Что необходимо учитывать при тушении опасных грузов
К опасным грузам относятся вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может (привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению и заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару и повреждению сооружений и транспортных средств, и соответствующими классификационным показателям и критериям
Опасные грузы делятся на следующие классы:
Класс 1 – Взрывчатые вещества
Класс 2 – Газы сжатые, сжиженные или растворенные под давлением
Класс 3 – Воспламеняющиеся жидкости
Класс 4.1 – Воспламеняющиеся твердые вещества
Класс 4.2 – Вещества, способные самовозгораться
Класс 4.3 – Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
Класс 5.1 – Окисляющие вещества
Класс 5.2 – Органические перекиси
Класс 6.1 – Токсичные вещества
Класс 6.2 – Инфекционные вещества
Класс 7 – Радиоактивные вещества
Класс 8 – Едкие и коррозионные вещества
Класс 9 Разнообразные прочие опасные вещества и предметы, т.е. любое другое вещество, которое, как показывает или может показать практика, имеет такой опасный характер, что к нему должны применяться положения настоящей части.
Перед началом грузовых операций с пожароопасными грузами администрация судна должна объявить приказом по судну организационно-технические мероприятия, предусматривающие: согласование и в необходимых случаях отработку взаимодействия с соответствующими службами порта в случае возникновения пожара; проверку наличия и отработку с аварийной партией порядка использования водопожарного соединения международного образца; разработку Карты корректировки оперативного плана по борьбе с пожаром; установление границ опасной зоны на судне и режимные меры безопасности в ее пределах; установление мест курения; назначение лиц, ответственных за соблюдение и контроль противопожарного режима.
Перед погрузкой на судно грузов класса 1, подклассов 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 4.3, легковоспламеняющихся жидкостей других классов должен быть произведен расчет систем пожаротушения с учетом обеспечения подачи огнетушащих средств в необходимом количестве и с требуемой интенсивностью. В соответствии с расчетом при необходимости судно должно быть снабжено дополнительными огнетушащими средствами и (или) устройствами для их подачи либо количество пожароопасных грузов на судне (или в одном грузовом помещении) должно быть уменьшено.
Запрещается загрузка в одно грузовое помещение судна разных опасных грузов, не имеющих хотя бы одного одинакового рекомендованного огнетушащего средства, которым располагает судно.
Размещение пожароопасных грузов на судах, складах и причалах порта должно производиться таким образом, чтобы обеспечивался доступ к грузу, установкам и средствам пожаротушения, а также не загромождались пути эвакуации людей.
Администрацией судна должны быть приняты меры по исключению случайного применения огнетушащих средств, запрещенных для перевозимых на судне опасных грузов. С этой целью на пусковой арматуре противопожарных систем с запрещенными огнетушащими средствами должны быть вывешены таблички с надписями, запрещающими их применение, в необходимых случаях на фланцах или пожарных рожках должны быть установлены заглушки. Ручные огнетушители, с запрещенными огнетушащими средствами, установленные вблизи опасных грузов, должны быть заменены на порошковые, углекислотные или хладоновые.
Оперативный план по борьбе с пожаром . Действия экипажа судна по борьбе с пожаром должны быть определены оперативными планами, разработанными в соответствии с НБЖС. Для отражения специфических условий борьбы с пожаром на судах при перевозке опасных грузов оперативный план соответствующего грузового помещения должен быть откорректирован путем разработки карты корректировки по форме, приведенной в приложении 10. Карта корректировки оперативного плана должна разрабатываться после утверждения грузового плана судна. При разработке карты должны быть учтены требования, установленные в Аварийных картах (приложение 7). Номер Аварийной карты для каждого конкретного груза указан в приложениях 15 или 16. Карта корректировки оперативного плана должна выполняться на листах форматом 297 x 210 мм. На оборотной стороне карты или на отдельном листе такого же размера должна быть вычерчена в двух проекциях схема грузового помещения судна с указанием мест нахождения опасных и других грузов. На схемах должны быть также указаны места расположения первичных средств пожаротушения, ближайших пожарных рожков системы водо- и пенотушения и пути подачи пожарных стволов и пеногенераторов. Расположение груза на схеме должно быть показано черным цветом, средств пожаротушения - синим, лазы, входы и другие пути эвакуации - зеленым, наименование запрещенных огнетушащих средств и двойная штриховка условного очага пожара - красным.. Карта корректировки оперативного плана должна храниться вместе с оперативным планом в папке для руководящих документов по борьбе за живучесть судна на ГКП и у командира аварийной партии.. До выхода судна в рейс должна быть проведена практическая отработка действий аварийной партии по откорректированному оперативному плану. Если, исходя из особенностей начала рейса, отработать такие действия в порту погрузки невозможно, то это должно быть сделано в течение первых суток перехода. Время и результаты отработки заносятся в судовой журнал. При длительности перехода более двух недель должна быть произведена повторная отработка оперативного плана путем проведения общесудовой тревоги. При перевозках судном одних и тех же грузов повторная обработка оперативных планов производится при смене экипажа на 25% и более.. Карта корректировки оперативного плана должна разрабатываться в соответствии с требованиями НБЖС по составлению оперативного плана по борьбе с пожаром с учетом свойств опасных и других находящихся в помещении грузов, их количества, места размещения на судне, технической оснащенностью грузовых помещений и судна в целом средствами борьбы с пожаром.. Рекомендуемые (РОС) и запрещенные (ЗОС) огнетушащие средства для конкретных опасных грузов указаны в приложениях 15 и 16. Для грузов под обобщенными наименованиями, для которых в приложении 16 не указаны РОС и ЗОС, такие сведения должны быть даны отправителем при подаче заявки на перевозку груза. В карте корректировки оперативного плана в качестве основного и дополнительного огнетушащих средств должны выбираться разрешенные для данного груза средства, имеющиеся на судне в необходимом количестве.. Интенсивность подачи огнетушащих средств должна рассчитываться на всю площадь (или объем) грузового помещения судов с вертикальным способом погрузки, для судов с горизонтальным способом погрузки и для открытых палуб судов всех видов - на площадь, фактически занятую опасным грузом, с учетом расхода огнетушащего средства на охлаждение других грузов и судовых конструкций.
Огнетушащие средства . В зависимости от принципа воздействия на процесс горения огнетушащие средства разделяются на: охлаждающие зону горения и снижающие степень нагрева горючих веществ ниже минимально необходимой для процесса горения (вода, водные растворы солей, твердый диоксид углерода, в определенной степени такими свойствами обладает состав СЖБ); разбавляющие газовую среду в зоне горения, т.е. снижающие в ней концентрацию окислителя ниже уровня, необходимого для процесса горения (диоксид углерода, азот, инертные газы, продукты сгорания топлива с низкой, менее 9% объемных, концентрацией кислорода, в определенной степени такими свойствами обладает тонкораспыленная вода); изолирующие горючее вещество от зоны горения (все виды пены, порошковые составы, песок, листовые негорючие материалы, брезент, кошма); ингибирующие реакцию горения (галондированные углеводороды - хладоны 114В2, 13В1 и др.). . Большинство применяемых на судах огнетушащих средств оказывают комбинированное воздействие на процесс горения: вода - охлаждает горящее вещество, а образующийся при этом водяной пар разбавляет окислитель в зоне горения, пена - изолирует и охлаждает зону горения, порошковые составы - изолируют зону горения, рассекают пламя и тормозят реакцию горения.
. Некоторые негорючие опасные грузы могут опасно взаимодействовать с тем или иным огнетушащим средством. Для таких грузов соответствующие огнетушащие средства указаны в приложениях 15 и 16 как запрещенные, что должно быть учтено при размещении грузов на судне и при тушении пожара. При тушении пожара допускается совместное применение разных огнетушащих средств, если действие одного из них не снижает эффективности другого. Запрещается одновременное применение пено- и водотушения. Эффективно могут применяться углекислотное тушение совместно с пенотушением.. Допускается применение огнетушащих средств, не запрещенных настоящими Правилами для конкретного груза и не указанных как рекомендованные, если рекомендованные огнетушащие средства исчерпаны. При перевозке грузов, требующих только специальных огнетушащих средств, которыми не располагает пароходство, фрахтователь обязан предоставить таковые в необходимых количествах за свой счет..
При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров опасных грузов необходимо учитывать рекомендации Международного морского кодекса по перевозке опасных грузов (IMDG – CODE) и национальных правил. Особенно это важно для веществ, способных опасно воздействовать с водой, когда подача ее (также пены, пара) не только не даст эффекта тушения. Но чаще наоборот приводит к образованию в трюме взрывоопасных и/или ядовитых концентраций атмосферы.
|