Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок внеклассного чтения по «Легенде о Томасе Лермонте»




Цель урока: выяснить, за какие нравственные качества народ сделал Томаса Лермонта героем своих легенд.

Аннотация содержания урока: урок внеклассного чтения, включающий в себя анализ сюжета, проблематики, закрепление знаний, полученных при изучении темы "Легенда". Урок предполагает небольшой исторический комментарий, связанный с историей рода М.Ю.Лермонтова.

Урок проводится с использованием ИКТ.

1. Вступительное слово учителя. Исторический комментарий.

Легенда о Томасе Лермонте – произведение устного народного творчества. По преданию, в 13 веке в Шотландии в замке Эрсилдун жил поэт Томас Лермонт, прозванный Рифмачом за то, что умел писать стихи. В те времена искусство писать стихи было внове, а поэта считали причастным к тайнам волшебства и провидцем. Именно Томаса Лермонта Вальтер Скотт считает создателем поэмы о Тристане и Изольде – одной из величайших историй любви.

Нам имя Лермонта должно напоминать о великом русском поэте М.Ю.Лермонтове, чьи предки были выходцами из Шотландии. Является ли Лермонтов потомком Томаса Рифмача, точно неизвестно, но оба они обладали величайшим даром – «жечь сердца людей» поэтическим словом.

Сегодня мы подумаем, почему Томас Лермонт стал героем легенды.

2. Работа с понятийным аппаратом. Повторение понятия «легенда».

Какие особенности присущи легенде?

О ком слагали легенды? Кого мы называем историческим героем, а кого литературным? Приведите примеры.

Томас Лермонт – исторический или литературный герой?

3. Работа с текстом произведения. Беседа. Характеристика Томаса Лермонта.

В какой обстановке мы впервые встречаемся с Томасом? Что празднуют шотландцы? Чем гордятся и чего стыдятся?

Найдите описание героя. Какую черту его портрета можно назвать главной? Как она характеризует героя?

Как вы понимаете выражение «глядеть сквозь людей»?

Почему Томас не весел? В чем причина его печали?

Как произошла встреча Томаса и королевы фей? Найдите ее описание.

Какую клятву дает Лермонт королеве фей?

Почему Томас не отказался от своего слова, когда королева утратила красоту?

4. Путешествие в страну фей.

С какими чудесами сталкивается герой на пути в страну фей? (три дороги, реки крови).

Как описаны Путь правды и Путь лжи? Почему по Пути правды идти труднее?

Почему реки полны воды?

Что чувствует Томас, путешествуя с королевой?

Похожи ли эти чудеса на сказочные? В чем отличие?

5. Томас в королевстве фей.

Опишите королевство фей. Кем оно населено?

Как чувствуют себя здесь люди? Как изменяется их жизнь, когда они попадают в королевство фей? Почему? Можно ли назвать жизнь в королевстве безмятежной?

С какими чудесами знакомит Томаса королева? Что узнает он о феях?

В каком состязании принимает участие герой? Почему он побеждает?

Похожи ли приключения Томаса Лермонта на приключения сказочного героя?

Почему он вынужден покинуть королевство и вернуться на землю?

Какими дарами наградила королева Томаса? Почему он называет их «страшными»? Нужны ли они в мире людей?

6. Подведение итогов беседы.

Один из героев легенды лорд Дуглас сказал: «До сих пор думал я, что певец должен только увеселять пиры, но не таков ты, Томас Лермонт». Что имел в виду Дуглас?

О чем заставляет задуматься рассказ Томаса Рифмача?

За какие качества народ сделал Томаса героем легенды?

Как переплелись в этом произведении правда и вымысел? Почему это легенда? Как бы вы охарактеризовали жанр этой легенды? (историко-мистическая)

7. Сравнение легенды и стихотворения М.Ю.Лермонтова «Желание».

Прочитайте юношеское стихотворение М.Ю.Лермонтова «Желание». Некоторые исследователи утверждают, что оно навеяно легендой о Томасе Лермонте. О чем размышляет поэт, вспоминая историю своего рода?

 

8. Домашнее задание.

Подумайте, как могла бы выглядеть история Томаса Рифмача, если бы она была не легендой, а сказкой. Запишите эту сказку.

Приложение к уроку – компьютерная презентация.

 

Чекаурова Светлана Станиславовна,

учитель сош№71 г.Ярославль

Материалы к уроку внеклассного чтения по произведению

В.Гёте. «Ночная песня странника»

(пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого)

 

Заполните таблицу

  Подстрочный перевод стихотворения Гете Перевод Лермонтова Перевод Брюсова
1. Можно ли точно определить место и время действия?      
2. Выделите основные образы, созданные поэтом.      
3. Выпишите изобразительные средства, которые использовал поэт: эпитеты, метафоры, олицетворение      
4. Каково общее настроение стихотворения?      
5. Определите смысл последней строки.      

Сделайте выводы:

1. Какой поэтический перевод наиболее близок к оригиналу?

2. Как меняется смысл стихотворения в зависимости от перевода?

3. Почему переводчики отступают от авторского текста?

Лексическая работа. Найди в словаре и выпиши значения слов:

Контраст -

Ирония -

Аллегория -

Работа с учебником. Опираясь на текст статьи учебника (с.60), ответьте на вопрос: Почему слово «сосна» в своем переводе Ф.И.Тютчев и Ап.Н.Майков заменили на «кедр»? Подумай, почему М.Ю.Лермонтов оставил слово «сосна»?

Анализ поэтического текста. Проанализируй разные переводы текста стихотворения Г.Гейне.

ИЗ ГЕЙНЕ На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой - В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. Лермонтов С чужой стороны На севере мрачном, на дикой скале ‎Кедр одинокий под снегом белеет, И сладко заснул он в инистой мгле, ‎И сон его вьюга лелеет. Про юную пальму всё снится ему, ‎Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму ‎Стоит и цветёт, одинока… Тютчев 1826 ***   Инеем снежным, как ризой, покрыт, Кедр одинокий в пустыне стоит. Дремлет, могучий, под песнями вьюги, Дремлет и видит — на пламенном юге Стройная пальма растёт и, с тоской, Смотрит на север его ледяной.   Майков <1866>  

· Какие слова используют поэты, описывая север? Каким вам представляется первый герой?

· Каков сон героев? Что им чудится? Найдите в переводах различия в описании юга? Какие прилагательные используются для характеристики пальмы?

· В отличие от Тютчева и Майкова, Лермонтов избегает в своем стихотворении слова «пламенный». Почему?

· Каково настроение каждого из произведений?

· В чем аллегорический смысл стихотворений?

· Определите тему каждого стихотворения. Какое из стихотворений, на ваш взгляд, звучит наиболее трагично? Аргументируйте свой выбор.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; наизусть по желанию ученика.

 

Щегловская Тамара Николаевна,

учитель гимназии №1 г.Углич

Урок внеклассного чтения по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Ход урока










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 489.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...