![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Урок внеклассного чтения по «Легенде о Томасе Лермонте»
Цель урока: выяснить, за какие нравственные качества народ сделал Томаса Лермонта героем своих легенд. Аннотация содержания урока: урок внеклассного чтения, включающий в себя анализ сюжета, проблематики, закрепление знаний, полученных при изучении темы "Легенда". Урок предполагает небольшой исторический комментарий, связанный с историей рода М.Ю.Лермонтова. Урок проводится с использованием ИКТ. 1. Вступительное слово учителя. Исторический комментарий. Легенда о Томасе Лермонте – произведение устного народного творчества. По преданию, в 13 веке в Шотландии в замке Эрсилдун жил поэт Томас Лермонт, прозванный Рифмачом за то, что умел писать стихи. В те времена искусство писать стихи было внове, а поэта считали причастным к тайнам волшебства и провидцем. Именно Томаса Лермонта Вальтер Скотт считает создателем поэмы о Тристане и Изольде – одной из величайших историй любви. Нам имя Лермонта должно напоминать о великом русском поэте М.Ю.Лермонтове, чьи предки были выходцами из Шотландии. Является ли Лермонтов потомком Томаса Рифмача, точно неизвестно, но оба они обладали величайшим даром – «жечь сердца людей» поэтическим словом. Сегодня мы подумаем, почему Томас Лермонт стал героем легенды. 2. Работа с понятийным аппаратом. Повторение понятия «легенда». Какие особенности присущи легенде? О ком слагали легенды? Кого мы называем историческим героем, а кого литературным? Приведите примеры. Томас Лермонт – исторический или литературный герой? 3. Работа с текстом произведения. Беседа. Характеристика Томаса Лермонта. В какой обстановке мы впервые встречаемся с Томасом? Что празднуют шотландцы? Чем гордятся и чего стыдятся? Найдите описание героя. Какую черту его портрета можно назвать главной? Как она характеризует героя? Как вы понимаете выражение «глядеть сквозь людей»? Почему Томас не весел? В чем причина его печали? Как произошла встреча Томаса и королевы фей? Найдите ее описание. Какую клятву дает Лермонт королеве фей? Почему Томас не отказался от своего слова, когда королева утратила красоту? 4. Путешествие в страну фей. С какими чудесами сталкивается герой на пути в страну фей? (три дороги, реки крови). Как описаны Путь правды и Путь лжи? Почему по Пути правды идти труднее? Почему реки полны воды? Что чувствует Томас, путешествуя с королевой? Похожи ли эти чудеса на сказочные? В чем отличие? 5. Томас в королевстве фей. Опишите королевство фей. Кем оно населено? Как чувствуют себя здесь люди? Как изменяется их жизнь, когда они попадают в королевство фей? Почему? Можно ли назвать жизнь в королевстве безмятежной? С какими чудесами знакомит Томаса королева? Что узнает он о феях? В каком состязании принимает участие герой? Почему он побеждает? Похожи ли приключения Томаса Лермонта на приключения сказочного героя? Почему он вынужден покинуть королевство и вернуться на землю? Какими дарами наградила королева Томаса? Почему он называет их «страшными»? Нужны ли они в мире людей? 6. Подведение итогов беседы. Один из героев легенды лорд Дуглас сказал: «До сих пор думал я, что певец должен только увеселять пиры, но не таков ты, Томас Лермонт». Что имел в виду Дуглас? О чем заставляет задуматься рассказ Томаса Рифмача? За какие качества народ сделал Томаса героем легенды? Как переплелись в этом произведении правда и вымысел? Почему это легенда? Как бы вы охарактеризовали жанр этой легенды? (историко-мистическая) 7. Сравнение легенды и стихотворения М.Ю.Лермонтова «Желание». Прочитайте юношеское стихотворение М.Ю.Лермонтова «Желание». Некоторые исследователи утверждают, что оно навеяно легендой о Томасе Лермонте. О чем размышляет поэт, вспоминая историю своего рода?
8. Домашнее задание. Подумайте, как могла бы выглядеть история Томаса Рифмача, если бы она была не легендой, а сказкой. Запишите эту сказку. Приложение к уроку – компьютерная презентация.
Чекаурова Светлана Станиславовна, учитель сош№71 г.Ярославль Материалы к уроку внеклассного чтения по произведению В.Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого)
Заполните таблицу
Сделайте выводы: 1. Какой поэтический перевод наиболее близок к оригиналу? 2. Как меняется смысл стихотворения в зависимости от перевода? 3. Почему переводчики отступают от авторского текста? Лексическая работа. Найди в словаре и выпиши значения слов: Контраст - Ирония - Аллегория - Работа с учебником. Опираясь на текст статьи учебника (с.60), ответьте на вопрос: Почему слово «сосна» в своем переводе Ф.И.Тютчев и Ап.Н.Майков заменили на «кедр»? Подумай, почему М.Ю.Лермонтов оставил слово «сосна»? Анализ поэтического текста. Проанализируй разные переводы текста стихотворения Г.Гейне.
· Какие слова используют поэты, описывая север? Каким вам представляется первый герой? · Каков сон героев? Что им чудится? Найдите в переводах различия в описании юга? Какие прилагательные используются для характеристики пальмы? · В отличие от Тютчева и Майкова, Лермонтов избегает в своем стихотворении слова «пламенный». Почему? · Каково настроение каждого из произведений? · В чем аллегорический смысл стихотворений? · Определите тему каждого стихотворения. Какое из стихотворений, на ваш взгляд, звучит наиболее трагично? Аргументируйте свой выбор. Подведение итогов урока. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; наизусть по желанию ученика.
Щегловская Тамара Николаевна, учитель гимназии №1 г.Углич Урок внеклассного чтения по рассказу И.С.Тургенева «Муму» Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 562. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |