Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Земля недвижимое имущество.




Земля недвижимое имущество.

Впервые землю отнесли к недвижимому имуществу в Древнем Риме.

Ст 130 ГК.

С 1 янв 2007 — леса не являются недвижимостью. Вводится новое понятие — лесной участок. Он уже является недвижимостью, так как связан с землей. Позиция верховного суда — лесной участок и земной — это различные объекты. Водные объекты тоже не являются недвижимостью с 1 янв 2007 (принятие водного кодекса) — поверхностные водные объекты принадлежность земельного участка. Недра — недвижимость. Все что ниже 5 метров — собственность государства.

Атмосферный воздух и воздух — два разных понятия. Его нельзя индивидуализировать и владеть им нельзя. Атмосферный воздух не находится в чьей либо собственности. Воздушное пространство — как часть границы.

Земля сейчас понимается одновременно в 3 смыслах: (1) как природный объект и природный ресурс; (2) как средство производства; (3) как недвижимое имущество.

Выделяют следующие основные функции земли(по Р.К. Гусеву):

1. Политическую, т.е. земля определяет ограниченные пределы государственного территориального суверенитета РФ.

2. Земля выступает в качестве пространственно – территориального базиса, т.е. как место размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов.

3. Социальную – земля, как и другие природные ресурсы, выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 ч. 1 Конституции РФ).

4. Экологическую – земля является неотъемлемой составной частью экологических систем природы и природной среды в целом и играет огромную роль в поддержании баланса в природе (круговорот веществ и т.д.).

5. Экономико-производственную – земля выступает в качестве основного средства производства, производительной силы в сельском и лесном хозяйстве.

 

Земельное право — самостоятельная отрасль права, так как есть свой предмет и есть свой метод.

Предмет — земельные отношения. Земельные отношения — управленческие земельные отношения и имущественные земельные отношения.

Управленческие — по использованию (извлечение свойств) и охране земель (система правовых, организационных, экономических и иных мероприятий направленных на предотвращение деградации, загрязнения, захламления и других негативных воздействий хоз деятельности челвоека и на обеспечение улучшения и восстановление земель, подвергшихся деградации, захламлению, загрязнению).

Имущественные — отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, включая совершение сделок.

Определение границ на местности — межевание. Постановка на кадастровый учет (присвоение кадастрового номера) 35 — кадастровый округ, совпадает по площади с субъектом, 24 — город Вологда, кадастровые кварталы 0101011, номер участка в квартале 0110 — индивидуальный кадастровый номер. Юр лиц — числить на своем балансе.

 

Предметом земельного права являются:

Отношения собственности, вещные и иные права на землю (обязательственные);

Экономические земельные общественные отношения (уплата земельного налога);

Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами;

Договорные земельные отношения;

Отношения в области использования земель;

Отношения по защите законных прав и интересов граждан и юр лиц;

Охрана земель;

Охранительные земельные отношения;

Земельное право — совокупность правовых норм, регулирующих земельные отношения.

 

2. Предмет земельного права.

Специфику земельных отношений обуславливает предмет правового регулирования — земля.

Признаки земли:

1) Земля — это основа жизни и деятельности народов, проживающих на её территории. ч.1 ст. 9 К. Впервые данная норма появилась в Декларации о суверенитете.

2) Земля ограничена в пространстве и не может быть ограничена количественно. Меняется качество земли.

3) Земля не перемещается в пространстве. Подвижной может быть только почва. С точки зрения права это 2 разных объекта.

4) Земля является неуничтожимым объектом. Земля может физически погибнуть (оползни), в гражданском праве уничтожается как объект права.

5) Земля обладает природной неоднородностью. /в 90 г земли сельхоз и не сельхоз; Основы законодательства о земле — 7 категорий/ Это обуславливает деление земельного фонда рф на 7 категорий земель:

1. Земли сельхоз назначения — позволяет обеспечить продовольственную безопасность.

земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

2. Земли населенных пунктов (городские, сельские).

земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

3. Земли промышленности и иного специального назначения — должны находиться за чертой населенных пунктов.

4. Земли лесного фонда (65 %)

лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли.

5. Земли водного фонда — покрытые поверхностными водными объектами и гидротехническими объектами, 5 %

6. Земли особо охраняемых территорий и объектов.

Земли 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного 3) рекреационного 4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

7. Земли запаса — сейчас не используются, могут понадобиться при строительстве дорог и т. д.

Признаки земли как средства производства: основное средство производства в с/х и лесном хозяйстве (плодородие). Мелиорация.

Земля недвижимое имущество.

Впервые землю отнесли к недвижимому имуществу в Древнем Риме.

Ст 130 ГК.

С 1 янв 2007 — леса не являются недвижимостью. Вводится новое понятие — лесной участок. Он уже является недвижимостью, так как связан с землей. Позиция верховного суда — лесной участок и земной — это различные объекты. Водные объекты тоже не являются недвижимостью с 1 янв 2007 (принятие водного кодекса) — поверхностные водные объекты принадлежность земельного участка. Недра — недвижимость. Все что ниже 5 метров — собственность государства.

Атмосферный воздух и воздух — два разных понятия. Его нельзя индивидуализировать и владеть им нельзя. Атмосферный воздух не находится в чьей либо собственности. Воздушное пространство — как часть границы.

Земля сейчас понимается одновременно в 3 смыслах: (1) как природный объект и природный ресурс; (2) как средство производства; (3) как недвижимое имущество.

Земельное право — самостоятельная отрасль права, так как есть свой предмет и есть свой метод.

Предмет — земельные отношения. Земельные отношения — управленческие земельные отношения и имущественные земельные отношения.

Управленческие — по использованию (извлечение свойств) и охране земель (система правовых, организационных, экономических и иных мероприятий направленных на предотвращение деградации, загрязнения, захламления и других негативных воздействий хоз деятельности челвоека и на обеспечение улучшения и восстановление земель, подвергшихся деградации, захламлению, загрязнению).

Имущественные — отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, включая совершение сделок.

Определение границ на местности — межевание. Постановка на кадастровый учет (присвоение кадастрового номера) 35 — кадастровый округ, совпадает по площади с субъектом, 24 — город Вологда, кадастровые кварталы 0101011, номер участка в квартале 0110 — индивидуальный кадастровый номер. Юр лиц — числить на своем балансе.

 

Предметом земельного права являются:

Отношения собственности, вещные и иные права на землю (обязательственные);

Экономические земельные общественные отношения (уплата земельного налога);

Отношения, связанные с управлением земельными ресурсами;

Договорные земельные отношения;

Отношения в области использования земель;

Отношения по защите законных прав и интересов граждан и юр лиц;

Охрана земель;

Охранительные земельные отношения;

3. Методы правового регулирования земельного права.

Метод — соответствующие специфике земельных правоотношений приемы и способы правового воздействия на участников земельных отношений.

Императивный (правовые ограничения и запреты при землепользовании, управление земельными ресурсами, пресечение правонарушений, юр ответственность за земельные правонарушения) и диспозитивный (имущественные земельные отношения) методы.

 

Под методом права в теории права традиционно понимают совокупность способов и приемов правового воздействия на поведение участников правоотношений со стороны государства.

Различают следующие основные способы правового регулирования:

а) позитивное обязывание – возложение на субъектов обязанности к активному поведению;

б) дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;

в) запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом.

Сочетание указанных способов образует специфический метод правового регулирования: императивный или диспозитивный.

Императивный метод основан на неравенстве субъектов правоотношений, выражается в установлении обязательных предписаний и запретов, в том числе мер юридической ответственности за совершенные правонарушения, и является доминирующим в отраслях публичного права.

Диспозитивный метод, напротив, основан на равенстве субъектов правоотношений, выражается в возможности субъектов по своему усмотрению использовать предусмотренные нормами права дозволения и широко применяется в отраслях частного права.

Предмет и метод должны обладать определенным единством и общностью. Отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на эффективности правового регулирования.

В земельном праве используются оба метода регулирования общественных отношений – как императивный, так и диспозитивный. Например, в области управления земельными ресурсами значительное число земельных отношений (управленческих отношений) основано на неравенстве его участников: управомоченный орган государственной власти или местного самоуправления – обязанный собственник (землевладелец, землепользователь, арендатор), т.е. используется императивный метод. Так, согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

• использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием;

• сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

• своевременно производить платежи за землю и т.д.

В то же время, в сфере регулирования отношений между собственниками земельных участков доминирует диспозитивный метод, поскольку все собственники земли, использующие землю в тех или иных целях, равны между собой, вправе распоряжаться своими земельными участками.

По мнению Р.К. Гусева, для земельного права последних лет характерным стал способ (метод) экологизации, выражающийся в постоянно возрастающем влиянии экологии и закреплении требований по улучшению экологической обстановки, стимулированию природоохранных технологий, а также в провозглашении экологических принципов использования земель, их защиты от негативных последствий антропогенной, техногенной и иной деятельности.

Таким образом, метод земельного права на современном этапе представляет собой совокупность императивных и диспозитивных способов правового воздействия государства на участников земельных отношений, обусловленных политическими и социально-экономическими и иными особенностями этих отношений.

 

Ерофеев выделяет три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государственного органа, облегчают ему выбор того или иного решения. Например, экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель предусматривает выделение средств местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли. Однако вопрос о том, в каких размерах, в какие сроки и кому выделять такие средства, решается местными органами.

Санкционирующий метод выражается в том, чтс решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельных правоотношений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компе-тентным органом. Так, материалы предварительного согласования места размещения объекта готовятся заинтересованными «лицами, однако юридически значимыми они становятся лишь после утверждения соответствующими органами местного самоуправления. Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий. Например, исключительно от воли гражданина — собственника земельного участка зависит передача земельного участка по наследству. Государство вправе вмешать-ся лишь в случае, если гражданином не было составлено завещание и отсутствуют наследники по закону.

4. Принципы земельного права.

Принципы — основополагающие начала, закрепленные или вытекающие из смысла норм земельного права.

1) Общеправовые — свойственны всем отраслям, закреплены в конституции. Законность, равенство перед законом и судом.

2) Специфические:

2.1. закрепленные в Конституции

Множественность (государственная, частная, муниципальная) и равенство всех форм собственности на землю.

Социальная функция земли — собственники земельных участков могут свободно владеть, пользоваться, распоряжаться, если это не ухудшает экологию. Публичные — приоритет перед частными нуждами, если они законные.

Принцип совместного ведения рф и субъектов рф по земельным вопросам (ч 1 ст 72 к рф)

2.2. Принципы, закрепленные в ст. 1 ЗК.

Одновременное понимание земли как природного ресурса и объекта, средства производства и недвижимого имущества;

Приоритет охраны земли над её использованием;

Приоритет охраны жизни и здоровья человека перед использованием земли;

Единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому эти объекты следуют судьбе земельного участка. Если иное не установлено федеральным законом;

Приоритет сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;

Принцип платности землепользования (земельный налог и земельная плата). Общее землепользование — бесплатное. Специальное землепользование — платное;

Разграничение государственной собственности на собственность РФ, собственность субъектов и муниципальных образований.

Деление земель по целевому назначению — правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

 

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

 

Под принципами права в теории права понимают руко-водящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе1.

А.В. Малько считает, что принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора2. Соблюдение принципов может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей дея-тельности по обеспечению рационального землепользования и охраны земель, защите земельных прав и законных интересов че-ловека и гражданина.

Правовые принципы подразделяются на общеправовые (свойственные всем отраслям права, включая земельное), отрас-левые (свойственные отдельным отраслям права, в нашем случае – земельному) и межотраслевые (свойственные группе смежных отраслей, например, экологическому и земельному). Отраслевые принципы земельного права, в свою очередь, подразделяются на принципы общей части и принципы особенной части.

Общеправовыми принципами, в частности, являются:

законность, справедливость, юридическое равенство, соци-альной свободы, гражданского долга, ответственности за вину, единства прав и обязанностей и др. К межотраслевым принципам можно отнести такие принципы как принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно – процессуальном праве, прин-цип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека в экологическом и земельном праве и др. В статье 1 Земельного кодекса закреплены следую-щие основные принципы земельного законодательства:

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняе-мом в качестве важнейшей составной части природы, при-родном ресурсе, используемом в качестве средства произ-водства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на тер-ритории РФ, и одновременно как о не-движимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

Данный принцип органично вытекает из ст. 9 Консти-туции РФ, которая придает земле и дру-гим природным ресурсам значение основы жизни и деятель-ности народов, проживающих на соответствующей террито-рии. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные право-вые акты, устанавливая нормы и требования по использова-нию и охране земель, учитывают ее особенности как природ-ного объекта, составной части (компонента) природной среды и природного ресурса.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием зем-ли в качестве недвижимого имущества. Владение, поль-зование и распоряжение землей осуществляются собст-венниками земельных участков свободно, если это не на-носит ущерб окружающей среде.

Указанный принцип, устанавливая приоритет охраны земли, предполагает необходимое ограничение хозяйствен-ной деятельности субъектов земельных отношений в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый право-обладатель, будь то собственник земли, землепользователь, землевладелец или арендатор, организуя свою хозяйственную и иную деятельность на земле, должен обеспечить выполне-ние соответствующих мероприятий по ее охране. Эти меры могут быть самыми разными, в зависимости от особенностей самих земель (например, принадлежности к той или иной зе-мельной категории) или вида хозяйственной деятельности, осуществляемой субъектом права на землю.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека. При осущест-влении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспе-чить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека при любой хозяйственной деятельности, связанной с использова-нием и охраной земель, логично вытекает из первого и второго принципов. Значение этого принципа заключается в частности в том, что в соответствии с п. 3 ст. 13 ЗК вне-дрение новых технологий, выполнение программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещается в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологиче-ским, санитарно-гигиеническим и иным нормам и требованиям. Этот принцип отражается и в содержании обязанностей лиц, ис-пользующих земельные участки (ст. 42 Земельного кодекса).

4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государствен-ной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, кото-рые установлены законодательством.

Что касается форм участия граждан РФ, общественные и религиозных организации в подготовке соответствующих ре-шений, то они также нашли отражение в действующем зе-мельном законодательстве РФ. Так, в соответствии со ст. 23 (п. 2) ЗК публичные земельный сервитут устанавливается с учетом результатов общественных слуша-ний. Важные положения содержатся и в природоохранном законодательстве. Согласно ст. 13 (п. 2) Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», при разме-щении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде (в том числе и земле), решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Фе-деральный закон от 23.11. 1995 г. «Об экологической эксперти-зе» в качестве одного из принципов экологической эксперти-зы провозгласил принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы, в том числе про-водимой и в отношении намечаемой хозяйственной деятель-ности, связанной с использованием земель. Наконец, Положе-ние об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федера-ции, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372, содержит раздел IV, полностью посвящен-ный участию общественности в процессе оценки воздействия Земельное право как отрасль российского права 31 на окружающую среду, в том числе и на земельные ресурсы, согласно которому, например, информирование и участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется ор-ганами местного самоуправления или соответствующими ор-ганами государственной власти при содействии заказчика в соответствии с российским законодательством.

5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно этому принципу, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, ус-тановленных федеральными законами.

Данный принцип более подробно раскрывается в ст. 35 Земельного кодекса РФ, согласно которой при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой объектом и необходимой для его использо-вания, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключе-нием случаев, установленных законодательством РФ.

6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо ох-раняемых территорий. Изъятие ценных земель сельскохо-зяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых при-родных территорий и объектов, земель, занятых объек-тами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установлен-ном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий. Реализация данного принципа обеспечивается, поми-мо соответствующих статей Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природ-ных территориях».

7. Платность использования земли. Согласно этому принци-пу любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. ЗК (ст. 65) выделяет две формы такой платы: земельный налог и арендная плата за землю.

8. Деление земель по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

ЗК (ст. 7) называет семь основных категорий земель в РФ:

• земли сельскохозяйственного назначения;

• земли поселений;

• земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

• земли особо охраняемых территорий и объектов;

• земли лесного фонда;

• земли водного фонда;

• земли запаса.

Указанные выше земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. При этом пра-вовой режим земель определяется исходя из их принадлежно-сти к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федераль-ными законами. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст. 8 Земельного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

9. Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. В условиях равноправного существования различных форм собственности на землю и другие природные ресурсы разграничение государственной собственности на землю на собственность федеральную, субъектов Российской Федера-ции, муниципальных образований является необходимым ус-ловием земельного строя страны. В связи с утратой силы Фе-деральным законом от 17.07.2001 г. «О разграничении госу-дарственной собственности на землю» правовое регулирова-ние разграничения государственной собственности на землю осуществляется ст. 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Россий-ской Федерации».

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым, при определении их правового режима должны учитываться природно-климатические, социальные, экономические и иные факторы.

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Регулирование использования и охраны земель осу-ществляется в интересах всего общества при обеспече-нии гарантии каждого гражданина на свободное владе-ние, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Данный принцип в области регулирования земельных отношений заключается в том, что земельное законодательст-во призвано обеспечить оптимальный баланс публичных (общественных) и частных интересов в данной области. С от-меной монополии государственной собственности на землю и конституционным закреплением права частной собственно-сти на землю (ст. 36 Конституции РФ) указанный принцип приобрел особую актуальность. С одной стороны, как отмечает Крассов, следует иметь ввиду, что не существует абсо-лютного права частной собственности, которое было бы ни-чем не ограничено, кроме как волей самого собственника в отношении принадлежащего ему имущества. С другой сторо-ны, обеспечение публичных интересов не должно лишать собственника возможности использовать его земельный уча-сток в своих интересах. Так, статья 36 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем, для обеспечения об-щественных интересов эта же статья Конституции РФ вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые заключаются в том, чтобы ими не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные инте-ресы иных лиц. Аналогичные ограничения содержатся и в Гражданском кодексе РФ, в соответствии со ст. 209 которого владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником лишь в той мере, в какой их оборот допускается законом, а также если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Наконец, в самом Земельном кодексе РФ имеется ряд статей, прямо или косвенно обеспечивающих сочетание интересов общества и законных интересов граждан. В частности, при изъятии зе-мель для государственных и муниципальных нужд, с одной стороны, удовлетворяются потребности государства и муни-ципальных образований в земле, с другой – гарантируется защита имущественных прав граждан в форме денежных ком-пенсаций или предоставления другого равноценного земель-ного участка взамен изъятого (ст. 60-63).

Кроме вышеизложенных принципов регулировании зе-мельных отношений, применяется принцип разграничения дей-ствия норм гражданского законодательства и норм земельного за-конодательства в части регулирования отношений по использова-нию земель, а также принцип государственного регулирования при-ватизации земли.

Федеральными законами могут также быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не проти-воречащие вышеизложенным.

5. Система земельного права.

Система — научно обоснованная последовательность расположения институтов и образующих их земельно правовых норм в зависимости от их значимости, роли и содержания в регулируемых земельных отношениях.

Элементы:

Общая часть регулирует все земельные отношения. Особенная — режим отдельных категорий земель.

Части состоят из институтов — совокупность правовых норм, регулирующих однородные земельные отношения.

Земельно-правовые нормы — правила поведения, которые неперсонифицированы, общеобязательны, императивная сила государства. Отсутствие санкции. Гипотеза, диспозиция.

 

Под системой земельного права понимают совокупность институтов земельного права (земельно-правовых инсти-тутов), расположенных в определенной последователь-ности в зависимости от их содержания, значимости и ро-ли в регулировании земельных отношений. Институт земельного права представляет собой совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородный, узкий круг сходных зе-мельных отношений.

Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности фор-мирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяется объективными зако-номерностями развития земельного законодательства как от-расли. Эти закономерности обусловливают характер класси-фикации нормативного материала по соответствующим пра-вовым институтам.

По мнению большинства специалистов, система земель-ного права состоит из двух больших частей, или подсистем: общей и особенной.

В общую часть входят институты, содержащие отправ-ные, общие положения, определения и принципы, действие которых распространяется на все или большинство регулируемых земельных отношений. Выделяют следующие основ-ные институты общей части земельного права.

1. Право собственности и иные права на землю, который явля-ется базовым институтом земельного права, определяю-щим основу земельного строя России. В настоящее время устранена монополия государственной собственности на землю, что логически привело к появлению иных форм собственности на землю, включая частную форму собст-венности, закрепленную в ст. 36 Конституции РФ.

2. Правовое регулирование земельно-правовых сделок.

В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю и введением частной собственности на землю граждане и юридические лица получили право совершать различные гражданско-правовые сделки с землей, такие как купля-продажа, залог, дарение, наследование, рента и иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством.

3. Государственное управление земельными ресурсами. Данный институт определяет пределы и порядок вмешательства государственных органов в сферу земельных от-ношений, их компетенцию и основные функции.

4. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства. Этот институт земельного права определяет составы зе-мельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности.

5. Защита земельных прав частных лиц и порядок разре-шения земельных споров, суть которого заключается в том, что многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданскими и юридическими лицами. Признание земельных прав осуществляется прежде всего в судебном порядке (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) путем вы-несения соответствующего судебного решения.

6. Правовое регулирование платы за землю и ряд других институтов.

Особенная часть земельного права включает в себя институты, сфера действия которых ограничена конкретной категорией земель (см. ст. 7 Земельного кодекса РФ), выделенной в зависи-мости от основного целевого назначения земель, а именно:

1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, основным целевым назначением которых является использование их для сельскохозяйственных целей или предназначенность для этих целей;

2. правовой режим земель поселений, основным целевым назна-чением которых является обеспечение нормального функционирования и развития городов, поселков и иных посе-лений как целостных организмов, в том числе объектов со-циального назначения, предназначенных для создания необходимых условий для труда и быта граждан;

3. правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения, основным целевым назначением которых является обес-печение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;

4. правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов, основным целевым назначением которых является обеспечение необходимых условий в системе охраняемых природных территорий и иных особо ценных земель;

5. правовой режим земель лесного фонда, обусловленный инте-ресами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;

6. правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;

7. правовой режим земель запаса.

6. Соотношение земельного права с иными отраслями российского права: конституционным, административным, гражданским, экологическим, природоресурсным, финансовым.

Конституционное.

Нормы, регулирующие непосредственно земельные отношения — ст 9.36,72.

Все остальные (гос устр-во, органы управления)

Административное

Ответственность

Управление

Уголовное

Ответственность 170, 254

Гражданское

Ч 3 ст 129 гк — то, что земля и иные природные ресурсы могут отчуждаться иными способами, в какой их оборот допускается законом о земле и др природных ресурсов.

П 3 ст 3 зк рф — отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

 

Будучи составной частью национальной правовой системы России, земельное право находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими отраслями российского права.

Самая тесная связь у земельного права с конституционным правом России, нормы и положения которого определяют основополагающие конституционные принципы всех отраслей российского права, в том числе и земельного.

Применительно к земельному праву такими положе-ниями являются: установление многообразия форм земельной собственности (ст. 9), признание права частной собственности на землю граждан и их объединений (п. 1 ст. 36), право на вла-дение, пользование и свободное распоряжение землей (п. 2 ст. 36) и ряд других. Кроме того, важное значение для земель-ного права имеют нормы Конституции Российской Федера-ции, устанавливающие порядок и условия пользования зем-лей на основе федерального закона, а также отнесение к совместному ведению РФ и субъектов Рос-сийской Федерации таких вопросов, как владение, пользова-ние и распоряжение землей и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности и приня-тие земельного, водного, лесного законодательств и законода-тельства о недрах (ст. 72).

Земельное право тесно связано с административным правом, и прежде всего в таких областях, как государственное управление земельными ресурсами и привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении зе-мельного законодательства. Административное право, имея своим предметом организацию исполнительной и распорядительной деятельности органов государственной власти, в том числе и в области организации использования и охраны зе-мель, определяет систему этих органов, порядок и формы их деятельности. Так, в соответствии с Указом Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных орга-нов исполнительной власти», Указом Президента РФ № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» федеральными органами исполни-тельной власти, осуществляющими управленческие функции в области охраны и использования земель в пределах своей компетенции являются, например, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов и ряд других.

Основополагающее значение для земельного права имеет его связь с такой фундаментальной отраслью системы российского права, как гражданское право. Связь земельного права с гражданским правом предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и граждан-ских отношений.

Так, согласно ст. 130 Гражданского кодекса, земель-ные участки, участки недр, обособление водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, размещение ко-торых без несоразмерного ущерба их назначению невозмож-но, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, соору-жения признаны недвижимым имуществом. Закрепление в законодательстве понятия «недвижимость», включение зе-мельных участков в перечень объектов гражданского оборота обусловили появление проблемы разграничения предметов правового регулирования земельного законодательства и гра-жданского законодательства.

Общую сферу правового регулирования земельного и гражданского законодательства составляют, в частности, во-просы права собственности и иных вещных прав на землю, оборотоспособности земельных участков, гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законо-дательства и ряд других. Например, регулируя отношения собственности на землю и определяя правомочия собственников земельных участков и обладателей иных вещных прав на них, гражданское законодательство ссылается на земельное законодательство, которое должно регулировать соответст-вующий вопрос. В одних случаях приводится ссылка на закон, в котором должен быть урегулирован соответствующий во-прос, в других – указывается, что соответствующий вопрос должен быть урегулирован в земельном законодательстве. Что касается гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства, то, как отмечает Крассов, эти вопросы регулируются прежде всего граж-данским правом, однако учитываются следующие обстоятель-ства. Во-первых, при определении размера ущерба в ряде слу-чаев применяются специальные методики. Во-вторых, поря-док возмещения ущерба, причиненного правомерными дей-ствиями, например, при изъятии земельных участков для го-сударственных или муниципальных нужд, а также в некото-рых иных ситуациях регулируется не гражданским, а земель-ным законодательством.

Не случайно, что одним из принципов земельного зако-нодательства является вышеупомянутый принцип разграни-чения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отноше-ний по использованию земель, а также принцип государст-венного регулирования приватизации земли. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжений зе-мельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательст-вом, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 Земельного кодекса).

Тесная связь существует между земельным правом, с одной стороны, и другими природноресурсовыми отраслями права (водным, горным, лесным правом и т.д.) с другой стороны. Несмотря на специфику земельных, водных, горных, лесных отношений, обусловленную особенностями их объектов, между этими отраслями права есть большое сходство. Поскольку и земля, и лес, и недра, и воды являются природными ресурсами, то это обусловило и единство целей и методов их правового ре-гулирования, сходство их принципов и правовых институтов. Тесная связь земельного права с экологическим правом обусловлена положением земли как неотделимого элемента, компонента окружающей (природной) среды, функциони-рующей в составе естественных экосистем природы и находящейся в органической взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природной среды и окружающей (природ-ной) средой в целом. Так, земельное право содержит нормы, устанавливающие правила экологической безопасности, обеспечивающие охрану земель как неотделимой части окру-жающей среды (требования по соблюдению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, экологические требования к размещению объектов, отрицательно влияющих на состояние земель и т.д.).

7. Конституция как источник земельного права.

Источник права понимается в 3 смыслах: материальном, формальном, идеологическом.

Материальный — предпосылки принятия акта, сложившиеся отношения, требующие урегулирования.

Формальный — внешняя форма выражения правовых норм.

Идеологический — правосознание общества, в котором принимается нормативный акт.

 

По юридической силе:

Конституция. 9, 36, 72, 42, 58.

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 72

1. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Международные договоры. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах РФ":

"международный договор РФ" означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;

С точки зрения международного права они делятся на мягкие и жесткие. Мягкие в ратификации не нуждаются (декларация). Конвенция и протоколы к ним нуждаются в ратификации (жесткие).

Ст 4 ЗК — приоритет международного права.

ФКЗ О правительстве; О Конституционном суде.

8. Земельный кодекс и иные федеральные законы как источники земельного права.

Земельный кодекс вступил в действие 30.10.2001, 43 редакция 21 декабря 2010 год. Его специфика — нет деления на части, но институты расположены от общих к частному.

Недостатки — пробелы и коллизии. Ряд вопросов специально вынесен за рамки кодекса (оборот сельхоз земель — фз 24 июля 2002 «Об обороте земель сельхоз назначения» в ред. 29 дек 2010), Закон О введение в действие ЗК 25 окт 2001 №13-фз в ред. 20.10.2010.

 

Законы как источники земельного права, представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые законодательным (представительным) органом РФ. К числу федеральных зако-нов относятся Конституция РФ, федеральные конституцион-ные законы, предусмотренные Конституцией РФ, и иные фе-деральные законы, не имеющие значения конституционных.

Порядок принятия федеральных законодательных актов установлен Федеральным законом от 14.06.94 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Этот Закон предусматривает, что на территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Фе-дерального Собрания, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной ре-дакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федераль-ного Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Феде-ральные конституционные законы, федеральные законы, ак-ты палат Федерального Собрания вступают в силу одновре-менно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими зако-нами или актами палат не установлен другой порядок вступ-ления их в силу.

Основополагающим законом является ЗКот 25.10.01 г. № 136-ФЗ, представляющий собой систематизированный свод норм пра-ва, регулирующих земельные отношения в нашей стране.

В ЗК значительное место занимают вопросы правового регулирования охраны земель и законодательно закреплено осу-ществление комплекса взаимосвязанных мер и мероприятий, призванных обеспечить рациональное использование, сохра-нение и восстановление земельных ресурсов в РФ.

ЗК состоит из XVIII глав и 103 статей. В I главе (ст. 1-11) закреплены принципы земельного зако-нодательства, определены субъекты и объекты земельных отношений, состав Земельного фонда РФ. Необходимо отметить ст. 9-11 ЗК, в которых определены полно-мочия РФ, субъектов РФ, а также органов ме-стного самоуправления в области земельных отношений. Глава II ЗК (ст. 12-14) определяет цели и содержание ох-раны земель, а также содержит специальные требования по использованию земель, подвергшихся радиоактивному и хи-мическому загрязнению. Как было отмечено на парламент-ских слушаниях, состоявшихся в Государственной Думе Фе-дерального Собрания РФ 22 апреля 2004 года на тему «О зако-нодательном обеспечении экологической безопасности при хранении и уничтожении пестицидов и агрохимикатов», за последние годы в таких субъектах РФ, как Иркутская, Курган-ская, Омская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Тамбов-ская области, Приморский и Краснодарский края на 30-60% обследованных территорий обнаружилось превышение пре-дельно допустимых концентраций (ПДК) остаточных коли-честв пестицидов в почве. Загрязнены пестицидами отдель-ные территории в Брянской, Московской, Оренбургской об-ластях и некоторых других субъектах РФ.

Глава III (ст. 15-19) ЗК закрепила систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собственности на землю. В нем предусмотрены критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Урегулирован вопрос предоставления прав на землю иностранным гражданам, иностранным юридиче-ским лицам, а также лицам без гражданства – теперь они вправе (правда, за рядом ограничений) иметь в собственно-сти земельные участки на территории РФ.

В главе IV (ст. 20-24) ЗК установлены иные, помимо права собственности, права на землю: постоянное (бессрочное) поль-зование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, право ограниченного пользования чужим земель-ным участком (сервитут), аренда земельных участков и без-возмездное срочное пользование земельными участками. Очень важны с практической точки зрения нормы, отразив-шие особенности регулирования отношений по поводу арен-ды земли, а нормы, касающиеся частного и публичного зе-мельных сервитутов.

Глава V ЗК является самой объемной главой Кодекса (включает ст. 25-39) и посвящена возникновению прав на землю. Урегулированы вопросы перехода прав на земель-ный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение; определен порядок приватизации земельных участков, процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также для целей, не связан-ных со строительством, организации и проведения аукцио-нов и конкурсов по продаже земельных участков, находя-щихся в публичной собственности и ряд других вопросов. Особое значение имеет установление ограничений оборо-тоспособности земельных участков, обусловленных пуб-личными интересами (ст. 27 ЗК), а также особенностей куп-ли-продажи земельных участков (ст. 37 ЗК).

Глава VI Кодекса (ст. 40-43) определяет содержание прав и обязанностей собственников и иных правообладателей зе-мельных участков.

Достаточно подробно решены вопросы прекращения и ограничения прав на земельные участки (гл. VII ЗК, ст. 44-56), возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд (гл. VIII ЗК, ст. 57-58), а также защиты прав на землю и рассмотрения земельных споров (гл. IX ЗК, ст. 59-64).

Глава X Кодекса содержит общие положения о плате за землю и оценке земли. Использование земли в РФ признано платным, а в качестве форм платы за землю названы земель-ный налог и арендная плата.

Учитывая важность управления в области использования и охраны земель, ЗК закрепил основы проведения государственно-го мониторинга земель, землеустройства, Государственного зе-мельного кадастра (гл. XI, ст. 67-70) и земельного контроля (гл. XII, ст. 71-73).

В главе XIII определены формы юридической ответст-венности за правонарушения в области охраны и использова-ния земель: административная, уголовная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

Главы XIV-XVIII представляют собой особенную часть Земельного кодекса и посвящены описанию правовых режи-мов различных категорий земель. Особый упор делается на усиление правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения, что является актуальным в свете продолжаю-щейся деградации земель данной категории. Достаточно конкретно урегулирован правовой режим земель промыш-ленности и иного специального назначения, закреплены до-полнительные меры по охране земель особо охраняемых территорий и объектов и т.д.

Необходимо также отметить, что помимо Земельного кодекса в настоящее время действует Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О введении в действие Земельного кодекса РФ", содержащий ряд важнейших положений в области регулирования земельных отношений.

Кроме Земельного кодекса РФ, в данной сфере действует много других федеральных законов, регулирующие те или иные сферы земельных отношений.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О личном подсобном хозяйстве"

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 25.12.2009) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"

 

 

Таков, например, Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", принятие которого явилось важнейшим шагом на пути совершенствования правового регулирования отношений с участием крестьянских (фермерских) хозяйств, которых насчитывается в настоящее время около 265 тысяч. Закон содержит ряд специальных норм об организации крестьянских хозяйств, правовом режи-ме имущества и порядке деятельности хозяйства.

Важное и принципиальное значение для регулирования земельных отношений имел ныне утративший силу Закон РФ от 23.12.92 г. «О праве граждан РФ на получение в ча-стную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и данного хозяйства, садоводства и индивидуально-го жилищного строительства», расставивший все точки над «i» в вопросах права частной собственности и купли-продажи зе-мельных участков указанного целевого предназначения. Правовые основы регулирования такой специфической области земельных отношений, как мелиорация земель, пол-номочия органов государственной власти и местного само-управления, права и обязанности граждан и юридических лиц в данной сфере установлены Федеральным законом от 10.01.96 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

Мелиорация земель, говорится в ст. 1 Закона, осуществ-ляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и по-вышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот не-используемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий. В Законе также закреплены понятия различных типов и видов мелиорации, урегулированы вопросы права собственности на мелиоратив-ные системы и гидротехнические сооружения, определена система государственного управления в области мелиорации земель, а также решен ряд других вопросов.

Близким к предыдущему является Федеральный закон от 16.07.98 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», которым определены полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земель-ных участков, в области обеспечения плодородия данной ка-тегории земель.

Огромное значение для граждан имеет Федеральный закон от 15.04.98 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который подробно регу-лирует вопросы зонирования территорий и предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков; закрепляет права и обязанности членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений; отражает особенности приватизации и оборота таких участков; определяет правила организации и застройки территории садоводческого, ого-роднического или дачного некоммерческого объединения. Заметим, что ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства является наиболее массовой сферой индивидуаль-ной деятельности граждан – в 1998 году в России почти 70 млн. граждан занималось данным видом деятельности.

Источник земельного права – Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04 г. № 190-ФЗ, детально регулирующий земель-ные отношения по поводу осуществления градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сель-ских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Для решения этих задач в Кодек-се закреплены требования, предъявляемые к градостроитель-ной документации, к градостроительному планированию.

Особое значение для определения правового режима земель поселений имеет территориальное зонирование. В кодексе определен правовой режим пригородных зон городов, урегулированы вопросы застройки территорий городских и сель ских поселений, которые непосредственно связаны с использованием земель.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 263.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...