Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как надо работать с таблицей.
Все вопросы, вынесенные на контроль в текущем месяце, сообщаются педагогам на педагогическом или рабочем совещании, которые проводятся в конце предыдущего месяца. Таблица с вопросами контроля или их перечень вывешивается на педагогический стенд. Таким образом, все педагоги оповещаются о том, на какие направления работы им следует обратить особое внимание. Этим обеспечивается гласность контроля. В первую неделю проверяются две-три, максимум четыре проблемы, вынесенные на контроль. При этом выбирается своя система обозначений – цветовая, цифровая или геометрическая. Я использую цветовую систему обозначений: высокий уровень педагогической работы отмечается зеленым цветом, средний - синим, критический – красным, недопустимый – черным. Если вы выбираете геометрическую систему обозначения: высокий уровень педагогической работы отмечается кругом, допустимый - квадратом, низкий - треугольником. Итак, первый вопрос контроля - проверка того, как соблюдается режим дня в разных возрастных группах. Вы приходите в группу № 1 и видите, что в ней соблюдается режим дня, дети вовремя выходят на прогулку, своевременно принимают пищу и укладываются спать. Вы наблюдаете, как бережно и аккуратно воспитатели пробуждают детей после дневного сна, как соням дают подольше потянуться, а непосед пораньше усаживают за стол. Старший воспитатель должен знать, что за воспитатели работают в этой группе. Если воспитатели опытные, хорошо знающие свое дело, неравнодушные, понимающие детей и их потребности вы с чистой совестью ставите в графе этой группы высокий балл и больше к этому вопросу контроля в группе № 1 не возвращаетесь. Затем вы посещаете группу № 2. В ней работают малоопытные педагоги, у которых пока еще не все получается или одна из воспитателей не имеет дошкольного образования, например, она по специальности учитель начальных классов и все формы работы с детьми младшего школьного возраста переносит на дошкольников. Таким образом, вы видите, что время занятий затягивается в ущерб игре и прогулке, дети не успевают вовремя пообедать и лечь спать, просыпаются после дневного сна позже. В графе этой группы, конечно же, проставляется низкая оценка, а воспитателям даются рекомендации по исправлению сложившегося положения. Вы говорите, что нужно исправить, и на следующей неделе вновь приходите с проверкой, о чем ставите в известность воспитателей, они же к этому времени вносят коррективы в работу. Тем самым старший воспитатель обеспечивает действенность контроля, не только указывая на недостатки, но и проверяя выполнение своих рекомендаций. Старший воспитатель приходит в эту группу на следующей неделе и видит, что определенные улучшения уже есть. Вопрос остается на контроле и в течение третьей недели. Может быть, на этом можно было и остановиться, но все же методист контролирует выполнение режима дня в группе № 2 и в конце месяца, чтобы убедиться, что высокий уровень, отмеченный на предыдущей неделе, не был случайностью. В результате наша таблица выглядела в конце месяца следующим образом: Только таким образом можно убедиться в эффективности контроля. Но возможен и второй вариант оперативного контроля. Итак, в группе № 2 в первую неделю месяца по первому вопросу контроля были получены очень низкие результаты. На это указывает красный цвет - показатель низкого уровня. Вместе с тем, по сути, он не раскрывает, на какие направления работы воспитателям нужно обратить особое внимание. Следовательно, все свои рекомендации старший воспитатель должен не только высказать, но еще и где-то записать - иначе, как проводить повторный контроль? Получается, что мы выходим за рамки своей таблицы. Во вторую неделю положение дел исправилось, но еще не окончательно - об этом свидетельствует синий цветовой символ. Опять же непонятно, что конкретно было уже исправлено, а в чем остались недоработки? В несоблюдении длительности занятий? или в затягивании времени сна? или на прогулку дети выходили не во время? Снова нужно было каким-то образом все это зафиксировать. А где? И как? В некоторых дошкольных учреждениях старшие воспитатели делают это на обратной стороне листа, на котором напечатана таблица. Но он имеет один недостаток - педагоги, которых контролируют, не могут отследить тщательно и подробно результаты контроля и держать в памяти данные рекомендации. Возможен и другой выход - расширить таблицу, разделив каждый вопрос контроля на отдельные стадии, этапы. Вот что тогда получается с тем же вопросом соблюдения режима дня. Вот теперь и старшему воспитателю, и всем педагогам дошкольного учреждения (и тем, кто проверяет качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ) понятно, почему их так оценили, кроме того, не нужно копировать на бумаге в виде записей те рекомендации, которые старший воспитатель дает воспитателям. Эти рекомендации оформлены в виде условных обозначений. И те же условные обозначения показывают не только показатели своей работы, но и качество. Таким образом, целесообразно по каждому вопросу контроля иметь более подробную, расширенную таблицу. Перечень вопросов оперативного контроля можно взять у К.'Ю. Белой из "Ежедневника (рабочей тетради) заведующей детским садом" и «От сентября до сентября». Можно разработать таблицы, где каждый вопрос, вынесенный на контроль, разбит, разделен на подвопросы, которые легко проконтролировать и оценить. Эти таблицы будут достаточно универсальными и могут использоваться в течение нескольких лет. Кроме того, при необходимости в них легко вносятся коррективы, если все они существуют в компьютерном варианте. Я так же использую карточки-схемы (рекомендуемые разными авторами и разработанные лично) наблюдения и анализа деятельности педагога и его взаимодействия с детьми позволяет не только экономить время, но и дает возможность воспитателю еще раз подумать о том, как более эффективно провести то или иное мероприятие. Тематический контроль: Наибольшую трудность вызывают организация и проведение тематического контроля, требующие наличия и подготовки определенного пакета документов (название тематического контроля, цель и сроки осуществления, план контроля, его форма тоже предложены К.Ю. Белой). Кроме того, в пакет документов входят рабочие материалы контроля, которые представляют собой диагностические карты оценки уровня развития знаний и умений детей в разных возрастных группах, карта оценки профессиональной компетентности педагогов по теме планирования образовательной работы и т. д. По окончании тематического контроля составляется справка с выводами и рекомендациями по коррекции образовательного процесса, которые вносятся в протокол педагогического совета. На основании рекомендаций, предложенных в книгах К.Ю. Белой "От сентября до сентября", "Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении", Л.М. Денякиной "Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении", О.А. Скоролуповой "Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении", Л.В. Поздняк "Основы управления дошкольным образовательным учреждением" и др., в нашем детском саду были составлены рабочие материалы тематического контроля по следующим темам: · «Сотрудничество с родителями»; (образцы выдаются на руки); · «Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы с детьми»; · «Руководство самостоятельной познавательной деятельностью детей»; · «Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей культуры общения»; · «Организация двигательной активности детей»; · «Организация наблюдений в природе»; · «Изодеятельность – условие развития творческих способностей детей»
Самоанализ: При организации контроля педагогической работы необходимо привлечь воспитателя к самостоятельному анализу своей деятельности. Трудность заключается в том, что далеко не каждый готов к объективной самооценке. Самоанализу надо научить, при этом важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения, а убеждать в рациональности применения альтернативных методов работы. Удобно использовать таблицы для самоанализа разработанные творческой группой воспитателей. Взаимоконтроль (взаимопосещение) осуществляется воспитателем параллельной либо любой другой группы по решению администрации и способствует самоанализу и самооценке воспитателя при сравнении своей работы с работой другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта и улучшению образовательного процесса. Для создания атмосферы творческого поиска в коллективе руководителю важно дифференцированно подходить к каждому педагогу. Одни педагоги нуждаются в систематическом контроле со стороны администрации (вновь принятые педагоги, молодые специалисты и педагоги с недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационных процессов), другие педагоги обеспечивают стабильные результаты, но еще не имеют достаточной методической компетентности для проявления творчества. Третья группа педагогов - педагоги с высоким профессиональным мастерством и методической компетентностью. Они способны работать на принципах доверия и самоконтроля. Таких педагогов руководитель будет посещать с целью обобщения и распространения опыта и оказания помощи в разработке и отработке педагогической технологии. Оперативная коррекция выявленных в процессе контроля недостатков работы воспитателей заключается в устных замечаниях, указаниях и рекомендациях, дополнительных профессиональных консультациях, включении в план педагогической работы необходимых изменений. Мониторинг Мониторинг в «Современном словаре иностранных слов», трактуется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям, Т.е. мониторинг представляет собой процесс объективации через отслеживание данных, получаемых опытным путем, и сопоставление их с теоретическими прогнозами. Это непрерывный процесс проверки, подтверждения и уточнения эмпирического знания посредством теоретического. Существуют различные вилы мониторинга: медицинский, экологический, психологический, педагогический и т.д. Мониторинг качества образования определяется как систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и местном уровнях. (С.Е. Шишов, К.А. Кальней «Мониторинг качества образования в школе».) Источники получения информации могут быть различными. Но самая ценная информация, полученная в результате наблюдений как итог продуманной информационной системы контроля, в которой цели, задачи и содержание контроля стоят на первом месте, а формы или его виды - на втором. Сопутствующий вид контроля - анкетирование родителей, педагогов, детей. Другими словами, сопутствующие виды контроля дополняют, расширяют, объективируют целевые формы контроля и способствуют успешному планированию деятельности образовательного учреждения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |