Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Современный рынок товаров. Конъюнктура мирового рынка в условиях глобализации. Ценообразование в современной международной торговле.




План

1. Понятие мирового рынка. Эволюция форм рынка (внутренний, национальный, международный, мировой рынки). Особенности мирового рынка по сравнению с национальным рынком.

2. Равновесие на мировом рынке. Баланс спроса и предложения на мировом рынке.

3. Конъюнктура мирового рынка, виды и конъюнктурообразующие факторы.

4. Мировые цены: определение и основные характеристики.

5. Методы образования цен мирового рынка. методы анализа цен мирового рынка. Виды фиксации цен.

Главным условием развития и составной частью мирового хозяйства является мировой рынок. Мировое хозяйство охватывает мировое производство и мировую сферу обращения.

Мировой рынок- сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами (состоит из товарного рынка, рынка рабочей силы, и рынка капиталов).

Объективной предпосылкой возникновения мирового рынка является международное разделение труда и международные валютно-кредитные отношения.

Мировой рынок более сложное образование по сравнению с внутренним рынком. Он имеет в структуре два дополнительных блока, обслуживающие исключительно потребности мирового рынка:

1. валютный рынок, который является составной частью единого мирового рынка;

2. особая инфраструктура- единый информационный центр, институты по разработке единых стандартов, ит.д.

Таблица Особенности мирового рынка по сравнению с национальным

 Используемые критерии Характеристика
По объекту торговли Циркуляция не всей национальной продукции, а наиболее конкурентоспособной
По характеру конкуренции Более ожесточенный уровень. Удержаться на нем сложнее, чем на внутреннем рынке
По степени динамизма Более высокая степень динамизма как по объемам его потоков, так и по изменениям их структуры
По условиям формирования продажных цен Использует особую систему мировых цен на основе мировой, а не национальной конъюнктуры

Мировому рынкусоответствует особая система мировых цен, которая определяется состоянием и уровнем мирового спроса и предложения, в не внутренней конъюнктурой страны – производителя.Субъекты мирового хозяйства - хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способные организовывать производственную деятельность на международном хозяйственном процессе и обладающие международными правилами и обязанностями.

Одни субъекты связаны между собойнепосредственно (импортируют или экспортируют товары, капитал и прочее), взаимодействие других - опосредованно (покупка у национальных фирм-импортеров, получение средств фактически заимствованных у международных организаций, через правительственные структуры и проч.)

Субъектами мирового рынка становятся только в том случае, если экономический интерес и хозяйственные стратегии реализуются через международные экономические сделки. Экономические операции считаются международными, если их участники являются хозяйствующими субъектами разных стран и их результаты вливаются в хозяйственный оборот иностранного государства.

Резиденты и нерезиденты. Отличительным признаком отделения отечественных хозяйственных субъектов от иностранных стал характер экономических интересов хозяйствующих субъектов, а не вид гражданства. Резидент - хозяйствующие субъекты, реализующие свои экономические интересы и экономическую деятельность в данной стране (домохозяйства и индивиды, ведущие хозяйства, предприятия, некоммерческие организации, правительственные организации). К резидентам относят тех, кто постоянно более года проживает на территории данной страны независимо от гражданства и даже от принадлежности капитала. Нерезидент - экономические субъекты, чьи экономические интересы находятся за пределами данной страны. К числу нерезидентов относят тех, кто постоянно находится на территории иностранного государства, даже если они являются филиалами институциональных единиц данной страны.

Понятия рынка:

1. Внутренний рынок- сфера экономического общения (обмена), в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны.

2. национальный рынок- это весь рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом.

3. Международный рынок- часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками и ориентируется на иностранных покупателей и продавцов.

4. мировой рынок- понятие, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое.

Различают: общеэкономическую конъюнктуру (положение в мировом хозяйстве, регионе, экономике страны);. отраслевая, рынков отдельных товаров. По времени: 1. текущая, кратко- и среднесрочная, долгосрочная. В качестве источников при исследовании используются данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД, ФАО, МВФ, МБРР, и др.

Конъюнктура мирового рынка постоянно изменяется под воздействием совокупности так называемых конъюнктурообразующих факторов: циклический характер экономики. 2. Влияние ТНК, Монополий, государственное регулирование и т.д. 3. НТП.

Исследование современных товарных рынков. Сложности возникают с тем, что в мировой экономике весьма значительным остается удельный вес теневой экономики. В промышленно развитых странах в тень уходит в среднем 15 % ВНП, в развивающихся странах около 33 % ВНП.

 Задачи отечественного бизнеса: Стремиться оказывать как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать к.м.р. в выгодном для себя направлении.

Изучение конъюнктуры мирового рынка, а также рынков конкретных товаров позволяет решать отечественным предприятиям- экспортерам ряд практических вопросов:

1. оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность продаваемых товаров;

2. решить вопрос о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров и импортеров;

3.выработать политику ведения торговых переговоров и сформулировать условия внешнеторговых контрактов.

Тема 4. Классификация стран в мировой экономике.

План

1. Страны мира. Основные классификационные признаки. Критерии группировки стран в международной экономике. Классификация ООН, МВФ, Мирового Банка.

2. Наиболее развитые страны. Общая характеристика промышленно развитых стран. Разделение промышленно развитых стран по роли в мировой экономике.

3. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве. Признаки развивающихся стран. Классификация (верхний уровень, средний, низший).

4. Модель развивающихся стран. Концепции прорыва из экономики нищеты. Развитие стран на основе ориентации на догоняющую модель.

5. Страны транзитивной (переходной) экономики. Модели перехода к рыночной экономике (методы преобразований). Итоги преобразований.

6. Рыночные модели развитых стран и их влияние на мирохозяйственные процессы. Американская модель рыночного хозяйства, западноевропейская, японская.

Основные классификационные признаки группировки стран в мировой экономике являются:

Критерии группировки стран в международной экономике:

1. достигнутый уровень экономического развития - ООН; (схожесть социально-экономических показателей - уровень ВВП на душу населения, уровень ВВП на душу населения по ППС, отраслевая структура).

2. уровень доходов на душу населения – Мировой Банк;

3. степень открытости экономики (доля экспорта в ВВП)- МВФ.

4. отраслевая классификация.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...