Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные формы подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна




3.2.1. Основными методами подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна являются: практические занятия; тренировки; частные и общесудовые учения; самостоятельная подготовка.

3.2.2. Практические занятия с командным и рядовым составом

производятся с целью:

изучения устройства судна, его оборудования, средств и методов борьбы за живучесть судна;

освоения предупредительных мероприятий по обеспечению живучести судна;

отработки организации использования спасательных средств и спасения человека, упавшего за борт;

подготовки командного состава к руководству подчиненными ему подразделениями;

подготовки экипажа к защите от оружия массового поражения и т. д.

3.2.3. Занятия проводятся согласно методике по заранее составленному плану и начинаются с объяснения темы и учебной цели, показа изучаемого объекта и его действия. Объяснение должно быть кратким, последовательным, конкретным, доходчивым. Для практического освоения темы рекомендуется каждому обучаемому произвести действия по управлению объектом под наблюдением руководителя занятий.

В конце занятия необходимо дать оценку подготовки слушателей (обучаемых) к занятию и усвоению темы. Рекомендуемая продолжительность одного занятия - 1-2 ч.

3.2.4. Тренировки проводятся с командным и рядовым составом с целью закрепления полученных на практических занятиях знаний и практического усвоения каждым членом экипажа обязанностей по тревогам и по обслуживанию систем, устройств и механизмов и т. д.

3.2.5. Haтренировках должны отрабатываться следующие вопросы:

первичные мероприятия по борьбе за живучесть судна в соответствии с прил. 1;

организация руководства с ГКП по борьбе за живучесть судна;

отработка действий групп разведки пожара, разведки водотечности корпуса и легководолазной группы;

отработка действий аварийных партий (групп) по тушению пожаров, ликвидации повреждений корпуса и борьбе за живучесть технических средств;

отработка связи, должной организации и слаженности действий внутри аварийной партии (группы) и на судовых постах;

отработка взаимозаменяемости членов аварийной партии, групп, постов в обслуживании технических средств, а также в использовании аварийного и противопожарного снабжения;

отработка действий поста медицинской помощи (ПМП),санитарной обработки (ПСО);

отработка действий группы подготовки спасательных средств коллективного пользования;

отработка действий партии (группы) охраны порядка, безопасности и эвакуации.

В ходе тренировки каждое неверное действие должно быть исправлено руководителем. Тренировка заканчивается коротким разбором.

Рекомендуемая продолжительность тренировки - 1 ч.

3.2.6. Частные учения проводятся в составе аварийных партий, групп, партии охраны порядка и безопасности, ПМП, ПСО. На частных учениях должны отрабатываться следующие вопросы:

отработка взаимодействия групп аварийной партии (группы) по борьбе с пожаром, водой, борьбы за живучесть технических средств;

отработка действий членов партии охраны порядка и безопасности по приготовлению спасательных средств к спуску на воду, герметизации помещений судна по общесудовой тревоге, выходу и посадке в спасательные средства пассажиров по шлюпочной тревоге;

отработка действий ПСО по организации развертывания, проведения санитарной обработки и определения годности продовольствия и воды для употребления экипажем.

Частные учения проводятся командирами аварийных партий (групп), командиром партии охраны порядка и безопасности и командиром ПСО по планам, утвержденным старшим помощником капитана и старшим механиком.

Частные учения могут проводиться как по общесудовой тревоге, так и без объявления ее.

Рекомендуемая продолжительность частного учения – 1-1,5 ч. В конце учения руководитель проводит разбор.

3.2.7. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем судна под руководством капитана судна.

3.2.18. Общесудовые учения по своему назначению подразделяются на показательные, подготовительные и зачетные.

Показательные учения проводятся с целью обучения и показа правильных действий экипажа судна.

Подготовительные учения проводятся с целью дать практику экипажу в подготовке к зачетному учению.

Зачетные учения проводятся с целью проверки подготовки экипажа судна к борьбе за живучесть судна и спасению людей.

3.2.19. Первичные мероприятия по борьбе за живучесть являются основой подготовки экипажа, на которой в дальнейшем строятся борьба за живучесть судна и спасение экипажа и пассажиров, и имеют целью обучить и дать практику экипажу судна в борьбе с водой, пожаром, газом, дымом, паром, борьбе за живучесть технических средств, использования спасательных средств.

Рекомендуемая продолжительность тренировки по отработке первичных мероприятий по борьбе за живучесть - 45 мин - 1 ч.

 

19.  Для каких целей составляются оперативные планы по борьбе с водой и пожаром

должен определять наиболее эффективный состав и порядок действий ходовых вахт, должностных лиц и командиров партий (групп) в условиях ограниченного времени и конкретной аварийной ситуации. План составляется заранее и уточняется перед выходом в рейс

 

20.  Как оформляется оперативный план по борьбе с водой и пожаром

Методика составления Оперативного плана по борьбе с пожаром

4.17.1. должен определять наиболее эффективный состав и порядок действий ходовых вахт, должностных лиц и командиров партий (групп) в условиях ограниченного времени и конкретной аварийной ситуации. План составляется заранее и уточняется перед выходом в рейс

Все расчеты ОП производятся исходя из наличия на судне одного очага пожара и использования только сил и средств судна.

При разработке ОП следует ориентироваться на более сложный вариант пожаротушения, это обеспечит более эффективное тушение пожара, если он будет обнаружен в начальной стадии.

4.17.2. Оперативные планы разрабатываются на все грузовые помещения, отсеки МП, кладовые ЛВЖ, блоки жилых и служебных помещений, крюйт-камеры, лаборатории, зрительные залы, музыкальные салоны, выгороженные противопожарными переборками, а также посты управления и другие помещения судна по усмотрению капитана судна. ОП для грузовых помещений корректируются на каждый рейс. На танкерах новые ОП должны разрабатываться для рейсов, в которых перевозятся грузы, требующие принятия специальных противопожарных мер или применения огнегасительных средств и методов пожаротушения, отличающихся от тех, которые были предусмотрены в ранее разработанных оперативных планах.

4.17.3. Оперативный план данного отсека (помещения) составляется в двух (трех) экземплярах, которые находятся в Папке руководящих документов по борьбе за живучесть судна на ГКП командиров аварийных партий; командиры групп должны иметь выписки из ОП и знать на память команды и действия по тушению пожара.

4.17.4. Разработанный ОП подписывают старший помощник капитана, старший механик, помощник капитана по пожарной части и утверждает капитан судна.

Утвержденный капитаном судна и согласованный с представителем пожарного надзора ВОХР оперативный план является обязательным для выполнения всеми членами экипажа судна.

4.17.5. Отработка ОП производится на частных и общесудовых учениях. Все отработки фиксируются в пожарно-контрольном формуляре судна.

Оперативный план исполняется на развернутом стандартном листе белой бумаги размером 420 х 297 мм.

4.17.6. Раздел I Оперативного плана состоит из пяти граф:

в графе 1 указываются сигналы и команды с ГКП: объявление общесудовой тревоги, указание места пожара, распоряжения о посылке группы разведки пожара, выделении людей для охлаждения помещений, спасения потерпевших, использовании средств пожаротушения и др.;

в графе 2 излагаются команды старшего механика, даваемые командиру аварийной партии (группы) машинного отделения, вахтенному механику, электромеханику;

в графе 3 излагаются команды командира аварийной партии (группы) о проведении разведки пожара, использовании средств пожаротушения, оказании помощи потерпевшим и др.;

в графе 4 указываются команды, подаваемые вахтенным механиком о выключении вентиляции, использовании пожарных насосов, остановке механизмов и др.;

в графе 5 указываются обязательные доклады на ГКП старшего механика и командиров аварийных партий.

На ГКП в графе 5 отмечаются доклады; если какого-нибудь доклада не последовало, то с ГКП должно быть об этом напоминание командиру аварийной партии, старшему механику.

4.17.7. Раздел II. Пожарно-технические характеристики аварийного помещения.

В этом разделе вычерчивается схема судна (разрез по диаметральной плоскости) или части его с указанием места аварийного помещения, которое штрихуется красным цветом. На схеме указываются переборки класса А и В, ограничивающие отсек аварийного помещения, которые вычерчиваются более толстыми линиями, отличающимися от остальной схемы цветом.

На схеме аварийного помещения указываются: пути эвакуации людей, расположение аварийных выходов и возможных мест вызовов; места выключения вентиляции и закрытия вентиляционных каналов; места выключения электропитания аварийного отсека; посты быстрозапорных клапанов; посты дистанционного управления закрытием противопожарных и клинкетных дверей; посты дистанционного аварийного подрыва предохранительных клапанов пара с котлов; посты дистанционного аварийного спуска топлива встроенных и подвесных цистерн; топливные и масляные цистерны, защищаемые паротушением или углекислотой, и посты спуска тушащего агента; пост управления кингстоном аварийного отсека; места размещения баллонов с газами судового снабжения как в аварийном, так и в смежных помещениях.

В текстовой части раздела даются пояснения к схеме, а также не указанные на ней данные аварийного помещения.

4.17.8. Раздел III. Схема аварийного помещения и расстановка сил и средств.

На схеме без лишних деталей изображаются противопожарные конструкции аварийного помещения, двери, иллюминаторы, воздуховоды, условный очаг пожара и пути распространения огня, дыма, боевые участки аварийных партий и групп, пути эвакуации, расположение средств пожаротушения. Общий вид помещения выполняется черным, активная и пассивная КПЗ - красным, фактические знаки и средства пожаротушения - синим, пути эвакуации - зеленым цветом.

Бланк ОП заполняется черным цветом, наименование аварийного помещения - крупным шрифтом красного цвета, основной резервный - желтым цветом.

Схема выполняется на отдельных листах и вклеивается в ОП, номер ОП соответствует номеру аварийного помещения на табло станции электрической или дымовой сигнализации.

4.17.9. Раздел IV. Результативные показатели активных средств тушения

 

Оперативный план по борьбе с водой должен определять наиболее эффективный состав и порядок действий ходовых вахт, должностных лиц и командиров партий (групп) в условиях ограниченного времени и конкретной аварийной ситуации. План составляется заранее и уточняется перед выходом в рейс, состоит из двух частей.

4.4.2.Часть I должна обеспечить заблаговременную оценку непотопляемости судна при возможных повреждениях и затоплении каждого из отсеков (смежных групп отсеков) в данном рейсе.

На основании Информации по аварийной посадке и остойчивости здесь должны быть приведены:

перечень одиночных отсеков (их групп), при затоплении которых для любого предаварийного состояния судна и характера груза в отсеке выполняются требования Правил Регистра СССР по аварийной посадке и остойчивости судна;

перечень отсеков (их групп), при затоплении которых для любого предаварийного состояния судна и характера груза в отсеке указанные требования не выполняются;

перечень отсеков (их групп), при затоплении которых состояние аварийного судна неоднозначно и зависит от конкретного каргоплана (посадка, остойчивость судна, проницаемость отсека).

Для этих отсеков (их групп) оценку аварийной посадки и остойчивости необходимо выполнять перед каждым рейсом с помощью Информации по аварийной посадке и остойчивости либо в вычислительном центре пароходства по программам, утвержденным Регистром СССР.

Информация раздела оперативного плана в случае аварии необходима ГКП (капитану) для принятия решения о технической возможности и целесообразности борьбы за спасение судна в тяжелых случаях повреждений пли о спасении экипажа.

4.4.3.Часть II представляет непосредственно оперативный план по борьбе с водой и содержит регламентацию срочных действий ходовых вахт и должностных лиц в первые, важнейшие минуты после объявления общесудовой тревоги до поступления специальных указаний с ГКП.

Здесь также приведены рекомендации о мерах по сохранению и восстановлению остойчивости и посадки аварийного судна из Информации по аварийной посадке и остойчивости для каждого конкретного случая затопления.

В качестве справочных материалов к части II могут использоваться схемы: расположения (и производительность) средств осушения; размещения аварийного снабжения; заводки и крепления пластыря.

 

Когда отрабатываются оперативные планы по борьбе с водой и пожаром

Отработка организации борьбы за живучесть судна является составной частью повседневной службы, которая направлена на наиболее рациональное распределение членов экипажа для эффективного использования стационарных технических средств и аварийно-спасательного имущества (далее - АСИ) при авариях, возникновении взрывов и пожаров

Общесудовое учение или учебную тревогу по борьбе с пожаром проводят в соответствии с одним из оперативных планов пожаротушения.

Дата и наименование помещения, оперативный план которого отрабатывался во время учебной тревоги, а также количество участвовавших должны быть зарегистрированы в соответствующем разделе пожарно-контрольного формуляра.

Эту регистрацию осуществляет лицо, проводившее общесудовое учение или учебную тревогу по борьбе с пожаром (обязательно должны быть указаны его должность, фамилия и инициалы).

Учения по пожарной тревоге проводят в различное время суток, при любых погодных условиях, с вводом условных отказов оборудования.

Периодичность судовых тренировок и учений обуславливается степенью готовности экипажа и реальными возможностями. Однако такие тренировки и учения не могут проходить реже, чем это предписано Конвенцией СОЛАС-74.

В зависимости от уровня подготовки экипажа общесудовое учение может проводиться в простых или сложных условиях (темное время суток, задымление помещений, штормовая погода, выход из строя судовой трансляции и т. д.).

на пассажирских судах (в соответствии с требованиями СОЛАС-74) сборы экипажа для шлюпочного учения и учения по борьбе с пожаром должны проводиться еженедельно, а сбор пассажиров проводится не позднее чем через 24 ч после выхода из порта.

На грузовых судах сбор экипажа для шлюпочного учения, учения по борьбе с пожаром производится не реже одного раза в месяц. Если в порту отхода более 25% экипажа было заменено, то сбор экипажа для шлюпочного учения и учения по борьбе с пожаром производится не позднее чем через 24 ч после выхода из этого порта.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 594.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...