Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ
Кадровый резерв— это специально сформированная на основе управленческих критериев группа высококвалифицированных и перспективных специалистов, обладающих необходимыми для выдвижения профессионально-деловыми качествами, положительно зарекомендовавших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую профессиональную подготовку и предназначенных для замещения определенных должностей, включенных в список резервирования. Основная цель формирования кадрового резерва — создание специалистов, подготовленных к управлению в изменяющихся условиях, обеспечение непрерывности и преемственности управления, ротации кадров по вертикали и горизонтали, подготовка и выдвижение кадров, способных реализовать задачи и функции организации. Наличие кадрового резерва в организации должно максимально удовлетворять ее потребности в замещении должностных позиций менеджеров различного уровня. Кадровый резерв организации формируется для решения трех главных задач. Первая — это потребность в ротации кадров, занимающих руководящие позиции в течение длительного времени, на более молодые. Возможно, данная проблема на сегодня неактуальна, но в перспективе она может стать более значимой. В любом случае приток на руководящие позиции свежих сил всегда самым положительным образом сказывается на эффективности ведения бизнеса. Вторая задача — создание кадрового резерва на случай неожиданной отставки ключевых работников. Если не подготовить заранее надлежащую замену, неожиданный уход топ-менеджеров с многолетним опытом (особенно занимающих руководящие посты) может создать кризисную ситуацию. К тому же такая ситуация может существенно осложниться, если поиск нового работника затянется на очень долгий период времени. И третья — обеспечение наибольшей эффективности функционирования организации за счет планирования кадрового резерва, т. е. возможности заранее просчитывать карьерный рост ключевых работников. Это также помогает избежать хаотичности в работе с персоналом. Основные принципы организации подготовки резерва: • принцип плановости — учитывает объективную потребность опережающего роста уровня подготовки руководителей по сравнению с технологическими и социально-экономическими характеристиками производства; • принцип единства — имеет задачей обеспечение одинаково качественной подготовки руководителей всех уровней управления; • принцип общности — выражает необходимость соответствия квалификации руководителей на всех уровнях системы управления современным требованиям; • принцип дифференциации и индивидуализации подготовки — выражает необходимость соответствия содержания подготовки потребности руководителей системы управления актуальным требованиям и перспективам развития отрасли. Теоретическая подготовка предусматривает как внутрифирменные формы обучения, так и связанные с направлением в учебные заведения, и включает: • обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления организацией; • повышение образования, связанного с прежней (базовой) подготовкой кандидатов; • обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления. Понятно, что работа с представителями каждой группы резерва происходит неодинаково. Так, для сотрудников с лидерским потенциалом она не является целевой, а в основном решает задачи формирования общей культуры, корпоративного духа, управленческих знаний, необходимых для занятия любой руководящей должности. Подготовку следует проводить по планам индивидуальной подготовки, составляемым на два года. Для подготовки резерва администрация разрабатывает и утверждает следующие виды программ. 1.Общая программа включает теоретическую подготовку — обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством; повышение образования кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой; обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производством. Форма контроля — сдача экзамена (зачетов). 2.Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику, осуществляется по следующим направлениям: деловые игры по общетехническим и специальным проблемам; решение конкретных производственных задач по специальностям. Форма контроля — разработка.конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита. 3.Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного в резерв, по следующим направлениям: производственная практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях, стажировка на резервной должности. Индивидуальные планы подготовки разрабатываются резервистами совместно с их непосредственными начальниками, согласуются со службой управления персоналом и утверждаются вышестоящим руководителем. Например, индивидуальный план работника, занимающего должность ведущего инженера-конструктора, разрабатывается им и начальником конструкторско-технологического отдела и утверждается техническим директором. В индивидуальный план целесообразно включать следующие формы подготовки: 1) назначение во главе коллектива, выполняющего единую задачу временного характера; 2) временное исполнение обязанностей руководителя подразделения в период его отпуска или отсутствия по другим причинам. Примерное содержание плана подготовки резерваможет быть следующим: 1) теоретическая учеба в системе повышения квалификации; 3) привлечение к проверкам и оказанию помощи другим подразделениям; 4) изучение причин образования узких мест и выработка рекомендаций по их устранению; 5) стажировка и обмен опытом в других организациях; 6) преподавание; 7) временное замещение и горизонтальное перемещение; 8) замещение руководителя в период отсутствия; 9) формирование навыков общения. Во время такой подготовки работник, зачисленный в резерв, должен быть привлечен к разработке или проведению: - графика работы структурного подразделения и к его корректировке в случае возникновения непредвиденных обстоятельств; - производственного инструктажа на уровне определенного руководителя; - положений о подразделениях и должностных инструкций. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работником службы персонала, ответственным за подготовку резерва. Результаты контроля отражаются в индивидуальном плане подготовки. Изменения состава кадрового резерваосуществляются по причинам: выбытия резервистов по причине перевода на вышестоящую должность; - выбытия резервистов по причине невыполнения плана подготовки либо его этапов; - пересмотра численности и структуры кадрового резерва. При необходимости проводится ежеквартальная корректировка состава кадрового резерва либо тематического плана обучения и развития резервистов. Порядок пересмотра резерва.При анализе результатов деятельности каждого специалиста оцениваются деловые, личные качества, уровень подготовки в составе резерва и принимается решение о его дальнейшем использовании. Пересмотр резерва кадров проводится один раз в год по состоянию на 1 декабря. При пересмотре резерва кадров проводится всесторонний анализ его состава с последующим принятием решения об оставлении работника в составе резерва или его исключении. Причинами исключения из состава резерва кадров могут быть: - неудовлетворительная работа; - отрицательная оценка при аттестации; - отказ от повышения квалификации или переподготовки; - состояние здоровья; - возраст и др. Решение об исключении из резерва принимает руководитель предприятия. Факт исключения и его причины сообщаются работнику.
ГЛОССАРИЙ Адаптационный потенциал– степень открытых возможностей индивида включаться в новые, меняющиеся условия (в т. ч. социальной) среды. Адаптация работника– процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника. А.р. может быть профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая. Адаптация работника профессиональная– приспособление работника к профессии, активное освоение входящих в ееструктуру операций, действий, движений в соответствии с технологическим процессом (должностными обязанностями), нормами затрат труда, готовность к принятию решений и действий в общестандартных производственных ситуациях. На А.р.п. влияют факторы среды, к которой осуществляется адаптация (рабочее место, технологический процесс и т.д.): факторы индивидуально-личностные, т.е. связанные с особенностямисамого работника; факторы управления процессом адаптации. Адаптация работника психофизиологическая– приспособление работника к условиям труда, режимам труда и отдыха на рабочем месте (участке, в цехе, лаборатории и т.п.). А.р.п. во многом зависит от состояния здоровья работника, защитных реакций организма на уровень и колебания внешнихфакторов (температура, освещенность, загазованность, вибрация, шум и т.п.). Адаптация работника социально-организационная – приспособление работника к среде, включающее административно-правовые, социально-экономические, управленческие рекреационно-творческие аспекты. Адаптация работника социально-психологическая – приспособление работника к первичному трудовому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется профессиональная и общественная деятельность работника. А.р.с.-п. связана с вхождением (включением) нового работника в трудовой коллектив, с овладением им ценностями корпоративной культуры. Занятое население – граждане, работающие по найму, выполняющие работу в течение полного или неполного рабочего дня, а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением); граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве; граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность; военнослужащие, проходящие службу. В.н. – это активная часть трудовых ресурсов, задействованная в общественном производстве. К нему относятся: работающие то найму; предприниматели; ученики, получающие жалованье; частично занятые студенты и домохозяйки; лица свободных профессий; военнослужащие; помогающие члены семей. Занятость – степень участия трудоспособного населения [в деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящей доход в денежной или иной форме в виде заработной платы, содержания, дополнительных пособий и выплат натурой. Принципы (государственной политики обеспечения З.: а) обеспечение равных возможностей всем гражданам в выборе вида деятельности, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношений к религии; б) содействие обеспечению эффективной З., предотвращение безработицы, создание новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства; в) координация всех направлений экономической и социальной политики на основе разрабатываемых программ З.; г) сотрудничество профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, собственников предприятий с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению 3. населения; д) международное сотрудничество в решении проблем З., в т.ч. включая труд граждан России за границей и иностранных граждан в России. Для реализации политики занятости в России создан служба З., выполняющая следующие функции: а) изучает рынок труда и информирует о его состоянии всех заинтересованных в получении или предоставлении места работы (граждан и предприятия); б) консультирует по всем вопросам о возможности получить работу или обеспечить человеческими ресурсами; в) ведет учет свободных рабочих мест и граждан, нуждающихся в получении места работы; г) оказывает посредническую помощь в подборе подходящего места работы или необходимых сотрудников для пpедприятия; д) организует профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы З. или др. местах образования; е) оказывает услуги в трудоустройстве незанятого населения; ж) регистрирует безработных и оказывает им помощь в пределах своей компетенции; з) участвует в разработке программ З. граждан России и мер по социальной защите населения от безработицы. З. может быть описана системой показателей, отражающих: полноту включения в общественное производство активной части населения, т.е. степень удовлетворения населении в рабочих местах; уровень сбалансированности рабочих мест и трудовых ресурсов как важнейшего элемента рациональной З.; соответствие занятости социально-экономическим запросам населения. Вопросы 3. неразрывно связаны с безработицей, поэтому проблема 3. решается как проблема – безработицы. Гибкие формы 3.: временная работа; работа с различными режимами неполного рабочего времени; работа за «комиссионные» со свободным рабочим графиком; надомный труд; работа по договорам. Временная работа– положительные моменты: способ проверить правильность своего профессионального выбора, возможность «просунуть ногу в дверь» для человека, не имеющего определенного стажа и опыта работы, но принятого временно на вакантную должность; шанс расширить свои профессиональные связи. Отрицательные моменты: отсутствие стабильности работы, меньшая оплата и непредставление льгот, предусмотренных для постоянных сотрудников, больший спрос и меньшая, чем постоянным работникам помощь. Предубеждения против временной работы: в прежних условиях постоянная работа была гарантом пожизненной 3.; для увольнения работника нужны были веские доказательства его профнепригодности: не существовало такого понятия, как банкротство, а персонал, попадавший под сокращение, практически никогда не оставался без работы. Занятость полная – состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать; соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. На 83-ей сессии МОТ (4-20 июня 1996 г.) дано следующее определение З.п.: это уровень занятости, при котором все лица, вышедшие на рынок труда, которые могут трудиться и активно ищут работу, могут получить ее*. При этом необходимо учитывать происходящие структурные сдвиги и изменения в характере занятости в сторону более быстрой сменяемости рабочих мест, тенденцию к сокращению рабочего времени и более гибкому графику работы. Необходимое условие З.п. – благоприятная экономическая среда, для которой характерны «экономическая и финансовая стабильность, отсутствие чрезмерной инфляции и резких перемен обменного курса валют». К мерам, призванным повысить гарантии занятости (найма), следует отнести развитие системы обучения и переобучения, постоянное повышение квалификации, приведение в соответствие предложения и спроса на рынке труда. Государство для содействия полной и свободно избранной занятости принимает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленной на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий и др. меры, способствующие сохранению и увеличению количества рабочих мест. Понятие «3 в условиях рынка» связано с государственным регулированием рынка труда. Занятость эффективная– сэкономической точки зрения – наиболее рациональное использование человеческого ресурса; с социальной точки зрения – наиболее полное соответствие интересам человека труда. Полная занятость отражает занятость с количественной стороны, тогда как З.э. – качественной. Занятые– согласно международному определению занятости все лица старше возраста, установленного для измерения экономически активного населения, которые в течение определенного краткого периода (одна неделя или один день) относились к следующим категориям: – 3. по найму– (1) «работающие»: лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу за заработную плату или жалование, деньгами или натурой, «имеющие рабочее место, но не работающие»: лица, которые уже работали на своем нынешнем рабочем месте, но временно не работают в отчетном периоде, хотя формально сохраняют свое рабочее место; – 3. на собственном предприятии– (1)«работающие» лица, которые в течение отчетного периода выполняли определенную работу для получения прибыли или семейного дохода деньгами или натурой; (2) «имеющие предприятие, но не работающие»: лица, имеющие предприятие, будь то фирма, ферма или предприятие обслуживания, которые временно в течение отчетного периода не работали по той или иной причине. В международных стандартах уточняется, что для рабочих целей под понятие «определенная работа» подпадает работа в течение не менее одного часа. Разграничение работы по найму и работы на собственном предприятии призвано подчеркнуть, что занятость – это не только работа за заработную плату или жалованье, но также работа для получения прибыли или семейного дохода, включая производство для собственного потребления. Это разграничение не позволяет судить о статусе занятого. Коллектив– организованная общность людей, объединенных конкретным видом общественно-полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, складывающимися в ходе этой деятельности отношениями взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. К.–- сложное явление; в нем воспроизводятся и реализуются экономические, политические, идеологические, правовые, нравственные, этические и др. общественные отношения. Но К. – это не просто собранные вместе люди, а своего рода социальная организация, обладающая рядом взаимосвязанных признаков. Наиболее важные из них: совместная деятельность; наличие общих интересов, целей и задач; единая организация и управление; относительная устойчивость и длительность функционирования. Вместе с тем К. – это группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на др. лицо, одновременно испытывая его влияние. К. бывают: трудовые, общественно-политические, учебные, воинские, спортивные, культурные, бытовые и др. Центральное место в этой системе принадлежит трудовым К., через которые основная масса населения трудоспособного возраста включается в процессы труда. К. подразделяются также на К. предприятий, организаций и учреждений. К. могут быть небольшими (3–5 чел. на уровне отдельного подразделения) и многотысячными: ЗИЛ, КАМАЗ. В любом случае К. выполняет определенные функции по отношению к отдельной личности. Главнейшие функции К.: – продуктивная или производственно-экономическая; – социально-интегративная, обеспечивающая осуществление принципов социальной справедливости; – управленческая, осуществляющая организацию деятельности К., расширение и углубление демократических начал; – воспитательная, обеспечивающая единство прав и обязанностей членов К., развитие их активности, инициативы и предприимчивости. Функции К. реализуются через соответствующие его структуры: – социотехническую; – экономическую; – социальную; – административно-управленческую; – общественно-политическую. К. – это организм с определенной системой внутренних и внешних социально-экономических связей. Если посмотреть на систему внутренних связей трудового К. с точки зрения его структуры, то можно выделить: бригаду, участок, смену, цех, весь К. Внутренние связи идут и по линии функциональной зависимости, обусловленной самим процессом производства. Здесь выделяются: рабочий К., звено ИТР, обслуживающий персонал и руководители. В каждом трудовом К. есть кадровые работники и молодые, только что пришедшие на производство, есть добросовестные работники, равнодушные и просто лодыри. Различаются работники и по уровню образования и общей культуре, по семейному положению, по характеру, национальности, наконец, по своим интересам. Если интересы какой-либо группы не находят отражения в решениях К., то она не будет активно участвовать в его деятельности. Быть членом какого-то К. позволяет человеку реализовать одну из своих объективных социальных потребностей – сопринадлежность к группе, коллективу. Человеку необходимо принадлежать к какой-либо группе, особенно при выполнении производственных задач. Получать поддержку и оценку равных (как минимум) ему по квалификации лиц. Именно через К. происходит социализация личности, усвоение ею (или отрицание) коллективных норм, правил. К. оказывает вполне определенное влияние на входящих в него людей, формируя их в соответствии с присущими ему законами функционирования и развития. Другой функцией К. является создание для личности социальной среды еесуществования. Кроме того, в К. происходит саморазвитие (самореализация) личности. Роль К. в успешной деятельности фирмы давно оценена и находится в центре внимания большинства преуспевающих компаний. Методы управления персоналом – совокупность определенных приемов и способов, типичных подходов к воздействию (влиянию) наперсонал (как на работников, так и на трудовой коллективв целом) с целью достижения конкретных результатов и координации их деятельности в процессе производства. М.у.п. делятся на три группы: организационно-распорядительные (административные), экономические и социально-психологические. Все виды методов органично связаны между собой. К организационно-распорядительным (административным) методам относятся: формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановка кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия, контроль за исполнением. Экономические методы включают: технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование и планирование, материальное стимулирование, ценообразование, налоговую систему, утверждение экономических норм и нормативов. В состав социально-психологических методов входят: социальный анализ в коллективе, социальное планирование, участие работников в управлении, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека работать в определенной организации и т.п. Их отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для этих методов характерноих соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методыносят косвенный характер управленческого воздействия. Экономические методы основаны на использовании экономического механизма; социально-психологические – на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Мотив– внутренние побуждения, которые заставляют человека делать что-либо или поступать определенным образом. Мотивационную структуру человека нужно рассматривать как основу его действий. Она характеризуется определенной стабильностью, но может меняться в процессе воспитания человека, по мере роста его образования и других условий. Мотивированное поведение личности вытекает из индивидуальных различий структуры мотивов и конкретной ситуации. Изменить мотивацию поведения работника можно лишь через соответственно подобранные стимулы. М. трудовой деятельности современного человека достаточно сложны и их, как правило, трудно понять, а следовательно, воздействовать на них. Для руководителей это означает, что стимулы необходимо использовать не схематично, а в соответствии с индивидуальными потребностями работников. Мотиваторы – побуждающие факторы. Внешние по отношению к человеку раздражители. Если они соответствуют его потребностям (мотивам), то побуждают человека к определенному виду поведения. Мотивация – использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. В современной теории управления М. трактуется как процесс побуждения людей для достижения целей организации. Если рассматривать М. как процесс, как последовательные действия, то в данном случае этот процесс будет состоять из создания регулирующих условий, снимающих неопределенность в трудовых отношениях для работников и руководителей, и выполнения в соответствии с этими условиями простых процедур контроля и учета результатов труда в процессе управления. М. – это создание регулирующих трудовые отношения взаимно однозначных условий, обеспечивающих соответствие между конкретными интересами работника и работодателя, при котором у работника появляется потребность самоотверженно трудиться. Мотивы трудовой деятельности– причины, определяющие поведение человека в процессе труда (содержание и характер труда, экономические и социальные стимулы труда,социальные отношения в коллективе и т.д.). Выделяют следующие функции мотивов в сфере труда: –ориентирующая, нацеливающая работника на определенный вариант поведения; –смыслообразующая, отражающая смысл поведения работника; мотив в данном случае показывает значимость такого поведения для человека; – опосредствующая, обусловленная результатом воздействия на поведение работника как внутренних, так и внешних побуждений, что отражается в мотиве; – мобилизующая, состоящая в том, что мотив «заставляет» работника собраться, сконцентрироваться для выполнения важных для него видов деятельности; – оправдательная, отражающая в мотиве поведенияотношение работника к общепринятому и установленному образцу поведения, той или иной социальной норме. Планирование персонала – 1) набор решений по размещению развитию персонала и направления его (персонала) пользования для достижения целей организации; 2) часть системы планирования в организации; включает следующие сферы: определение потребности в персонале, планирование привлечения персонала, планирование задействования персонала, планирование высвобождения персонала, планирование развития персонала, планирование затрат на опал. Планирование потребности в персонале осуществляется в трех основных направлениях: 1) потребность на планируемый объем производства или услуг (в условиях заданной или меняющейся технологии) с имеющейся численности работающих; 2) покрытие предполагаемого (планового) выбытия персонала; 3) покрытие внепланового выбытия персонала. Стиль руководства – 1) стиль поведения руководителя в процессе осуществления своей руководящей роли, относительно неизменный в различных ситуациях. Наиболее известные стили руководства: стиль, ориентированный на решение задач; стиль, ориентированный на межличностные отношения; 2) совокупность своеобразных приемов управления. Существует три С.р.: 1. Директивный (волевой, авторитарный, автократический) – характеризуется чрезмерной централизацией власти, приверженностью лишь к единоначалию. 2. Демократический (коллективный, товарищеский) – основывается на представлении о подчиненных как о равных партнерах при принятии решений, уважении и заботе о них, возложении ответственности за итоги действий главным образом на себя. 3. Либеральный – характеризуется низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем предоставления разных льгот и послаблений, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности. С.р. определяется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития. Тот С.р., который вполне оправдал себя в одних условиях, может оказаться совершенно неприемлемым в др. Никакой С.р. не выступает в «чистом виде». Директивные, демократические, либеральные С.р. могут использоваться в различных сочетаниях в зависимости от об стоятельств. Эффективность избранного менеджером Ср. оценивается конечными результатами работы коллектива, состоянием его социально-психологического климата. Стиль руководства мягкий – стиль руководства, при котором подчиненным разрешается принимать решения, относящиеся к существу работы, и поощрение их к этому. Стиль управления – вид распределения полномочий по принятию управленческих решений между начальником и подчиненными. В соответствии с наиболее распространенными классификациями принято говорить о патриархальном, харизматическом, бюрократическом и кооперационном С.у., а также об ориентированном на сотрудников и ориентированном на задачу о типах поведения руководителя. Многочисленные, в первую очередь, эмпирические, исследования С.у. не позволяют выделить какой-либо стиль, который всегда гарантировал бы успех. Иными словами, степень успешности того или иного С.у. зависит от конкретной ситуации, от поставленной задачи и от личностных особенностей конкретных участников процесса управления. Стимул – внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д. С. становятся мотивами в том случае, когда они объективно значимы и отвечают потребностям субъекта (работника), т.е. стимул не тождественен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив. С. предлагаются человеку в качестве компенсации за его действия. Человек реагирует на многие С., иногда не осознавая этого, т.е. бесконтрольно. Реакция на конкретные С. неодинакова у различных людей, поэтому С. должны разрабатываться с учетом действующих потребностей определенной личности. Стимулирование– создание такой трудовой, экономической ситуации, которая могла бы заинтересовать объект С в определенном поведении. В числе внешних побудителей к трудувыделяют материальные и моральные стимулы. Материальные стимулы могут быть выражены в денежной форме (заработная плата, премии и пр.) и неденежной форме(путевки отдых и лечение, очередность в предоставлении жилья, прав приобретение дефицитных благ, дотации предприятия и др.). С. – это использование интересов в управлениии фактор формирования системы интересов. С. – процесс и результат систематического воздействия субъекта управления (хозяйствования) на индивида, коллектив, социальную общность с помощью разнообразных стимулов для активизации поведения, деятельности (трудовой, профессиональной, экономикой, гражданской), адекватных задачам учреждения, организации, социальной системы, государства, общества в целом. Стимулирование деятельности – процесс формирования использования стимулов при выработке и реализации цели. Суть стимулирования: при помощи внешних объективных явлений, которые должны найти свое отражение в психике субъекта, побудить его к деятельности. Процесс стимулирования человеческой деятельности представляет собой сочетание материальных и духовных, объективных и субъективных элементов и сторон, факторов и условий. К ним следует отнести: – во-первых, внешние объективные явления, т.е. ту реально существующую среду, которая определяет как источник стимулов, так и способы самого процесса стимулирования; – во-вторых, внутреннее освоение субъектом побуждений к деятельности, т.е. осознание им соответствия внешних явлений его индивидуальным или социальным потребностям и интересам; – в-третьих, результат производственной деятельности: качество и себестоимость продукции, производительность труда, удовлетворенность деятельностью, вознаграждение и поощрение за труд и т.д. Стимулирование труда – разновидность стимулирования, метод воздействия на трудовое поведение работника че рез его мотивацию. Применяется в управлении наряду с прямыми методами воздействия – через приказ, задание, когда результат достигается за счет того, что для работника «потери» от возможных санкций за невыполнение (задания или приказа) превышают его «затраты» на выполнение. При стимулировании побуждение к труду происходит через удовлетворение различных потребностей личности, что выступает как вознаграждение за трудовые усилия. Воздействие с помощью стимулов обычно оказывается эффективнее приказных методов прямого действия, но по своей организации сложнее последнего (см. Стимул). Управление персоналом – 1) система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых отношений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей человека как в интересах самого работника, так и в организации в целом. У.п. – особая область управления в силу специфики его объекта – человека. У.п. – это особый вид управленческой деятельности, требует творческого (а не механического) подхода, индивидуализации и учета долгосрочной перспективы при принятии всех решений. Чтобы успешно развиваться,организация должна управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, т.е. создать и совершенствовать особые методы, процедуры, программы управления этими процессами. Взятые в своем единстве методы, процедуры, программы представляют собой систему У.п. Традиционно выделяют четыре системы, соответствующие основным функциям У.п. – подбор персонала, обучение и развитие персонала, оценка персонала и вознаграждение персонала. Иногда две последние системы объединяются в одну в силу их взаимозависимости; 2) целенаправленная деятельность руководителей и работников подразделений, включающая разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы и методы управления персоналом на предприятии. У.п. заключается: в формировании системы управления предприятием в целом и системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана кадровой работы на предприятии; проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности предприятия в персонале; учете и нормировании численности персонала предприятия. Философия предприятия– объяснение существования и деятельности предприятия; дает картину его управления и основополагающие представления о том, чем собственно предприятие должно являться. Ф.п. описывает: хозяйственную систему предприятия (кто мы?), цель предприятия (чего мы хотим?), сферу деятельности (что мы делаем?). В Ф.п. конкретизируются основные ценности, которые для сотрудников должны служить ориентиром их деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 440. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |