь — произносится мягко, раскрашиваем зеленым.

Л-Ль — язык, как труба парохода, поднят наверх и дает громкий гудок.

Л — произносится твердо, раскрашиваем синим;

Ль — произносится мягко, раскрашиваем зеленым.

Н-Нь — язык поднят наверх, к зубам, хочет через зубы до носа дотянуться.

Н — произносится твердо, раскрашиваем синим;

Нь — произносится мягко, раскрашиваем зеленым.

Молодцы, ребята! Как хорошо вы справились с этой трудной работой! А теперь послушайте стихи и найдите звонкие звуки с Громкой улицы. У кого из них шторка синяя, а у кого — зеленая?

Бегемот разинул рот: Булки просит бегемот.

Галка, сидя на плетне, Головой кивает мне.

Жаба ждет, раздув живот, — Жук летит ей прямо в рот.

Ласточка все лето Летает, как ракета.

Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом!

 

Воробей взлетел повыше: Видно все с высокой крыши.

Дятел в дуб все тук да тук... Дуб скрипит: «Что там за стук?»

Зяблик в роще засвистал, Заяц струсил и удрал.

Мама мыла Милу мылом, Мыться Мила не любила.

Роет землю серый крот — Разоряет огород.

Слушал черепашонок и радовался тому, как хорошо ребята запомнили звонкие звуки с Громкой улицы и как здорово они научились различать мягкие и твердые звуки. Спрятался Типтоп в панцирь и с удовольствием начал вспоминать, где он сегодня побывал. Он познакомился с жителями Громкой улицы. Все звуки на ней — звонкие. Они так рычали, ревели, барабанили, звенели, мычали, гоготали, что малыш сначала даже испугался. Но когда с ними поближе познакомился, то перестал их бояться. Типтоп узнал, что среди этих звуков есть твердые — М, Б, 3, Г, В, Р, Л, Н, Д, Ж — и мягкие — Мь, Бь, Зь, Гь, Вь, Рь, Ль, Нь, Дь, Й. Твердые звуки на свою сторону окошка вешают синие шторки, а мягкие звуки — зеленые. Рамы у окошек толстые, но с той стороны, где живет твердый звук, рама покрашена синим, а с той стороны, где живет мягкий звук, — зеленым.

Устал Типтоп, втянул голову поглубже в панцирь и собрался спать — ведь завтра с утра снова в путь: знакомиться с жителями следующей улицы Звукограда.

Знакомство с Тихой улицей

Воспитатель: Топ-топ, топ-топ-топ (соответственно словам воспитателя дети ритмично постукивают указательным и средним пальцами по столу) — вместе с нами шагает Типтоп дальше, на встречу с новыми жителями Звукограда.

21


По соседству с Громкой улицей стоят дома, где живут тихие звуки. Эти звуки похожи на своих соседей с Громкой улицы, но голосовая машинка у них не работает.

Как будто быстро открывают ворота тихие пыхтелки П, Пь. Они похожи на бухтелок Б и Бь.

Тихие свистелки С и Сь похожи на зуделок 3 и Зь.

Кудахталки К и Кь похожи на гоготалок Г и Гь.

Фырчалки Ф и Фь похожи на вопилок В и Вь.

Тихие тик-таки Т и Ть похожи на дуделок Д и Дь.

Тихая шипелка Ш похожа на жужжалку Ж.

Значит, и на Тихой улице есть твердые и мягкие звуки. Звуки-близнецы слышны из одного окошка. Например, в одном окошке из синей половинки слышится твердая пыхтелка (П), а из зеленой половинки — мягкая (Пь). Из другого окошка свистят С и Сь: твердый звук С — из синей половинки, мягкий Сь — из зеленой.

Звуки похожи на Громкой и Тихой улицах и окошки похожи: они на Тихой улице тоже квадратные и висят на них синие и зеленые шторки.

Найди окошки, где живут звуки-близнецы, и раскрась их шторки.

Шторки, за которыми прячутся Ш и Ц, нужно раскрашивать только синим карандашом — эти звуки всегда твердые.

А вот шторки на окнах звуков Ч и Щ можно раскрашивать только зеленым — эти звуки всегда мягкие.

Ребята, послушайте стихи и скажите, какие звуки с Тихой улицы вам встретились:

Слон ужасно заболел — Сливу с косточкою съел.

Пчелка трудится весь день, Петушку и клюнуть лень.

Флот плывет к родной земле. Флаг на каждом корабле.

Цапля в сереньком платочке Целый час стоит на кочке.

Шимпанзе грызет бисквит. Шпиц от зависти дрожит.

Крыса мчится через мост, Кот за ней задравши хвост.

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! Топором стучит мой друг.

Хомяку сказал хорек:

«Хвост твой узок, мой широк!..»

Червячок влез на цветок, Чиж слетел — и клюнул в бок!

Щурка летает в гуще ветвей, Щелкает в роще певец-соловей.

Слушал Типтоп стихи, радовался, что ребята так четко называют звуки, а чтобы еще лучше запомнить жителей Тихой улицы, опять достал свою тетрадку и стал раскрашивать. Каждый раз, перед тем как раскрасить, долго думает, какой карандаш взять — синий или зеленый? Помогите Типтопу, ребята. Раскрасьте и вы шторки в домиках тихих звуков. Когда у тихого звука характер мягкий, вешаем зеленую шторку. Когда у тихого звука характер твердый, шторку вешаем синюю.

Заметил Типтоп, что похожие звуки с Громкой и Тихой улиц выходят из домиков и гуляют парами. Мудрый черепашонок это понимает, а сказать не может. Пусть послушает, как мы, ребята, назовем жителя Тихой улицы и его соседа — парный звук с Громкой улицы.

Тихий П и громкий ... (Б)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       тихий Т и громкий ... (Д)

тихий С и громкий ... (3)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     тихий Ш и громкий ... (Ж)

тихий К и громкий ... (Г)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    тихий Ф и громкий ... (В)

Доволен Типтоп: сколько нового он узнал сегодня, как хорошо ребята отвечали, звуки определяли! Но устал очень. Голову в панцирь засунул и стал отдыхать. Ведь утро вечера мудренее.

И снились ему улицы Звукограда. Угадайте, ребята, какие...

22


Сценки почти без слов

Методические В «Сценках почти без слов» привлекается внимание детей к гласным звукам. Речевой указания                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   материал — междометия, звукоподражания, отдельные короткие слова. В каждом тек-

сте ведущим является определенный гласный, игровое название которого — дежурный звук. Он слышен в названиях сценок: «Авва и Альфа», «Эдик и Элла», «Обруч» и т. д.

Участвуя в этих диалогах, дети не только четко произносят дежурный гласный, не только развивают фонематический слух, но и учатся интонационному оформлению фразы, свободе движений, мимике.

Перед игрой взрослый читает детям текст, помогает им проанализировать эмоциональное состояние персонажей, оценить их поступки. Эмоциональное восприятие текста поможет пониманию смысловых оттенков слов, что сделает речь более выразительной и богатой.

В сценках используются элементы пантомимы, их можно разыгрывать с куклами, в масках, в «шапочках» (шапочка — бумажный обруч с соответствующей буквой). Роли персонажей исполняют поочередно все дети группы. В ходе игры поощряется собственная фантазия детей, например возможность придумать кличку, имя, подобрать новую интонацию, жест, мимические движения и т.д.

Игру чаще всего ведет взрослый: передает сюжет, подсказывает действия, которые дети проигрывают, демонстрируют.

Авва и Альфа. Рассказчик: Сегодня у нас дежурный звук А. Жила-была маленькая собака. Она любила бегать, прыгать и весело лаять: «Ав! Ав!» (дети по одному показывают ее действия). Ее кличка начинается со звука А. Угадайте. (Авва).

Одной Авве играть скучно. Она пошла искать друга. Увидала незнакомый домик и стала лаять (дети проигрывают: «Ав! Ав!»). На лай из домика выбежала любопытная обезьяна. Ее кличка тоже начиналась на звук А (дети гадают: Ада, Амка, Анка, Альфа). Авва увидала Альфу, обрадовалась и стала весело махать хвостом и лаять: «Ав!», что значит на собачьем языке «давай поиграем!». Обезьяна раньше не видела собак и сначала удивилась: «А?!». Потом решила отогнать Авву от своего домика, оскалила зубы и даже хотела укусить: «Ам!». Авва отбежала в сторону и обиженно грустно пролаяла: «Ав...!», что значит на собачьем языке «Эх ты, я хотела с тобой дружить, а ты кусаешься!». Альфа стала прыгать возле домика, размахивать всеми четырьмя руками и взволнованно восклицать: «Ах! Ах!». Быть бы беде, поссорились бы Альфа и Авва, но тут пришла дружелюбная буква А, она посмотрела на Авву, потом на Альфу и сразу все поняла. «Ай-ай-ай!» — укоризненно покачав головой, сказала буква А. Буква А познакомила их: «Это — Авва, это — Альфа» (собака и обезьяна кланяются друг другу). Обезьяна протянула руку и сказала: «Альфа!», собачка протянула лапу и тявкнула: «Авва!».

Эдик и Элла. Рассказчик: Сегодня дежурный звук Э. Гулял как-то во дворе под аркой дома мальчик, и имя этого мальчика начиналось со звука Э. Его звали Эдик. Пришла девочка. Это Элла. Эдик позвал Эллу: «Эй!» и поманил рукой к себе. Эллу обидела невежливость Эдика. «Эх!» — обиженно махнула Элла рукой и отошла подальше, покачивая головой. Эдик понял свою ошибку и стал вежливо звать: «Элла!». Элла молчала. Тогда Эдик стал дразнить девочку и показывать нос: «Э_!». Элла рассердилась и тоже показала нос: «Э_!». Дети услышали: «Э-Э-Э!..» Это смеялось эхо, ведь под аркой часто слышно эхо. Дети поняли свою ошибку и тоже рассмеялись, и помирились. Они надели «шапочки» с буквой Э и стали играть, танцевать и, приплясывая, напевать: «Эх! Эх!».

Обруч. Рассказчик: Сегодня дежурный звук О. Оля и Коля катали на берегу реки Оби обруч. Оля толкает обруч: «Оп!». Обруч прямо катится к Коле. Коля ловко ловит обруч: «Оп!». Оля взмахнула руками, обруч упустила. Обруч упал в Обь. Оля плачет: «Ой! Ой! Ой!». Коля прыгает в Обь, достает обруч и отдает Оле: «Вот!». «Ох!», — обрадовалась Оля. Оля и Коля стали играть. Оля катит обруч и произносит слова на звук О (окунь). Коля возвращает ей обруч (окна). Много слов со звуком О придумали Оля и Коля.

23


Игры Игоря и Иры. Рассказчик: Сегодня дежурный звук И. Ира и Игорь зимой приехали в деревню. Дома в деревне — избы. Около избы дерево ветки опустило, будто плачет. Ира спрашивает: «Это ива?» Игорь изобразил опущенные ветки и говорит: «Ива, ива». Высоко на ветвях корзиночка, как колыбелька, качается. Игорь руками изобразил корзиночку. Это гнездо иволги. Стали дети показывать, как летает иволга. Игорь изобразил, как поет иволга: то как флейта, то как рассерженная кошка мяукает. Ира удивилась. А потом услышали дети, как визжит поросенок, кричат ослик и жеребенок, стали бегать, прыгать и кричать: «И_», «Иа_», «Иго-го».

Умка и Улька. Рассказчик: Сегодня дежурный звук У. Это было в лесу. Ветер прилетел в гости к деревьям и раскачивает их. (Артисты могут показать, подняв руки над головой, как раскачиваются деревья и в их листве гудит ветер, если вытянула губы трубочкой и прогудят: «У_!».) Далеко-далеко идет поезд, впереди поезда— паровоз. Труба паровоза похожа на букву У. (Дети могут изобразить гудок паровоза голосом.) Поезд привез в лес лесорубов с топорами. Лесорубы вышли из поезда, взяли в руки топоры и принялись за работу: «Ух!». А в чаще леса гулял маленький неуклюжий медвежонок, такой увалень. Ходит, переваливается. Такой косолапый, лапы ставит косо. «Умный ребенок — мой медвежонок», — сказала мама-медведица и назвала своего малыша именем самого большого белого медведя — Умка. Малыш Умка слышит: «У_!» — ветер гудит, «У_!» — паровоз кричит, «Ух_!» — лесорубы лес рубят. Уши лапами от страха закрыл, скулит тоненьким голоском: «У_!». И даже домой в берлогу дорогу забыл. На помощь Умке прибежал волчонок по кличке Улька. Улька взял Умку за правую лапу и вместе они дружно завыли: «У_!», пугая лесорубов. Умка повеселел, стало зверям совсем не страшно и стали они вместе плясать: «Уух!, Уух!».

Ёжка и Ёкки. Рассказчик: Сегодня дежурный звук — Ё. (Если артисты встанут, отведут руки от бедер, а пальцы растопырят, то получатся колючие деревца... (елочки).) Под одной из елок бегал и пыхтел колючий зверек... (ежик). Его кличка — Ежка. Вдруг остановился Ежка. Видит: сидит под елкой серый ушастый зверек... (зайка). Ежится зайка, ерзает на елкиных иголках. От страха у него екает сердце. «Екает?» — спрашивает ежик. «Екает», — отвечает заяц. «Значит, ты — Екки, Ек!» — Ежка стал веселить трусишку Ека. Укололся Ек об елкину иголку. «Ой!» — хнычет Ек. Ежка взял пузырек, ватку, смазывает лапку: «Йод — все пройдет!». А Екки пищит: «Ой, йод!» — и дует на лапку. Сел еж, задумчиво потер лоб и с довольным видом посмотрел на зайку, подняв вверх палец: «Знаю, как тебя, Ека, развеселить! У меня есть воздушные шары, красивые, как маленькие солнышки на ниточках. Самый яркий — тебе, Ек!». «Ежка, спасибо!» — подпрыгнул от радости Ек.

Яна и Яша. Рассказчик: Сегодня дежурный звук — Я. Яна, старшая сестра, ведет Яшу в ясли. День ясный, солнце светит ярко. Яна показывает Яше на дерево: «Яблоня!». Яша повторяет: «Яблоня!». Маленький Яша поднял глаза и увидел яблоко: «Ябыко, ябыко!». Яна: «Скажи правильно — яблоко» и тянется вверх, чтобы его достать. Малыш Яша тянет ручонки: «Я, я!». Яна качает головой: «Аи, аи, аи! Яша — якалка?» — и дала Яше яблоко. Яна сказала: «Яблоко круглое, как Земля, яблоко румяное, как заря!» Яша рад, а повторить не может. А ребята могут повторить то, что сказала Яна?

Как ел медведь в лесу. Рассказчик: Сегодня дежурный звук Е. Летела по лесу сорока, увидала, как медведь ест. «Медведь, медведь, ешь?» Медведь, отправляя лапой малину в рот, говорит низким голосом: «Ем». Сорока подпрыгнула: «А утром ел?» Медведь кивнул: «Ел». Сорока моргнула двумя глазами: «А днем ел?» — «Ел!» Сорока взмахнула крыльями: «А ночью что будешь делать?» — «Есть». — «А когда же ты не ешь?» — «Когда сыт бываю!» Сорока вспорхнула на ветку, удивившись: «А когда ты сыт бываешь?»— Медведь махнул лапой: «Да никогда!» (Использован текст Н. Сладкова.)

Как Юля учила кошку говорить. Рассказчик: Сегодня дежурный звук Ю. Был У Юли котенок Юшка. Юля хотела научить Юшку говорить: «Кс, кс, кс, Юшка, скажи «южный». Юшка: «мяу» — и умывается лапой. «Юшка, Юшка, скажи «юнга». Юшка облизывается и говорит: «мяу». «Юшка, Юшка, скажи «юбка».

24


Юшка выпускает коготки: «мяу, фрр» — и убегает. Юля сердито махнула рукой и говорит: «Вот какая глупая кошка! Не буду ее учить говорить.» (Использован текст К. Чуковского.)

Обобщающая таблица систематизации и артикуляции звуков В помощь специалистам, ведущим занятия с детьми, имеющими речевую патологию.

Переулки Звукограда Звуки Работа губ Работа языка
Воротный АЯМБП Рот широко открыт. При произнесении звуков М, Б, П губы смыкаются и размыкаются (смычные согласные) Язык свободно лежит на дне рта
Веселый ЫИЙСЗЦ Губы растянуты в улыбку Кончик языка внизу. При произнесении звуков С, 3, Ц струя воздуха с характерным свистом направлена вниз (переднеязычные свистящие согласные)
Переулок Дразнилок ЭЕГКХ Рот слегка открыт. При произнесении звука Э губы немного растянуты, нижняя губа чуть оттянута вниз При произнесении гласных Э, Е язык слегка выгнут, кончик внизу. При произнесении согласных Г, К, X язык оттянут назад (заднеязычные согласные)
Переулок Сердитый ОЁЖШЧЩ Губы округлены и слегка вытянуты вперед При произнесении гласных О, Ё язык лежит на дне рта. При произнесении согласных Ж, Ш, Ч, Щ — поднят наверх, к зубам. Воздух выходит вверх с характерным шипением (верхние переднеязычные шипящие согласные)
Переулок Паровозный УЮВФ При произнесении гласных У, Ю губы вытянуты вперед узкой трубочкой. При произнесении согласных В, Ф передние верхние зубы опускаются на нижнюю губу (зубно-губные согласные) Язык лежит на дне рта .... -
Переулок Строителей НРЛДГ Рот слегка приоткрыт, губы разомкнуты При произнесении звуков Н, Р, Рь, Л, Ль, Д, Т кончик языка вверху, у передних зубов; при произнесении звуков Дь, Ть, Нь кончик языка внизу, у передних зубов (переднеязычные согласные)








Знакомство с буквами,










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...