Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Противопожарное снабжение судов




Аварийное и противопожарное снабжение судов составляют предметы и расходные материалы, предназначенные для восстановления водонепроницаемости и прочности корпуса и судовых систем и тушения пожаров при борьбе за живучесть судна, т.е. его способность противостоять аварийным повреждениям, в достаточной степени восстанавливая при этом эксплуатационные свойства.

В состав противопожарного снабжения, хранящегося на пожарных постах, входят ручные переносные огнетушители - пенные, углекислотные и порошковые, и запасные заряды к ним, металлические ящики с песком, покрывала для тушения пламени, пожарные ведра с темляками - короткими тросами с кнопом на конце, комплекты пожарного инструмента (пожарный топор, пожарный лом), комплекты снаряжения для пожарных, термостойкие костюмы с металлизированной поверхностью, переносные пожарные мотопомпы с приемными и выкидными рукавами и пожарными стволами (на самоходных судах валовой вместимостью от 300 до 500 рег.т - в качестве аварийного насоса). Минимальное число огнетушителей, находящихся внутри жилых и служебных помещений, определяется из расчета 2 огнетушителя на каждые 30 м длины участков палуб, на которых эти помещения располагаются. Комплект снаряжения для пожарных включает в себя: -защитную одежду из теплозащитного материала с водостойкой наружной поверхностью -ботинки и перчатки из резины или другого неэлектропроводного материала -жесткий шлем, обеспечивающий защиту от ударов -переносный безопасный фонарь с минимальным временем горения 3 ч -пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород -дыхательный аппарат и гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной 30 м.

 


Огнегасительные средства на судах

 

Методы тушения пожаров заключаются в принятии мер, прекращающих доступ горючего вещества в очаг пожара, изоляции очага пожара от доступа воздуха, а также охлаждения горючего вещества.

Способы и средства тушения пожара следует выбирать в зависимости от горючего материала и очага пожара.

Существуют поверхностный и объёмный способы тушения пожаров, которые основаны главным образом на изоляции очага пожара от доступа воздуха. При поверхностном способе горящую поверхность изолируют от доступа воздуха при помощи огнегасительных средств, например, воды, химической и воздушно-механической пены. При объёмном способе прекращают доступ воздуха в помещение или подают инертные газы, не поддерживающие или прекращающие горение: углекислый газ, пар, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания.

Очень важен правильный выбор и применение огнетушительных средств в зависимости от хар-ра пожара.

Огнетушительными средствами являются такие вещества и материалы, которые, будучи введённые в зону пожара, прекращает процесс горения. Их подразделяют в зависимости от способа пожаротушения.

На судах применяют 2 способа тушения пожара: поверхностный и объёмный. При поверхностном способе тушения пожара с помощью огнегасительных веществ горящую поверхность изолируют от доступа воздуха, в результате чего пламя угасает. При объёмном тушении доступ воздуха в помещение с очагом пожара прекращают и подают поддерживающие или прекращающие горение вещества – диоксид углерода, водяной пар, бромэтиловые жидкостные составы.

Жидкостным бромэтиловым составом гасят легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, находящиеся под напряжением электротехнические установки, уголь, дерево.

Пеной заливают горящий бензин, керосин, нефть, мазут, масло; покрывая поверхность горящего вещества, она изолирует пламя от притока воздуха. Пеной можно тушить горящие твёрдые вещества. Применяют химические и воздушно-механические пены; последние быстро разрушаются, они легче химических и менее плотные.

 

 

Тушение пожаров на открытых палубах и в надстройках

При тушении пожаров на открытых палубах и надстройках необходимо:

- если позволяет обстановка, развернуть судно так, чтобы огонь относило за борт;

- использовать сплошные водяные струи, сосредоточив максимальное их количество, воду подавать на очаг пожара с наветренной стороны;

- ограничивать распространение пожара водой в сторону палубных конструкций, шлюпок, инвентаря;

- предотвратить распространение пожара под грузовую палубу в трюмы и танки путем подачи в них огнетушащих веществ (СО2, N2, инертных, дымовых газов);

- включить систему водяной защиты, если она есть на судне;

- приступить или спустить шлюпки на воду, если им угрожает пожар.

Для тушения таких пожаров очень эффективна подача воды или пены из лафетных стволов.

При пожаре разлившихся на верхней палубе нефтепродуктов необходимо прекратить все виды грузовых и балластных операций, а также мойку и дегазацию танков и использовать водяные струи для тушения горящих нефтепродуктов и смыва их за борт. Воду и пену подавать под наименьшим углом к палубе на переднюю кромку горящего материала. Пеной покрывать горящий материал полностью без разрывов.

Горящие конструкции надстроек из алюминиево-магниевых сплавов тушатся огнетушащим порошком и водой. Одновременно для предотвращения распространения пламени необходимо обильно орошать водой переборки и подволоки смежных отсеков, а также палубу помещений, расположенных над аварийным отсеком. При необходимости удаляется обшивка и изоляция переборок в смежных с горящими помещениями отсеках.

Тушение пожаров на открытых палубах и надстройках судна производится путем подачи на горящие поверхности компактных и распыленных струй воды из лафетных стволов спасателя, удерживающегося у борта аварийного судна с наветренной стороны на расстоянии 30-50 метров. При этом крайние струи направляются на границы поверхности горения для предотвращения распространения пожара и охлаждения судовых конструкций, а средние - непосредственно в зону горения, начиная с верхней части очага пожара.При нахождении очага пожара за какой-либо преградой в «мертвой зоне» для струи тушение производится путем подачи в одну точку над очагом двух водяных струй из наиболее удаленных друг от друга лафетных стволов. Водяные струи, разбиваясь друг о друга, образуют над очагом «водяной купол», обильно орошают очаг пожара распыленной водой.
При отсутствии сильного ветра тушение пожара производится путем подачи на поверхность горения из части лафетных стволов воздушно-механической пены низкой кратности. Из других лафетных стволов подается вода для охлаждения корпусных конструкций без попадания в пену. При этом спасатель удерживается в 20-30 метров от борта аварийного судна.
При тушении пожара на открытых местах во время сильного ветра и волнения моря используются компактные водяные струи из лафетных стволов.




Тушение пожаров в трюмах

Тушение пожаров в загруженных трюмах представляет особую сложность, так как доступ к очагу пожара практически бывает ограничен или невозможен. При определении способа тушения таких пожаров и выборе огнегасительных средств необходимо учитывать физико-химические свойства груза, расположение его в трюме и в смежных с ним помещениях, а также возможность герметизации люковых закрытий и надежность закрытия трюмной вентиляции.

. При возникновении пожара в загруженных трюмах надлежит:
• прекратить грузовые операции;
• произвести полную герметизацию трюмов;
• включить стационарную систему пожаротушения (паротушение, жидкостное тушение, газотушение) данного отсека;
• вести наблюдение за переборками со стороны смежных отсеков и помещений;
• производить охлаждение забортной водой палуб, переборок и других конструкций, расположенных вблизи пожара и в районе трюмов, загруженных огнеопасными грузами;
• производить при необходимости разгрузку смежных трюмов, не охваченных пожаром.

. В особо тяжелых случаях, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнегасительных средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:
• влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
• возможность всплытия горящего груза под палубу; увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

. При горении в грузовых трюмах волокнистых грузов и гофрированной картонной тары необходимо заполнить трюмы эффективными огнегасительными средствами (высокократной воздушно-механической пеной и др.). Тушение самовозгорающихся веществ (рыбная мука, рыбные отходы, ветошь промасленная и др.) должно производиться пеной, а в закрытых помещениях — инертными газами, водяным паром и высокократной пеной.

. При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров в трюмах необходимо учитывать следующее:
• большинство перевозимых на судах грузов портится от воды, пены и пара, поэтому предпочтительнее применять углекислый и инертные газы или химические жидкостные бромэтиловые составы;
• при возгорании волокнистых материалов следует использовать любые огнегасительные средства для объемного способа тушения, так как в этом случае происходит очень быстрое распространение пламени по поверхности;
• в трюмах, содержащих груз в ящиках и бочках, для тушения пожара может быть использован пар, если имеется возможность его проникновения в штабеля;
• в трюмах, загруженных материалами, выделяющими при горении газ, применять пар чрезвычайно опасно.

При тушении горящих жидкостей внутри отсека струя пены должна подаваться как можно горизонтальнее и равномернее в направлении от края горящей жидкости к центру. При тушении горящих вертикальных поверхностей пену следует подавать в верхнюю часть очага пожара. Одновременное использование воды и пены для тушения пожара не рекомендуется, так как вода разрушает пену.

Углекислый газ применяется на судах для тушения большинства горящих веществ в трюмах, танках (цистернах) и в других малодоступных и поддающихся герметизации помещениях. Углекислота не электропроводна и не портит грузы при контакте с ними. Она может быть использована для тушения находящегося под напряжением электрооборудования и горящих металлов как сдерживающее горение средство. Тушению углекислотой не поддаются вещества, способные гореть в инертной среде (кинолента и др.). Одновременное использование углекислого газа и водяного пара для тушения пожара в одном отсеке (помещении) не рекомендуется, так как ведет к нейтрализации действия углекислого газа.

Перед пуском углекислоты в помещение или отсек должен быть подан сигнал о запуске углекислотной установки, выведены из помещения все люди, остановлены механизмы и произведена полная его герметизация.

Для ликвидации небольших очагов пожара следует применять кошму, асбестовые и парусиновые покрывала, песок.

 

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 564.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...