Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика системы уроков внеклассного чтения на примере программы 5 класса




Первый урок внеклассного чтения посвящен работе над русской народной сказкой «Пойди туда – не знаю куда…». В процессе анализа учащиеся повторяют типы и особенности строения сказок. Делая вывод о том, что перед ними волшебная сказка, дети находят ее основные элементы: сказочных героев, волшебных помощников, композиционные элементы (зачин, концовка, троекратное повторение и т.д.). Именно сказка становится началом исследования проблемы добра и зла, которая красной нитью проходит через весь курс 5 класса. Думается, что выбор этой волшебной сказки обусловлен популярностью произведения Л.Филатова «Сказка о Федоте-стрельце». Впоследствии учащиеся смогут самостоятельно сделать вывод о влиянии русского фольклора на формирование художественной литературы.

Сказка В.Гауфа «Холодное сердце» завершает изучение сказок, в том числе литературных Это произведение имеет ярко выраженный нравоучительный характер. Центральной становится проблема добра и зла. Место действия и главный герой сказки носят реалистичный характер, но вот обстоятельства, в которые попадает Петер, фантастичны. Учащиеся уже получили представление о разнообразии сказочных жанров (сказка-пьеса, сказочная повесть, сказка-быль, рассказ-фантазия), для них не составит труда отделить вымысел от реальности. Новым для них станет главный герой, в котором смешались положительные и отрицательные черты характера. Размышляя над проблемой выбора между добром и злом, ребята вместе с героем учатся отделять истинные ценности от ложных. Сказка Гауфа служит хорошим трамплином для перехода к изучению следующей темы – «Легенда».

Третий урок в системе внеклассного чтения посвящен знакомству с шотландской легендой о Томасе Лермонте. Ею завершается изучение большого раздела «Реальность и вымысел». Изучение легенды начинается с разговора об устном народном творчестве как источнике художественной литературы. На уроке проводятся параллели с «Песней о вещем Олеге» Пушкина. Герои обоих произведений – исторические личности, заслужившие признание и уважение своего народа. Объединяет эти произведения тема пророчества, неотвратимости судьбы. В беседе по тексту легенды необходимо заострить внимание на жанровых чертах, на наличии реальности и вымысла в произведениях разных форм, остановиться на различиях между легендой и сказкой. Важным для дальнейшей работы будет знакомство с понятием «иносказание». Рассказ Лермонта о путешествии в царство фей дает богатый материал для иллюстрации данного понятия. А размышления о сущности и предназначении поэтического дара помогут учащимся в изучении лирических произведений, особенно стихотворений М.Ю.Лермонтова, который считал себя потомком знаменитого шотландца.

Басня – один из любимых жанров пятиклассников. Особенно произведения И.А.Крылова. Урок внеклассного чтения, посвященный произведениям Эзопа и Ж.де Лафонтена, несколько меняет представления учащихся об этом жанре. Общность сюжетов, но их разная трактовка помогают понять различия в национальных характерах, непохожесть культур. Следует отметить серьезный, нравоучительный пафос басен Эзопа и легкость, лиричность произведений Ж.де Лафонтена. Таким образом, учащиеся получают первое представление о национальном колорите литературы и общечеловеческих ценностях.

Эта тема получает продолжение при изучении произведений Г.Гете и И.-В.Гейне. Для сопоставительного анализа предлагаются построчные переводы стихотворений немецких авторов и их переводы русских поэтов (М.Ю.Лермонтова, Ф.М.Тютчева, Ап.Н.Майкова – «На севере диком…», М.Ю.Лермонтова и В.Брюсова – «Ночная песня странника»). Учащиеся уже получили представление о том, как пейзаж раскрывает образ лирического героя. На уроке внеклассного чтения они получают возможность самостоятельно исследовать переводы разных поэтов и сделать выводы об особенностях поэтического восприятия мира лирическим героем. Задания к уроку позволяю не только повторить и закрепить понятие о лирическом стихотворении, но и организовать работу с новыми для учащихся понятиями «контраст» и «ирония». Материал урока расширяет также представления учащихся о русской и немецкой литературе, показывает влияние великих немецких поэтов на творчество русских поэтов.

Последний урок внеклассного чтения «Мы помним» завершает курс литературы 5 класса. Литературный материал, включенный в данный раздел, обогащает учащихся знаниями о современной русской литературе. Произведения, рекомендованные для чтения, объединены одной темой – Великая Отечественная война: Б.Окуджава «Ах, война, что ты сделала, подлая…», Р.Гамзатов «Журавли», В.Катаев «Сын полка», А.Твардовский «В пилотке мальчик босоногий», К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». Выбор этих произведений не случаен. Проблема «человек в чрезвычайных обстоятельствах» является одной из центральных в курсе литературы 5 класса. Героями некоторых произведений были дети (Э.-Т.-А.Гофман «Щелкунчик», М.М.Пришвин «Кладовая солнца», Дж.Лондон «Сказание о Кише», В.П.Астафьев «Васюткино озеро»). Урок внеклассного чтения дает возможность вернуться к изученному материалу на новом уровне. Какое звучание приобретает тема детства в этих произведениях? Как ведут себя герои в обстоятельствах военных действий? Можно ли назвать эти обстоятельства чрезвычайными? Почему герои этих произведений – дети? - вот те немногие вопросы, которые могут стать основой для обобщения и повторения материала, изученного в курсе 5 класса. Кроме того, в разделе собраны и прозаические, и стихотворные произведения, анализ которых имеет свои специфические особенности. Вопросы и задания дают возможность организовать индивидуальную или групповую работу по анализу художественного текста.

Система уроков внеклассного чтения предусматривает несколько вариантов творческих работ. Например:

· Сочинить сказку об Андрее-стрельце («Пойди туда – не знаю куда…»).

· Составить сборник авторских сказок (В. Гауф «Холодное сердце»).

· Составить рассказ на основе жизненной ситуации (Легенда о Томасе Лермонте, басни).

· Написать письмо Вани Солнцева к майору Биденко (В.П.Катаев «Сын полка»).

· Работа с иллюстрациями.

Наизусть рекомендованы: басни Эзопа или Лафонтена (по выбору), стихотворение Р.Гамзатова «Журавли».

В заключение следует сказать, что система уроков внеклассного чтения по авторской программе Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. имеет целью углубление знаний, полученных в процессе изучения того или иного раздела программы. Произведения, предложенные авторами, вызывают живейший интерес у пятиклассников, расширяют их представления о литературе, способствуют формированию навыков осмысленного чтения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 286.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...