Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание методической работы старшего воспитателя




(по П.И.Третьякову, К.Ю. Белой)

 

Функции управления Содержание методической работы
1 2
1. Информационно-аналитическая. Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии.
2. Мотивационно-целевая. Совместно с руководителем и педагогами определяет цели и задачи научно-методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. Помогает педагогам в научной организации труда, создает для этого условия. Систематизирует и пропагандирует передовой педагогический опыт, современные научные разработки.
3. Планово-прогности­ческая. Прогнозирует развитие научно-методиче­ской работы коллектива, на основе диагностики определяет зоны ближайшего развития педагогов. Совместно с руководителем составляет программу развития ДОУ, образовательную программу, годовой план работы.
4. Организационно-исполнительская. Обеспечивает выполнение годового плана работы детского сада. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания педагогического совета. Организует взаимопосещения, открытые занятия, конкурсы, дни открытых дверей. Проводит диагностику детей, анкетирование педагогов, родителей, совместное руководителем — аттестацию педагогов. Осуществляет взаимодействие со школой, другими учреждениями.
5. Контрольно-диагностическая. Осуществляет совместно с руководителем внутрисадовыйконтроль (оперативный, тематический, итоговый); оценивает качество учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды.
6. Регулятивно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование). Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышении квалификации, экспериментально-поисковой работе.

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психоло­гической науки. Однако сегодня существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОУ. Основная причина – формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспита­ния и образования.

 

50. Уровни профессионального роста старшего воспитателя ДОУ

Уровни профессионального роста старшего воспитателя ДОУ

(по И. Л. Паршуковой)

Первый уровень - профессионально-методическая грамотность. Это период методического становления, в процессе которого происходит накопление знаний, умений, навыков практической деятельности; период формирования методической культуры педагога, проявляющего свою индивидуальность в рамках «функционала», т. е. овладения азбукой профессии.

Второй уровень - профессионально-методическая готовность организовать других и себя на выполнение конкретных дел.

Третий уровень - профессионально-методическая зрелость, в основе которой лежит умение старшего воспитателя включать в свою деятельность исследовательский метод как высший показатель профессиональной готовности. На этом уровне можно говорить о сформированное™ у старшего воспитателя логической концептуальной культуры, характеризующей научно-методическое и научно-педагогическое понимание собственной деятельности. Овладение этой культурой позволяет руководителю соединить исследовательскую и методическую работу.

 

51. Профессиональные умения старшего воспитателя ДОУ в управленческой деятельности

Профессиональные функции и умения старшего воспитателя ДОО
(по Н.Н.Лященко, Л.В. Поздняк)

При планировании,прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

При организации:осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовуюактивность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

При контроле:разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материал).; вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

При координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей; регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.

При общении: владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям; учитывать особенности психологического климата и коллективе.

 

52. Охарактеризуйте модели построения методической работы

Рассмотрим, как ученые характеризуют понятие «методическая работа» М.М.Поташник: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации – это часть системы непрерывного образования».

А.М.Моисеев: «Методическая работа основана:

на достижениях науки и передового педагогического опыта,

на конкретном анализе образовательного процесса,

на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом... на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.

П.И.Третьяков: «Методическая работа – процесс длительный и сложный, который зависит от целей, спланированных коллективом, задач, нацеленных на предоставление каждому учителю возможности самореализоваться».

К.Ю.Белая: « Методическая работа – деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива».

Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.

Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.

Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.

Принципы организации методической работы

Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:

Принципы актуальности, единства теории и практики – практической реализации закона РФ «Об образовании», учета современного заказа общества на образование, ориентации на социальную значимость ребенка в современных сложных' условиях жизни, учета проблем, близких конкретному педагогическому коллективу.

Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.

Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.

Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.

Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.

Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.

Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.

Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.

Функциональные особенности методической работы

Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.

Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.

1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:

– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОУ;

– внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;

– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;

– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОУ.

2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:

– консолидация, сплочение педагогического коллектива;

– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;

– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;

– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;

– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;

– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;

– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;

– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;

– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.

3. Функции по отношению к конкретному педагогу:

– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;

– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;

– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;

– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности

– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность…);

– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;

– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;

– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.

Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.

 

53. Анализ результативности образовательного процесса

Во все периоды развития образования одной из важнейших задач была задача совершенствования результативности образовательного процесса. Долгое время она определялась качеством знаний обучающихся. Но такая ориентация не могла в полной мере оценить все достижения образовательного процесса и сужала представления о личности ребенка. Поэтому подобный подход к решению проблем совершенствования результативности постепенно себя изжил. Показатели результативности образовательного процесса в школе значительно шире и разнообразнее.     

В современном образовании основными результатами образовательного процесса являются:
- итоги текущей и итоговой аттестации учащихся;  
-творческие достижения учащихся;    
-обеспечение продолжения образования;
-состояние здоровья детей;
-удовлетворение образовательного заказа учащихся;
-удовлетворение образовательного заказа родителей.  

Для того чтобы выполнить качественный анализ результативности образовательного процесса, надо проанализировать работу образовательного учреждения по данным направлениям. Предлагаю следующие виды анализа:     
1. Анализ статистики отсева, движения обучающихся.
2. Анализ уровня обученности (успеваемость, качество знаний). 
3. Анализ итоговой аттестации обучающихся.
4. Анализ внеклассных достижений обучающихся (олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, проекты)  
5. Анализ работы с детьми повышенным уровнем мотивации к обучению.
6. Анализ работы с неуспевающими и слабоуспевающими детьми.
7. Анализ выполнения учебных программ и их практической части.      
8. Анализ посещаемости уроков и факультативных занятий.
9. Анализ работы с опекаемыми детьми.
10. Анализ работы с детьми, находящимися в особо опасном социальном положении.
11. Анализ комплектования 10-х профильных классов.      
12. Анализ взаимодействия различных подразделений       структуры управления образовательного учреждения.
13. Анализ работы с законодательными и нормативными документами.
14. Анализ воспитательной работы, уровня воспитанности обучающихся.
15. Анализ работы с родителями.
16. Анализ взаимодействия образовательного учрежденияс организациями и учреждениями.
17. Анализ выполнения программы развития образовательного учреждения.    
18. Анализ морально-психологического микроклимата в образовательном учреждении.
19. Анализ текучести кадров.  
20. Анализ научно-методической, экспериментальной и исследовательской деятельности.    
21. Анализ трудоустройства выпускниковобразовательного учреждения.
22. Анализ расписания учебных занятий.      
23. Анализ состояния материально-технической      образовательного учреждения.
24. Анализ уровня преподавания.
25. Анализ качественного состава учителей образовательного учреждения.      
26. Анализ преемственности в обучении и воспитании обучающихся.   
27. Замеры здоровья обучающихся.         

Данные виды анализа охватывают весь образовательный процесс.   

Я думаю, что в современной школе надо анализировать образовательный процесс не только с позиции его состояния, но и с позиции его эффективности (под эффективностью в данном случае подразумевается характеристика, отражающая соотношение между достигнутой и возможной продуктивностью) для того, чтобы выявить позитивные и негативные тенденции и их причины. Например, анализируя качественный состав учителей школы (от него зависит качество предоставляемой образовательной услуги), выявляются следующие позитивные причины и их тенденции:

Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций
  1. Продолжение роста профессионального уровня педагогов школы
Составление перспективного плана повышения квалификации с учетом потребностей школы и педагогов в связи с переходом на профильное обучение
  1. Выстраивание системы повышения квалификации команды педагогов на базе школы.
Хороший результат обучения команды педагогов по технологиям открытого образования. Составление реальной и актуальной программы развития школы
  1. Повышение категорийности педагогов школы
Заинтересованность в личном росте. Заинтересованность в повышении оплаты труда.


Вместе с тем выявляются и негативные тенденции:

Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по корректировке негативных тенденций
Равнодушное отношение ряда педагогов к росту своей профессиональной компетентности Нежелание затрачивать дополнительные усилия и время на повышение квалификации и овладение современными технологиями. Надежда на продолжение педагогической деятельности, базирующейся на старом запасе знаний. Педагогическая усталость. Отсутствие потенциала инновационной деятельности. Создание такой системы деятельности образовательного учреждения, при которой станет невозможным продолжать профессиональную деятельность без постоянного профессионального роста и включения во все инновационные процессы.

 

54. Анализ организации образовательной деятельности с дошкольниками

Педагогический анализ — целенаправленное изучение занятия в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.

Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов занятия.

Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.

Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов занятия, которые обуславливают целостность объекта, его развивающую направленность.

Под структурными элементами понимается:

 характеристика занятия - включает в себя раздел образовательной программы, вид занятия, тему занятия, форму проведения занятия, части занятия, временные рамки, конспект, модель или план проведения;

 цель, задачи занятия — элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;

 условия (материальные, санитарно-гигиенические, организационно-педагогические), обеспечивающие возможность успешной деятельности как воспитателя, так и детей;

 деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели занятия;

 деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.

Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют занятие как педагогическую систему.

Связь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения занятия.

Цель и задачи занятия порождают организационно–педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи занятия, умение педагога творчески использовать конспект, модель занятия, рационально размещать оборудование.

Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «программные задачи – деятельность детей»; «деятельность педагога – деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на занятии развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на занятии меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействия.

Связь изменения возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «условия – деятельность педагога»; «условия – деятельность детей».





































Анализ НОД

  1. Подготовка педагога к НОД (роль НОД в личностном развитии детей; диагностика личностного развития детей: обученности, воспитанности; планирование индивидуальной работы).
  2. Организация НОД (мотивация детей и пробуждение интереса; структура занятия; изменение видов деятельности на отдельных этапах занятия; решение познавательных и личностных задач на этапах занятия).
  3. Содержание НОД (воспитательная ценность; развитие гуманной позиции детей; вариативность НОД; ситуации выбора для детей; творческий поиск; решение проблем; способы личностного развития детей: умение общаться и сотрудничать; проявление саморегуляции, самодисциплины, самопознания и рефлексии в НОД).

4.Общая оценка НОД как элемента системы личностно - ориентированного обучения (занятие подготовлено для решения задач личностного развития детей; занятие отвечает принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуального подхода; дети - соавторы занятия: активны, умеют делать выбор, участвуют в диалоге, отстаивают свои позиции, открыты, уважают чужую точку зрения, стремятся к взаимопониманию; педагог реализует стратегию сотрудничества; умело сочетает индивидуальную и групповую работу детей; поощряет их индивидуальные и творческие достижения; общая атмосфера занятия способствует самовыражению и самоопределению детей; развивается чувственный опыт, стимулируются личностные смыслы познавательной деятельности).

 

55. Формы анализа и самоанализа образовательной деятельности

Оценка непосредственно образовательной деятельности

1.    Краткий (оценочный) анализ – это общая оценка НОД, характеризующаяся реализацию;

2.    Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) НОД, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей;

3.    Системный анализ – это рассмотрение НОД как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач образовательной деятельности, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей, усвоения ими способов обучения;

4.    Полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации целей непосредственно образовательной деятельности, содержания и видов деятельности детей по таким характеристикам, как уровни усвоения детьми знаний и способов умственной деятельности, развитие детей, реализация дидактических принципов;

5.    Структурно-временный анализ – это оценка использования времени образовательной деятельности по каждому ее этапу;

6.    Комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели и структурных элементов;

7.    Психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к образовательной деятельности (обеспечение познавательной деятельности детей развивающего типа);

8.    Дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения дошкольников, дидактическая обработка учебного материала; педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей);

9.    Комплексный анализ – это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ образовательной деятельности.

 

56. Методика изучения затруднений педагогов

Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей. В беседе предваряющей заполнение анкет, необходимо выйти на разговор о том, что выявление затруднений поможет выстроить методическую работу в ДОУ на результативном уровне. Не следует оказывать административное воздействие при заполнении анкет, педагогам рекомендовать оставлять незаполненными те графы, на которые они затрудняются ответить.

Вопросы к самооценке Могу поделиться опытом Испытываю затруднения Норма
  Адаптация детей в ДОУ      
  Организация и проведение режимных моментов      
  Подготовка и проведение занятий (по видам деятельности)      
  Подготовка и проведение совместной деятельности педагога и детей      
  Организация самостоятельной деятельности детей      
  Подготовка и проведение прогулок      
  Организация кружковой работы в ДОУ      
  Организация работы по самообразованию      
  Организация работы с родителями      

По итогам анкет руководитель составляет карту педагогического мастерства.

ФИО

Стаж работы

Результаты самооценки по проблемам

---- ----
         
         

Условные обозначения

могу поделиться опытом;

не испытываю затруднений;

испытываю затруднения.

На основании данной карты планируется система методической работы с педагогами на год и предусматривается:

¾ какая методическая помощь, кому и в какой форме будет оказана;

¾ какой опыт будет изучаться и обобщаться;

¾ по разработке какой проблемы будет создана ВТГ;

¾ просмотр каких занятий будет организован.

Таким образом, методическая работа будет определяться не количеством мероприятий, а учетом затруднений педагогов и оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием достижений педагогической науки.

 

57. Методы активизации педагогов ДОУ

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.

В практике ДОО как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие формы, методы и приемы активизации педагогов:

Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Отличие деловой игры от метода игрового моделирования заключается в следующем: последний представляет собой форму активизации педагогов при проведении любой методической работы, а первая является самостоятельной.

Эти методы связаны с решением педагогических задач, содержащих описание конкретных ситуаций, требуют от участников принятие определенной роли и выбора способов взаимодействия.

Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в детском саду через такие игры помогает как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения занятий и воспитательных мероприятий. Этот метод ценен тем, что и увлекает ее участников;

Дискуссия – обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.

Особенности дискуссии:

• предполагает конструктивное взаимодействие,

• поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.

Правила ведения дискуссии

• Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

• Обсуждая тему А – не начинайте дискуссию по теме Б.

• Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей.

• Нельзя превращать реплику в доклад.

• Каждый имеет право на свое мнение.

• Если вы не можете за 3 минуты высказать свои аргументы, значит, с ними что-то не так.

• Критикуются идеи, а не люди.

Организация дискуссии – дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг – рассадить участников по кругу. Главное – создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Вопросы должны быть спорными, т. е. такими, на которые можно ответить и "нет" и "да". Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

«Аквариум» - вариант дискуссии, форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Либо такая форма: внутригупповая работа, где образуется группа (6-7 человек, работа которых открыта для наблюдения. Остальные педагоги вместе с руководителем, не вмешиваясь, наблюдают за реализацией ролей в решении познавательной задачи. Однако в конце занятия наблюдатели, члены группы и, наконец, руководитель последовательно подводят разнообразные итоги (познавательнее, коммуникативные и др.). Обязательное условие успешной дискуссии: участники не должны знать о позициях остальных, но вести себя в соответствии с полученной ролью.

Инициатор:

Захватывать инициативу с самого начала, отстаивать свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

Спорщик

Встречать в штыки любые выдвинутые предложения и защищать противоположные точки зрения; словом, придерживаться позиции Портоса: “Я дерусь, потому что дерусь. ”

Соглашатель:

Выражать свое согласие с любыми точками зрения и поддерживать все высказывания говорящего

Оригинал:

Не ввязываться в спор, но время от времени выдвигать какие-либо неожиданные предложения.

Организатор:

Необходимо организовать дискуссию так, чтобы все участники высказались, задавать уточняющие вопросы

Молчун:

Избегать всячески прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения вы придерживаетесь

Деструктор:

Все время нарушать плавное течение дискуссии (что-то ронять, не вовремя хихикать, громким шепотом просить соседа подвинуться)

Работа в творческих группах. Объединяясь по интересам и потребностям в группы, педагоги получают возможность включиться в творческую деятельность, которая позволит им углубить свои знания, осмыслить свой опыт, поделиться творческими находками с коллегами.

Мультимедийные презентации обладают многими преимуществами, а именно: возможность точной, доступной и наглядной передачи информации; одновременное использование различных форм представления информации: аудио-, видеоизображения; анимация текста; быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной деятельности ДОУ.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Как вариант на педагогических советах можно использовать прием или упражнение «Найди свое место». Эти задания побуждают участников активно двигаться, обмениваясь своими идеями и опытом и решать проблемы, существующие в детских образовательных учреждениях.

Упражнение начинается с того, что просят всю группу встать и выслушать то или иное проблемное высказывание. Например, инклюзивное образование - отношение к интеграции в общеразвивающие группы детей с ОВЗ. Затем просят встать с одной стороны комнаты тех, кто поддерживает данное предложение, а с другой - его противников. Участники должны объяснить, почему они заняли именно это место, затем послушать аргументацию другой стороны и, наконец, обсудить ситуацию всей группой. В процессе педагоги могут изменить свою точку зрения и перейти на другую сторону.

Мастер-класс (практикум): его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Педагогическая мастерская, где творческий педагог знакомит с интересными находками по какой-либо теме и обучает практическим умениям других с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами экспериментирования», «Развивающие игры», «Тестопластика» и т. д.

Анализ высказываний детей, их поведения, творчества. Руководитель готовит аудио или видеозаписи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;

Решение проблемных педагогических ситуаций. Предлагаются ситуации из жизни детей в детском саду, из которых педагоги находят педагогически верные способы решения. Вариантом такой формы работы может быть метод «Трудных вопросов». Чтобы участники педсовета приобрели навыки решения проблем, с которыми они встречаются. Можно написать существующие или потенциальные проблемы на конвертах, в которые педагоги, передавая, их друг другу, будут складывать карточки с предложениями. Когда участник, описавший проблему, получает свой конверт обратно, он знакомит всех с предложенными вариантами решения проблемы.

Очень интересный интерактивный метод - Метод SWOT – анализа (strengths – сильные стороны, weaknesses – слабые стороны, opportunities – возможности, threats – угрозы) – это метод анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми сторонами учреждения, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.

SWOT – анализ может быть использован как форма проведения всего педсовета, так и как отдельный интерактивный метод. Как правило, используется для стратегического планирования.

Для проведения SWOT – анализа:

• Сначала необходимо выбрать вопрос для обсуждения, который заносится на отдельный лист и развешивается на стене или доске.

• Затем педагогам предлагается самостоятельно определиться по рабочим группам для обсуждения той или иной проблемы, вытянув по очереди карточки разного цвета. Таким образом, коллектив будет разделен не по интересам, а по принципу случайной подборки.

• Каждая группа садится за отдельный стол и обсуждает проблему, используя матрицу SWOT – анализа, распределяя по специальным категориям, какие у неё можно выделить «сильные стороны», какие «слабые стороны», что можно рассматривать как «возможности», а что будет являться «угрозой и препятствием» для осуществления намеченных целей.

Разгадывание педагогических кроссвордов помогает активизировать педагогов, уточнить или закрепить знания воспитателей по конкретной теме.

Презентация – это наглядный вариант как лекционного, так и практического материала.

Анкета для воспитателей, тест помогает изучить отдельные вопросы, выявить организацию работы педсовета.

Заключение

Методическая работа в детском саду – комплексный и творческий процесс управления профессиональным и личностным развитием педагогических кадров. Педагогический совет является одной из форм этой работы.

Добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником педагогических советов помогают нетрадиционные формы проведения педсоветов и методы активизации педагогов.

Благодаря введению современных методов у педагогов повышается уровень активности и самостоятельности, мотивация к самообразованию, развиваются навыки анализа и рефлексии своей деятельности, стремление к сотрудничеству. Педагоги овладевают современными методами и технологиями в соответствии с требованиями ФГОС ДО: методами системно-деятельностного подхода, использования ИКТ в образовательной деятельности, партнерского взаимодействия с родителями воспитанников и др.

 

58. Сопровождение деятельности начинающего воспитателя

Методическое сопровождение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.

Методическое сопровождение педагогических работников – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

Перестройка методического сопровождения в дошкольном учреждении неизбежно ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы, чему учат педагогов, какой информацией, какими знаниями, умениями, навыками и в каком объеме должен овладеть педагог – практик сегодня для повышения своего профессионального мастерства и квалификации. Нужно отметить важность оптимального выбора содержания методического сопровождения в современном дошкольном образовательном учреждении. Актуальность такого выбора подтверждается и результатами практики методической работы в дошкольных учреждениях. Лосев П.Н. отмечает что, нередко выбор содержания работы с педагогами случаен, отличается бессистемностью, отсутствием или слабостью связей между основными направлениями повышения квалификации работников детских садов, отсутствием в планах методической работы ряда необходимых блоков содержания, самых острых и актуальных проблем. Во многих детских садах реальные проблемы учебно–воспитательного процесса, проблемы конкретных педагогов и воспитанников и содержание методической работы существуют вполне мирно, но параллельно друг другу.

Он же считает, что задачи на втором, дошкольном уровне отбора содержания методической работы нельзя успешно решать, не учитывая общенаучных основ. И в то же время без конкретизации общего содержания применительно к условиям каждого дошкольного учреждения, без акцента на проблемах, актуальных для каждого конкретного педагогического коллектива, даже самое богатое содержание методической работы не вдохновит педагогов на творчество, не будет способствовать совершенствованию учебно-воспитательной работы, демократизации дошкольной жизни. Таким образом, содержание методической работы в современном дошкольном учреждении должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и конкретных, индивидуально неповторимых.

Проникновение теории управления в дошкольное образование, разграничение субъектов и объектов управления ДОУ, выделение направлений деятельности руководителя с точки зрения объектов (управление персоналом, (кадрами), управление материально-технической базой и др.) привели к некоторой терминологической неясности в связи с применением традиционных и новых терминов. В частности, возникли вопросы, которые выделяла Багаутдинова С.Ф. об использовании и понимании термина « методическая работа в ДОУ»; что такое методическая работа – объект или аспект управления; как соотносится методическая работа с понятием «управление педагогическим коллективом», «управление образовательным процессом»; насколько целесообразно сегодня применять этот термин.

На ее взгляд, понятие «методическая работа» можно использовать применительно к современному ДОУ, если правильно определить ее сущность. «Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ».

Существуют разные подходы к определению методической деятельности. Так С.Ж. Гончарова рассматривает ее как деятельность, «направленную на создание, внедрение и применение методов. Любое образовательное учреждение существует в одном из двух режимов: функционирования или развития.

Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.

Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.

Ответственность за организацию методической работы лежит на старшем воспитателе. Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы. В методической работе участвуют педагог-психолог и педагоги-специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.

Во всех случаях задача методической службы – создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующей, методиста ДОУ, специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей.

Итак, мы рассмотрели понятие «методическая работа» и выяснили, что методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ. Выделили ее задачи: управление образовательным процессом, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями. Отметили, что методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижения педагогической и психологической науки.

Методическое сопровождение педагогов дошкольного образовательного учреждения осуществляется старшим воспитателем, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач:

– изучать воспитателя в педагогическом процессе детского сада, получать информацию о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности;
– проектировать и помогать в реализации маршрутов профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач дошкольного образовательного учреждения;
– организовывать взаимодействие с воспитателями, координировать их взаимодействие друг с другом и с другими субъектами педагогического процесса;    
– использовать предметно-развивающую среду образовательного учреждения, организовывать работу с ресурсами методического кабинета с учетом запросов воспитателей;
– организовывать процесс самообразования, повышать собственный уровень профессиональной компетентности.

Процесс подготовки старшего воспитателя к организации методического сопровождения педагогов носит целенаправленный характер, последовательный характер и предполагает:

· обогащение профессиональной компетентности старших воспитателей;

· определение и апробацию старшими воспитателями вариантов организации методического сопровождения в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Эффективность методического сопровождения воспитателя как способа организации методической деятельности в детском саду определяется по следующим показателям:

– по отношению к старшему воспитателю: обогащение профессиональной компетентности, готовность решать профессионально-методические задачи в процессе методического сопровождения воспитателя детского сада;
– по отношению к воспитателю: удовлетворенность организацией методической работы в дошкольном учреждении, возможность включаться в решение приоритетных задач работы детского сада, исходя из личностно-профессиональных возможностей, потребностей и интересов;
– по отношению к дошкольному образовательному учреждению: эффективность реализации текущих задач, повышение качества педагогического процесса. При поступлении на работу в детский сад молодой специалист испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии.

Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ методическое сопровождение начинающих воспитателей, задачи которого – учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества педагогов.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования.

Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты:

· с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;

· имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;

· неадекватно оценивают свои возможности;

· имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.

Исходя из этого, сделали вывод о том, что методист дошкольного образовательного учреждения должен быть грамотным аналитиком-специалистом в области анализа с присущим глубоким проникновением в суть вещей. Выделено то, что методическая работа с кадрами в современных условиях должна строится на диагностической основе, дифференцированно, с учетом запроса каждого педагога. Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности педагога дошкольного учреждения.

 

59. Значение и особенности работы с молодыми специалистами

Важное значение для профессионально-квалификационного продвижения специалистов имеет первоначальный период их работы после окончания высшего или среднего специального учебного заведения. В этом отношении большую роль играют правильная организация и проведение стажировки молодых специалистов на предприятиях.

Стажировка молодых специалистов предусматривает развитие и совершенствование их практических навыков и знаний, что создает предпосылки для должностного роста.

Формы и содержание стажировки определяются программой общей подготовки молодых специалистов, принятой на предприятии, и индивидуальным планом, который разрабатывается руководителем стажировки и утверждается руководителем подразделения.

Характер темы выполняемой работы и условия стажировки целесообразно согласовывать с отделом подготовки кадров и советом молодых специалистов, призванными оказывать содействие в адаптации молодых специалистов на предприятии.

Индивидуальный план отражается в трудовом паспорте молодого специалиста, который рекомендуется оформлять при зачислении молодого специалиста. Кроме того, в трудовой паспорт молодого специалиста включаются основные сведения о нем и руководителе стажировки.

По окончании стажировки специальная комиссия подводит итоги выполнения программы общей подготовки и индивидуального плана молодого специалиста, дает оценку результатов стажировки и принимает решение о дальнейшем использовании молодого специалиста: оставлении в должности или выдвижении на вышестоящую должность. Рекомендации и предложения комиссии заносятся в его паспорт.

В целом трудовой паспорт молодого специалиста должен быть документом, отражающим ход адаптации в условиях производства, динамику профессионально-квалификационного продвижения и творческого роста молодого специалиста в течение трех лет после окончания учебного заведения.

В целях пополнения резерва кадров молодыми специалистами рекомендуется создавать при предприятиях школы молодого руководителя (инкубаторы). Молодые специалисты, успешно окончившие школу молодого руководителя, получают соответствующее удостоверение и имеют все основания претендовать на выдвижение в резерв руководящих кадров.

На основании анализа теоретических положений и практических проблем адаптации молодых сотрудников к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, были определены цель и задачи проекта.

Цель: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

1. Обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;

2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;

3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов;

4. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.

 

60. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 уч. гг.

едагогическая сокровищница Донетчины № 2/2016 воспитания в республике отображены в ряде нормативно-правовых актов:  Международная Конвенция о правах ребенка;  Конституция Донецкой Народной Республики;  Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 07.07.2015 г. № 55-IНС (ст.3.«Основные принципы государственной политики в сфере образования» – п.4, ст. 45 «Обязанности и ответственность педагогических работников» – п. 4.);  Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;  Государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;  Письмо МОН ДНР “Про методические рекомендации” от 20.08.2015 г. №3517; Локальные акты Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, управлений (отделов) образования городов (районов) ДНР. В содержании вышеназванных документов определены назначение, цели и основополагающие ценности патриотического воспитания школьников в данный период развития общества. В статьях 3 и 45 Закона ДНР "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира. В Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства. Гражданское образование предполагает:  формирование гражданского мировоззрения;  формирование гражданской позиции ; воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;  формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;  формирование уважения к законам и символам своего государства;  формирование знания прав и обязанностей гражданина и уважения к основным правам гражданина ДНР;  формирование системы ценностных ориентаций. Особое внимание следует обратить на систему ценностей, поскольку именно она во многом определяет содержание гражданского образования. В новых Государственных образовательных стандартах среднего общего образования определены базовые ценности гражданско- патриотического образования: Родина и ее история, патриотизм, гражданский долг, национальная и мировая культура, гражданский гуманизм, гражданская ответственность, общественная активность. Ключевой среди них является ценность Родины. Система гражданских ценностей формируется у школьника через патриотически- ориентированную деятельность – учебно- познавательную, трудовую, художественную, общение, спортивную, общественную – это содержательное поле социального опыта, который усваивает, осваивает и присваивает растущая личность. В процессе усвоения различных видов опыта: познавательной деятельности; эмоционально-ценностных отношений; действенно-практического формируется патриотическая воспитанность школьника. Высшим проявлением патриотической воспитанности является осознанная мотивированная патриотическая деятельность, сформированная гражданская компетентность. Планирование и организация гражданско- патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий носили опережающий характер, способствовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся, реализации основных функций гражданского образования. 3. Технологический блок (стратегический менеджмент: подходы, формы, технологии, методы, средства, условия). Инновационная модель предполагает выбор нового стратегического менеджмента – разработку и реализацию стратегии (долгосрочного комплексного плана), которая бы обеспечила долгосрочную результативность модели и ее высокую конкурентоспособность. Стратегический менеджмент – это такое управление системой, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует педагогическую деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует на состояние внешней среды и производит своевременные изменения в системе, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться долгосрочных конкурентных преимуществ. Стpaтeгичecкиймeнeджмeнтoбычнopaccмaтpивaeтcякaкcoвoкyпнocть пяти взaимocвязaнныxпpoцeccoв: aнaлизcpeды (внeшнeй и внyтpeннeй), постановка цeлeй, aнaлиз и выбopcтpaтeгии, peaлизaцияcтpaтeгии, oцeнкa и кoнтpoльвыпoлнeнияcтpaтeгии. Мы считаем наиболее эффективным стратегический менеджмент, который реализуется через системный подход и плановый способ управления. В этом случае

11. № 2/2016 Педагогическая сокровищница Донетчины 11 происходит интеграция активного поиска новых возможностей и оперативного решения накапливающихся проблем. Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Структурные компоненты гражданско- патриотического образования с точки зрения системного подхода включают в себя:  компонент практической деятельности (участие в детских общественных объединениях, создание школьных и внешкольных творческих коллективов – молодежных клубов, объединений по интересам, музеев, самодеятельных художественных коллективов и т.д.; социально- проектная деятельность, организованная внутриклассная и внутришкольная взаимопомощь и т.д.);  компонент учебно-воспитательной деятельности (предметные, межпредметные, модульные курсы гражданского образования, социально-нравственного воспитания, этики межличностных отношений и т.п.);  компонент организационно-методической работы с педагогическим коллективом (повышение квалификации педагогов и школьных администраторов в сфере гражданского образования и нравственного воспитания; подготовка педагогов-организаторов из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-психологов для работы в области патриотического воспитания, создания школьных и внешкольных молодежных объединений по интересам и творческих коллективов и т.д.). Одним из механизмов системно-деятельностного подхода является интегративный подход, который предполагает:  объединение образовательных и воспитательных систем отдельных школ, других образовательных учреждений на локальном, муниципальном, республиканском уровнях. Пространство может быть построено вокруг одной школы или группы школ, выступающих инициаторами совместной воспитательной деятельности, или путем объединения на основе договора всех образовательных организаций территориальной единицы;  предварительное изучение локальной социальной среды, ее образовательного и воспитательного потенциала, потребностей и интересов потенциальных участников общего воспитательного пространства – школ, учреждений дополнительного образования, центре социальной и психологической помощи, детских и молодежных формальных и неформальных объединений, педагогов, родителей, детей и т.д.;  гибкую организацию воспитательного пространства как «сверху» (по инициативе территориальных органов управления), так и «снизу» – по инициативе детей и молодежи (клубы, объединения по интересам, социальные проекты);  консолидацию образовательного пространства вокруг общей, социально-значимой цели, способной объединить всех его участников, мотивировать их творческую, солидарную, ответственную деятельность;  использование разнообразных социально- коммуникативных возможностей, предоставляемых воспитательным пространством, – деятельности образующих его коллективов, смены и активной реализации социальных ролей, диалога с представителями различных поколений, общих событий и т.д. – для воспитания гражданских качеств личности. В построении гражданского образования одним из ведущих подходов справедливо признан компетентностный подход, поскольку гражданственность – главная составляющая одной из ключевых компетентностей личности – гражданской, а последняя, в свою очередь, является, неотъемлемым компонентом жизненной компетентности личности и залогом ее успешной социализации. Гражданская компетентность личности предполагает наличие ряда сформированных компетенций: 1. Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов). 2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий). 3. Коммуникативные компетенции (владение устным и письменным общением, в том числе несколькими иностранными языками). 4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации (владение новыми информационно-коммуникативными технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе). 5. Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни). Таким образом, формируя систему гражданского воспитания, необходимо учитывать «обратные связи» между этой системой и обществом










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 723.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...