![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
К урокам внеклассного чтения в 5 классе
На основе анализа авторской программы Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной в части планирования уроков внеклассного чтения, а также анализа методической части учебника литературы мы представляем следующие методические рекомендации по организации уроков внеклассного чтения в 5 классе. 1. Тема: «Фольклор». Урок внеклассного чтения по русской народной сказке «Пойди туда – не знаю куда, найди то - не знаю что». Рекомендуемая форма работы: командная интеллектуальная игра. Теория литературы: фольклор, жанр народной сказки, виды сказок, сюжетные элементы сказки (сказочные герои, испытания героя, волшебные помощники, волшебные предметы), композиция сказки (зачин, присказка, концовка, повторения). Домашнее задание к уроку: 1) (для класса) Перечитать статьи на стр. 15 – 17, 23 – 25; 2) (для команд) Подготовить сказителя, составить рассказ на основе жизненных событий по пословице «Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что». Ход игры: · Представление команд. · Конкурс сказителей. · Проведение конкурсов. · Представление домашнего задания: чтение рассказа, составленного по пословице. · Подведение итогов игры. Награждение победителей. Творческое задание (д/р): Как ты думаешь, какие интересные, необычные, сказочные события могли бы произойти во время правления Андрея-царя? Сочини об этом сказку. Внеклассная работа: инсценировка сказки, выставка рисунков, фольклорный праздник. 2. Тема: «Авторская сказка» Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа Холодное сердце». Рекомендуемая форма работы: беседа по тексту. Теория литературы: авторская сказка, сказочные приемы (сказочные герои, испытание героя, волшебные помощники, троекратное повторение), композиция произведения, основная мысль (идея) произведения. Домашнее задание к уроку: 1) (для класса) Прочитать статью на с. 212; 2) (для любознательных) Подготовить небольшое сообщение о жизни В.Гауфа; 3) (для знатоков сказок) Подготовить вопросы для викторины по сказкам В.Гауфа; 4) (для «актеров») Подготовить чтение в лицах или инсценировку эпизода первой встречи Петера со Стеклянным Человечком. Вопросы и задания: · Расскажите о Вильгельме Гауфе и его сказках. Викторина по сказкам Гауфа. · К какой группе можно отнести сказки Гауфа? · Почему вступление к сказке не похоже на традиционный сказочный зачин? В чем отличие? · Чем Петер Мунк похож на традиционного сказочного героя, а чем отличается? · Расскажите, какие испытания выпадают на долю Петера. · К кому может обратиться за помощью Петер? Что мы знаем об этих сказочных существах? · Чтение в лицах (или инсценировка) эпизода встречи Петера со Стеклянным Человечком (со слов «Но Петер не стал долго раздумывать» до слов «…когда тебе не будет хватать ума-разума»). · Какова роль Стеклянного человечка в сказке? · Какую цену назначает Михель? Чьи сердца хранятся у Михеля? · Как вы поняли название сказки – «Холодное сердце»? Подберите синонимы к слову «холодное». · «Зачем сердце непременно должно быть горячим?» - спрашивает Михель Петера Мунка. Как бы вы ответили на этот вопрос? · Перечитайте последний абзац сказки. Как Петер Мунк понимает счастье? Согласны ли вы с ним? · С какими традиционными сказочными приемами мы встретились в произведении В.Гауфа? Чем отличается «Холодное сердце» от народных сказок? · Можно ли назвать сказку В.Гауфа современной? Аргументируйте свой ответ. Творческое задание (д/р): (по выбору) составить сборник авторских сказок (Г с.213) или нарисовать иллюстрацию к сказке В.Гауфа и защитить ее. Внеклассная работа: подготовка праздника по сказкам В.Гауфа для учащихся начальной школы, интеллектуальная игра по сказкам. 3. Тема: «Легенда» Урок внеклассного чтения по «Легенде о Томасе Лермонте». Рекомендуемая форма работы: беседа по тексту с использованием компьютерной презентации. Теория литературы: литературный жанр (сказка, легенда), фантастика, портрет героя, литературный герой, исторический герой. Домашнее задание к уроку: 1) (классу) Перечитать статью на с. 214; 2) (для тех, кто увлечен Интернетом) Подобрать иллюстративный материал и создать презентацию к «Легенде о Томасе Лермонте»; 3) (индивидуальное задание) Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…»). Вопросы и задания: · Какие особенности отличают жанр легенды от других литературных жанров? · О ком слагали легенды? Кого мы называем историческим героем, а кого литературным? Томас Лермонт – исторический или литературный герой? · В какой обстановке мы впервые встречаемся с Томасом? Что празднуют шотландцы? Чем гордятся и чего стыдятся? · Найдите описание героя. Какую черту его портрета можно назвать главной? Какие прозвища получил Томас? Почему? · Как произошла встреча Томаса и королевы фей? Найдите ее описание. Какую клятву дает Лермонт королеве фей? · С какими чудесами сталкивается герой на пути в страну фей? Похожи ли эти чудеса на сказочные? В чем отличие? · Опишите королевство фей. В каком состязании принимает участие герой? Почему он побеждает? · Похожи ли приключения Томаса Лермонта на приключения сказочного героя? · Какими дарами наградила королева Томаса? Почему он называет их «страшными»? Нужны ли они в мире людей? · Один из героев легенды лорд Дуглас сказал: «До сих пор думал я, что певец должен только увеселять пиры, но не таков ты, Томас Лермонт». Что имел в виду Дуглас? · О чем заставляет задуматься рассказ Томаса Рифмача? · За какие качества народ сделал Томаса героем легенды? · Как переплелись в произведении правда и вымысел? Почему это легенда? Как бы вы охарактеризовали жанр этой легенды? (историко-мистическая) · Выразительное чтение наизусть стихотворения Лермонтова «Желание». Сравнение его с легендой. · Проверочная работа: Заполнить таблицу «Сказка и легенда. Основные различия» Творческое задание(д/р): Подумайте, как могла бы выглядеть история Томаса Рифмача, если бы она была не легендой, а сказкой. Запишите эту сказку. Внеклассная работа: литературный вечер «В мире легенды», занятие «Легенды моей семьи», литературная викторина, заочная экскурсия по Шотландии. 4. Тема: «Басня» Урок внеклассного чтения по басням Эзопа и Жана де Лафонтена. Рекомендуемая форма работы: «Устный журнал», групповая работа. Теория литературы: сказка, «эзопов язык», иносказание, иносказательный смысл, аллегория, аллегорический образ, басня, мораль, виды смеха (сатира и юмор), комическая ситуация, изобразительные средства языка. Домашнее задание к уроку: 1) («журналисты») подготовить увлекательный рассказ о баснописцах; 2) («актеры») выучить наизусть и выразительно прочитать басни Эзопа «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб» (1-ая группа) и Ж.де Лафонтена «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот» (2-ая группа); 3) («литературоведы»)опираясь на задания учебника А – 1,2,3,4 (Ч. 2, с.18), подготовить характеристику художественных особенностей басен; 4) («художники») подобрать или нарисовать иллюстративный материал; 5) («знатоки») подобрать материал для кроссвордов, ребусов, викторин по басням Эзопа и Ж.де Лафонтена; 6) («писатели») подготовить рассказ на основе одной из басен (задание А – 5, с. 19). Ход работы: · Вступительное слово учителя. Повторение жанровых особенностей басни. · Выступление первой группы (Эзоп). · Выступление второй группы (Ж.де Лафонтен). · Подведение итогов. («Открытый микрофон»). Творческое задание: оформить подготовленный материал в виде стенгазеты или компьютерной презентации. Внеклассная работа: спектакль по басням И.А.Крылова, конкурс иллюстраций, интеллектуальная игра. 5. Тема: «Лирическое стихотворение» Урок внеклассного чтения по стихотворениям Г.Гейне и И.-В.Гете. Рекомендуемая форма работы: самостоятельная работа и представление ее результатов. Теория литературы: лирическое стихотворение, ритм, рифма, строфа, лирический герой, пейзаж, изобразительные средства языка, контраст, ирония, аллегория, иносказание. Домашнее задание к уроку: 1) (классу) статьи и Г.Гейне (с. 60) и И.-В.Гете (с.63), вопросы перед текстом (А); 2) выучить два стихотворения (по выбору); 3) (индивидуальное) подготовить сообщение об И.И.Шишкине; 4) (индивидуальное задание) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.-В.Гете «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого). Ход работы: · Работа по повторению (художественное своеобразие лирического стихотворения). · Самостоятельная работа по сравнительному анализу переводов по опорным карточкам (по вариантам) · Представление результатов работы 1-го варианта по стихотворению Г.Гейне «На севере диком…» : переводы Ап.Майкова, Ф.И.Тютчева и М.Ю.Лермонтова. · Сообщение о художнике И.И.Шишкине (индивидуальное задание) и работа с иллюстрацией (задание Д с.62) · Представление результатов работы 2-го варианта по стихотворению И.-В.Гете «Ночная песня странника»: подстрочный перевод, переводы М.Ю.Лермонтова и В.Брюсова. · Чтение наизусть стихотворения И.-В.Гете «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого). · Письменная работа: Каким вы представляете героя стихотворения Гете? Творческое задание(д/р): составить сборник немецкой поэзии. Внеклассная работа: литературная гостиная «Немецкая поэзия», заочная экскурсия «Литературная Германия». 6. Тема: «Мы помним» Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне. Рекомендуемая форма работы: читательская конференция. Теория литературы: роды литературы (эпос, лирика), жанры, тема, идея, проблематика произведения. Домашнее задание к уроку: 1) (для любознательных) Что ты знаешь о Великой Отечественной войне? Может быть, в твоей семье есть ветераны войны? Расскажи о них. (задание А с.246) 2) «Пять портретов – пять судеб»: обратись к материалу учебника на с. 246 – 249. Выбери одно из произведений и выполни задания к нему. 3) Подготовь устное выступление (доклад), в котором должно состоять из трех частей: рассказ о поэте (или писателе), выразительное чтение стихотворения наизусть или чтение отрывка из повести, характеристика художественных особенностей произведения (тема, идея, сюжет, герои, особенности языка). Ход работы: · Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне: Какое событие нашло отражение в этих произведениях? Что знаете о войне? Почему о войне вспоминают до сих пор? · Рассказы учащихся о родственниках-ветеранах. · Выступления учащихся с докладами по литературному материалу. · Комментарии и дополнения тех, кто читал это же произведение. · «Открытый микрофон»: Что понравилось? Что следует учесть в будущем? · Подведение итогов урока: Тема детства в произведениях о Великой Отечественной войне. Образы главных героев. Проблематика. Творческое задание(д/р): написать письмо одному из героев прочитанных произведений. Внеклассная работа: литературно-музыкальная композиция, интеллектуальная игра, устный журнал «Дети – герои войны». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |