Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Медико-педагогический контроль




Одним из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения является организации контроля деятельности различных его служб. Очень важно при этом правильно распределить контролирующие функции между ответственными лицами, которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Обычно старший воспитатель отвечает за воспитательно-образовательный процесс, старшая медсестра - за медицинскую деятельность, включая оздоровление и питание, а завхоз - за финансово-хозяйственную деятельность.

Детальный контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать внимание на актуальных вопросах.

Для оценки эффективности оздоровительной работы рекомендуется разработать план медико-педагогического контроля, учитывающий специфику деятельности дошкольного учреждения

Сегодня многие ДОУ имеют в штате не только старшую медсестру и диетсестру, но и медицинских сестер по массажу, ЛФК и физиотерапии. Контролировать их работу должен врач, если он работает в ДОУ, или непосредственно руководитель детского сада. Для того чтобы правильно организовать контроль работы медицинских работников детского сада, руководителю необходимо владеть информацией по нормированию работы и формам отчетности медсестры массажа, медсестры ЛФК и медсестры физиотерапии.

 

30. Формы и методы контроля в ДОУ

В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Контроль может различаться по времени и содержанию.

По времени: предупредительный/опережающий, оперативный/текущий/ промежуточный, итоговый.

По содержанию: фронтальный/комплексный, тематический, оперативный

Оперативный контроль и анализ предполагают сбор информации количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает проводится или не проводится тот или иной вид деятельности, есть или нет опасности для жизни и здоровья детей, подготовлен ли материал для рисования, лепки и т.д.

Разновидностью оперативного контроля является предупредительный контроль. Его цель - оказать помощь, предупредить возможные ошибки, поэтому он может пройти в форме:

Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей;

Совместного просмотра работы опытного педагога с руководителем или старшим воспитателем, чтобы обратить внимание на эффективные приёмы работы педагога-мастера.

Предупредительный контроль фиксируется в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Материалы оперативного контроля хранятся 1 год.

1. Итоговый контроль используется для:

оценки результатов за учебный год: выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце года;

выявления готовности детей к обучению в школе (выпускные группы)

анализ экспериментальной деятельности дошкольного учреждения (если есть).

комплексной оценки деятельности ДОУ (самоанализ - приложение 2) в преддверии аттестации;

. В итоговом контроле задействованы все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети.

. В итоговом контроле используются следующие методы и методики:

наблюдение и анализ воспитательно - образовательного процесса (ВОП);

самоанализ и самооценка ВОП воспитателями в группах;

анализ деятельности педагогов по приоритетному направлению работы;

анкетирование и беседы с родителями; интервьюирование и беседы с детьми;

анализ развивающей среды в дошкольном учреждении;

изучение документации воспитателей и специалистов (анализ перспективного и календарного планирования);

оценка продуктов детской деятельности;

сбор и обработка полученной информации.

в преддверии аттестации дошкольного учреждения проводятся:

сравнительный анализ деятельности специалистов за 5 лет, предшествующих аттестации;

сравнительный анализ результатов диагностики по реализуемым программам (за 3 года).

Итоговый контроль проводится до итогового педагогического совета.

. Старшим воспитателем разрабатывается план итогового контроля. С каждым участником контроля обсуждаются конкретные задачи и порядок их выполнения. Совместно со специалистами составляются вопросники, подбираются диагностические методики, разрабатываются схемы для фиксирования хода и результатов контроля. Каждый участник контроля по результатам проверки вырабатывает предложения и составляет индивидуальное заключение.

. Результаты итогового контроля обобщаются старшим воспитателем и доводятся до сведения педагогов на итоговом педагогическом совете. Педсовет отмечает положительные результаты педагогического опыта, утверждает направления корректировки педагогического процесса.

Тематический контроль

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации изобразительной деятельности, методика их проведения, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д.

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача методиста - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам. Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки,

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель сада обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аккредитации.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам. В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

 

31. Педагогический анализ как функция управления в ДОУ

Основная цель управления ДОУ - достижение высокой эффективности воспитательно -образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Чтобы достичь этого, необходимо знать положение дел, а это возможно только на основе всестороннего анализа деятельности ДОУ.

Существуют понятия «анализ» и «педагогический анализ».

Анализ – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы выделению в нем отдельных сторон.

Педагогический анализ- это системное изучение деятельности субъектов педагогического процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением ДОУ.

Проблема педагогического анализа всегда вызывала большой интерес как ученых, так и практических работников. Начиная с 20-х годов и до наших дней большое количество работ было посвящено анализу урока, инспекторскому анализу учебно-воспитательного процесса, особенно пристальное внимание уделялось анализу итогов учебного года. Достаточно сказать, что с 1946 по 1980 годы только на страницах журнала «Народное образование», появилось свыше 30 статей, посвященных этой проблеме.

В современной литературе недостаточно освещаются вопросы педагогического наблюдения и анализа работы воспитателей с детьми, не разработана единая терминология и технология этого процесса, т.к. анализ как самостоятельная функция управления выделена сравнительно недавно.

В книге Ю.А. Конаржевского «Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой» М., 1997 г. определены место и роль педагогического анализа в управленческом цикле типа «учебный год», его связи и взаимодействие с другими функциями управления образовательного учреждения, выделяется его функциональная самостоятельность.

Являясь самостоятельной функцией управления, педагогический анализ в ДОУ осуществляется старшим воспитателем и направлен на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выявление причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ.

Цель педагогического анализа – системно изучить деятельность субъектов педагогического процесса, своевременно вскрыть резервы, обнаружить причины недостатков, определить возможности для использования первых и устранения вторых.

Управленческий цикл начинается с анализа достигнутого уровня деятельности, постановки целей и определения путей, средств их достижения, а завершается анализом и оценкой достигнутых результатов на основе поставленных целей. Эта функция обеспечивает глубокое проникновение в суть педагогического процесса и позволяет на этой основе осуществлять научное управление.

Результаты педагогического анализа необходимы, чтобы обогатить содержание функций управления. Особенно сильна эта связь с функцией контроля, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу. Очень важно понять отличие этих функций и механизм их взаимодействия, т.к. в практике работы они нередко отождествляются.

Контроль – это специфический вид управленческой деятельности, направленный на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса. (Ю.А. Конаржевский).

Рассмотрим отличие функций контроля и педагогического анализа.

Контроль - функция управления и осуществляет её заведующий ДОУ.

Педагогический анализ не является функцией управления, а понимается как функция, которую осуществляет старший воспитатель.

Констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляет их с нормативными требованиями (ФГТ, образовательной программой ДОУ, принятыми управленческими решениями).

Вскрывает причины определяющие уровень воспитательно-образовательной работы.

Состоит в сборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы.

Определяет влияние отдельных недостатков на общий результат воспитательно-образовательной работы.

Носит побудительный, сигнальный характер, поддерживая в коллективе состояние организационной напряженности.

Результатом педагогического анализа является раскрытие причин положительных и отрицательных явлений педагогического процесса. Эта общая цель разделяется на частные, которые достигаются за счет 3-х видов анализа: оперативного, тематического, итогового.

Оперативный - вид педагогического анализа, позволяющий ежедневно анализировать основные показатели (наиболее важные стороны) воспитательно-образовательного процесса, вскрывать причины отклонений от заданных нормативов, вырабатывать рекомендации по ликвидации этих причин. Вопросы оперативного анализа определяются для старшего воспитателя заведующим или планируются старшим воспитателем самостоятельно. Главная его задача состоит в обобщении результатов деятельности ДОУ за месяц, учебный год, их оценка и получение выводов, позволяющих оказывать влияние на развитие воспитательно-образовательной работы.

Тематический анализ – это анализ хода реализации одной из образовательных областей основной общеобразовательной программы ДОУ. Например: «Безопасность», «Физическая культура» и т.д. Сюда включается анализ:

- методического обеспечения по данной образовательной области;

-планирования воспитательно-образовательной работы;

-уровней усвоения программного материала детьми;

-уровней профессиональных знаний педагогов в данной области;

-взаимодействия с родителями;

- условий, созданных для жизнедеятельности детей в группе.

Тематический анализ проводится по темам Педагогического совета, по подготовке к праздникам, организации хода летней оздоровительной работы, по подготовке к новому учебному году и др.

Тематический анализ определяется для старшего воспитателя план-заданием заведующего, но может планироваться самостоятельно, исходя из выявленных проблем в работе педагогов. По его результатам старшим воспитателем оформляется аналитическая справка, в которой даются рекомендации по совершенствованию воспитательно-образовательной работы в ДОУ и перевод некоторых ее элементов в новое, более качественное состояние.

 Аналитическая справка обсуждается на оперативном совещании у заведующего и решается вопрос о необходимости вынесения выявленных проблем на Педагогический совет.

Итоговый педагогический анализ – анализ итогов работы ДОУ за длительный период: квартал, полугодие, год.

К.Ю. Белая выделила 3 варианта анализа итогов работы:

1. Фундаментальный - самоанализ формы и содержания деятельности ДОУ по всем направлениям.

2. Оперативный - оценивается и анализируется качество ежедневной воспитательно-образовательной работы за год.

3. Творческий- коллектив ДОУ разрабатывает собственную модель анализа с учетом цели, концепции, вида, традиции детского сада.

Из всех видов педагогического анализа итоговый самый сложный, это специфический вид поиска, по его результатам и результатам контроля планируются задачи работы ДОУ на новый учебный год.

Для успешного проведения педагогического анализа необходимо знать технологию, т.е. методы.

Методы педагогического анализа – представляют собой искусственную, открытую систему правил и операций, необходимых для изучения хода и развития педагогического процесса, а также причин, находящихся в основе формирования главных его показателей и результатов.

К методам педагогического анализа относятся:

1.Анализ предметно-развивающей среды.

Цель: определение состояния созданных условий для целостного образовательного процесса или по какому-либо отдельному направлению, соответствие их программе и возрастным особенностям детей, раскрытие причин несоответствия.

2.Анализ качества планирования.

Цель: определение педагогической целесообразности планирования и влияния его качества на результативность образовательного процесса.

3.Анализ детских работ.

Цель: выявление владения детьми творческой деятельностью, определение динамики художественного развития каждого ребенка, выявление зависимости динамики продвижения ребенка от эффективности педагогических усилий.

4.Анализ результатов мониторинга.

Цель: Определение уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы ДОУ по результатам мониторинга и самоанализа педагогов.

Самоанализу педагогов надо учить. Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженную самооценку, а большинство завышенную. Здесь нужно помнить, что педагогический анализ – это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать ему свою точку зрения, а пытаться убедить педагога пересмотреть свое отношение к тому или иному педагогическому приему для достижения высоких результатов.

5. Наблюдение педагогического процесса.

Цель наблюдения может быть направлена на определение: профессионального мастерства педагога, уровня освоения основной общеобразовательной программы детьми ДОУ. В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного. По итогам наблюдения проводится обсуждение с воспитателем, цель которого- показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать уровни освоения основной общеобразовательной программы детьми ДОУ, и только после этого предложить свои выводы.

6.Беседа с ребенком.

Цель: определение, как педагог формирует детские способности, опираясь на достигнутый каждым ребенком индивидуальный уровень.

7. Собеседование с педагогом.

Цель: уточнение позиций, взглядов педагогов на процесс развития детей, выявление уровня владения педагогом самооценкой, развитие педагогической рефлексии.

Нужно хорошо подготовиться к беседе, тщательно продумать те вопросы, которые будут обсуждаться с воспитателем, соблюдать этику беседы, учитывать индивидуальные особенности педагога.

8. Просмотр и анализ проведенного занятия.

Занятия и виды детской деятельности можно наблюдать с разными целями, например:

-определение соответствия задач занятия требованиям основной общеобразовательной программы и возможностям детей;

- оценка активности детей на занятии;

- определение наличия у детей готовности к учебной деятельности;

-оценка характера индивидуальной работы с детьми на занятии;

- определение стиля общения воспитателя и детей.

Разбор и оценка занятия в целом и его отдельных сторон проводится как средство повышения квалификации педагога и изучения или обобщения его опыта.

Основные функции педагогического анализа:

- выявить скрытые резервы, потенциальные возможности личности каждого педагога и коллектива в целом;

- способствовать грамотному созданию образовательной программы ДОУ, годового плана и др. планов;

-выявить условия реализации выбранных методик и технологий;

-определить интересы, способности и уровень развития детей, коллектива, педагогов;

- помочь овладеть педагогам элементами исследовательской деятельности, разными формами обобщения своего педагогического опыта;

- способствовать творческому развитию личности и овладению педагогами профессиональной самодиагностикой.

Основные принципы педагогического анализа.

Объективность

Точность

Требовательность

Глубина

Многоаспектность

Объективность

Взаимосвязь и взаимодействие

Развитие

Системный подход

Комплексный подход

Целенаправленное планирование

Массовость

Принцип воспитательного воздействия

 

32. Требования к оснащению методического кабинета в ДОУ

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.

Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:

  • Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
  • Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
  • Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);
  • Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:

  1. Методических (печатных и рукописных).
  2. Наглядных (натуральных и изобразительных).
  3. Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:

  • Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • Адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
  • Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.

Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:

– нормативные документы;      
– портфолио педагога;  
– методическая и справочная литература;     
– методические материалы и рекомендации;
– выставки;
– документация по содержанию работы ДОУ;
– детская художественная литература;
– фотоматериал; 
– видеоматериал;
– познавательные видеокассеты;
– наглядный материал.

Широко представлена методическая и справочная литература. Центральное место занимают книги и статьи о профессии воспитателя “Педагог: профессия и личность”. Большое место занимает периодическая печать.

Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:

  • Игровая деятельность;
  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Воспитание культурно– гигиенических навыков;
  • Сенсорное воспитание;
  • Ребенок и окружающий мир;
  • Развитие речи;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Нравственное воспитание;
  • Трудовое воспитание;
  • Художественная литература;
  • Художественно-эстетическое воспитание;
  • Знакомство с искусством;
  • Эстетическая развивающая среда;
  • Изобразительная деятельность;
  • Конструирование;
  • Ручной труд;
  • Музыкальное воспитание;
  • Культурно-досуговая деятельность;
  • Дети раннего возраста;
  • Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Ребенок и его права;
  • Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.

Оценку тех или иных достижений (результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.

Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

Раздел 3. Научно– методическая деятельность.

Раздел 4. Творческие находки педагога.

Раздел 5. Создание предметно– пространственной среды в детском коллективе.

Портфолио оформляется с титульным листом и развернутым оформлением с указанием страниц.

Организация методической работы в нашем учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 582.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...