Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образовательного курса «История и перспективы детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации»




 

Программа разработана в лаборатории прогнозирования и развития общественного и семейного воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания (заведующая – Никитина Любовь Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор).

Год разработки: 2005.

Год реализации: 2005.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Исходные методологические позиции построения учебного курса «История и перспективы детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации» определяет диалектический подход, дающий возможность раскрытия сущности педагогических исследований на основе историко-теоретического анализа, с учетом того, что общественная деятельность как составная часть общего образования личности обусловливается материальной жизнью общества, уровнем его социокультурного развития. 

Современные образовательные учреждения и общественные объединения России, как правило, ориентированы на пассивное участие молодых людей в каких-либо программах, кружках, секциях, «праздниках». Инициативность детей и молодежи развивается в замкнутых рамках учреждения / организации и редко предполагает «выход» в социум. Сосредоточение внимания государства и гражданского общества на поддержке социальных инициатив детей и молодежи – основа строительства свободного, децентрализованного общества, способного постоянно модернизироваться и гибко адаптироваться. 

В целях облегчения задачи структурирования курса предлагается учебно-тематический план, который, разумеется, может быть адаптирован применительно к специфике обучения.

Курс «История и перспективы детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации» рассчитан на 158 часов и включает теоретические (56 часов), практические (52 часа) формы занятий и самостоятельную работу (50 часов).

Цель и задачи курса

Целевые установки курса

Повышение квалификации в области обеспечения психолого-педагогического сопровождения формирования новой жизненной позиции молодого человека, связанной с самоанализом, саморуководством, самоконтролем, самореализацией и инициативностью в общественно значимой деятельности.

Задачи

Обучение потребностно-мотивационному подходу к созданию и программно-целевому планированию деятельности общественных объе­динений (выявление потребностей, интересов, мотивов, усвоение механизма и алгоритма создания общественного объединения, знакомство с видами и формами социально-педагогической, общественно полезной деятельности, обучение ее программированию, оформлению; реализации проектов и программ; поиску дополнительного финансирования; связям с общественностью).

Формирование опыта разработки проектов, программ и других материалов перспективной деятель­ности в области развития и поддержки социальных инициатив детей и молодежи; самообразование по проблемам организации деятельности общественных объединений граж­данской, демократической направленности.

Обучение комплексному психолого-педагогическому сопровождению деятельности общественных объединений, отработ­ка инновационных социально-педагогических механизмов гражданского становления и стиму­лирования социальной инициативности детей и молодежи.

Требование к уровню освоения содержания курса

Прослушавший курс «История и перспективы детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации» должен знать:

Теоретические основания деятельности общественных объединений детей и молодежи: особенности, основные проблемы, задачи, закономерности, функции, принципы деятельности общественных объединений и инициативных групп детей и молодежи.

Логику, содержание, способы, формы, технологии, этапы, методы и методики поддержки социальных инициатив через создания общественного объединения.

Методику формирования творческой личности лидера и организатора общественной деятельности детей и молодежи как воспитателей.

Прослушавший курс «История и перспективы детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации» должен уметь:

Выявлять потребности ребенка, молодого человека, его социального окружения.

Определять стратегию, цели и задачи развития общественного объединения, структуру управления организацией, типовое штатное расписание. Осуществлять программирование, планирование.

Планировать, координировать и контролировать деятельность волонтеров и штатных работников объединения.

Определять должностные обязанности работников, создавать условия для повышения их профессионального мастерства. Поощрять и стиму­лировать творческую инициативу работников, поддерживать благоприят­ный морально-психологический климат в коллективе.

Обеспечивать:

- эффективное взаимодействие и сотрудничество с родителями (лица­ми их заменяющими) воспитанников, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, СМИ;

- координацию взаимодействия представителей нау­ки и практики, оказывать помощь в освоении и разработке инновационных программ и технологий. 

Представлять организацию в государственных, муниципаль­ных, общественных и иных органах, учреждениях.

Организовать подготовку проектов, договоров, соглашений с об­щественными, государственными и коммерческими структурами, осуществлять посредничес­кую деятельность по поиску партнеров, следить за выполнением усло­вий ранее заключенных договоров.

Осуществлять контроль качества воспитательного процесса и объективности оценки результатов.

Воспринимать и ретранслировать информацию по передовым техно­логиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

образовательного курса «История и перспективы детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации»

 

№    Наименование темы

Количество часов

Всего Теоретич. Практич. Самост.
1 Детское и молодежное общественное движение: основные понятия и подходы 8 4 2 2
2 Общественное движение как образовательный процесс 6 2 2 2
3 Лидерство в общественном движении 8 4 2 2
4 Организационные формы общественного движения 16 4 4 8
5 Символика общественного движения 6 2 2 2
6 Проектирование общественного движения 20 6 8 6
7 Пропаганда общественного движения 12 4 4 4
8 Многообразие проектов общественного движения 8 4 2 2
9 Методики, технологии и сценарии общественного движения 16 4 8 4
10 Экономическая эффективность общественного движения 12 4 4 4
11 Поиск и привлечение средств 18 4 8 6
12 Мероприятия признания 8 4 2 2
13 Законодательные инициативы поддержки общественного движения 8 4 2 2
14 Зарубежный опыт молодежного движения 12 6 2 4
  ИТОГО 158 56 52 50

[1] Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России / Отв. ред. В.Г.Хорос. – М.: «Эдиториал УРСС», 1988. – 312 с.

[2] Keen D. Democracy and a civil society: London: the Centre of studying of democracy, 1998.

[3] Волонтер и общество. Волонтер и власть: Научно-практический сборник / Сост. С.В. Тетерский; Под ред. Л.Е. Никитиной. – М.: АСАDЕМIА, 2000. – С.12.

[4] Детское движение: цели, ценности, проблемы становления: Сборник статей / Сост. Э.А.Мальцева, Н.М. Костина. – Ижевск: «Удмуртский университет», 2004. – С. 67.

[5] Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

[6] Рубинштейн С.Л. Основы онтологии, логики и психологии: Избранные философско-психологические труды / РАН Ин-т психологии. – М.: Наука, 1997. – 462 с.

[7] Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.

[8] Олешкевич В.И. Рождение новой психотехнической культуры. Очерки развития европейской психотехники. – М., 1997.

[9] Психотерапия - систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений.

[10] По: Кэнфилд Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М.: УРСС, 1997. – 360 с.

[11] Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражений. – М., 1990. – С.157.

[12] там же, с. 98.

[13] Аналитический сборник «Молодежь в действии». – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 140 с.

[14] Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Поли­тиздат, 1975. – 302 с.

 

[15] Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наук. думка, 1988. – 142 с.

[16] Hoffer E. The True Believer. – N.Y., 1951.

[17] Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев, А.В.Кабыща и др...- М.,1996

[18] Загузов И.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. – М.: ИД Ореол-Лайн, 1998. – 192 с.

[19] Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. – С.148.

[20] Тарасов А.Н. «Антиглобалисты» – это такое ругательство. – Независимая газета. – 23.01.2002.

[21] Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - 608 с.

[22] Российская педагогическая энциклопедия:  В 2-х тт. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - С.335.

[23] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – С.442 с.

[24] Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения: Пособие. – М.: Космополис, 1994. – 224 с.

[25] Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Научно-методический сборник / Временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А.В.Соколова. Научн. ред.-составитель С.В.Тетерский. – М.: Логос, 2005.

[26] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – С.110.

[27] Дьюи Дж. и Э. Школы будущего, 1922.

[28] Никитина Л.Е. Программа "Большие Братья/Большие Сестры: стандарты и методики. - М.: "ACADEMIA", 2000. – С.31.

[29] Рефлексия – «обратная связь», внутренняя самооценка, самоанализ внешних воздействий на человека

[30] Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. – М.: Академический Проект, 2001. – 304 с.

Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: Владос, 2004. – 382 с.

 

[31] Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. – М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

[32] Ювенальные технологии: Практическое руководство. – М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2002. – 352 с.

[33] Bruce B. Images of Power. How the Images Makers Shape our Leaders. - London, 1992.

[34] Маслоу А. Психология бытия. – М.-К., 1997.

[35] Hoffer E. The True Believer. – N.Y., 1951.

[36] Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - С.505.

[37] Кэнфилд Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М.: УРСС, 1997. – 360 с.

[38] Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959.

[39] Gawin W. Memorandum // McGinnis J. The Selling of the President 1968. – Richmond Hill, 1970.

[40] Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М., 1972.

[41] Политическое консультирование. – М., 1999.

[42] Hoffer E. The True Believer. – N.Y., 1951.

[43] Спиллейн М. Создайте свой имидж. Руководство для мужчин. – М., 1996.

[44] Уильямс В. Ада Даллас. – М., 1985.

[45] Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб, 1995.

[46] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – С.441.

[47] Кэнфилд Д., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М.: УРСС, 1997. – С.21.

[48] Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. – М., 1972.

[49] Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. – М., 1996.

[50] Betttinghaus E.P. Persuasive Communication. – N.Y. etc., 1968.

[51] Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно-практическое пособие. – М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 1996. – 76 с.

[52] Монро П. Педагогическая энциклопедия в 5-ти тт., 1911-1913 гг.

[53] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – с.67.

[54] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – С.409.

[55] Ритуал (от латинского ritualis – обрядовый) - вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий в определенных ситуациях, условиях.

[56] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – 768 с.

[57] Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994.

[58] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – 768 с.

[59] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – С.303.

[60] Шрейдер Ю.А. Ритуальное поведение и формы косвенного целепологания // Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1997. – С.113.

[61] Примеры названий проектов взяты из архивных материалов конкурса «Добровольная помощь населению» Межрегионального общественного фонда «Новые перспективы».

[62] PRодвинутая молодежь: брошюра для молодежных общественных организаций о деятельности по связям с общественностью. – М: Агентство социальной информации, 2002. – С.25-26.

[63] Таннен Д. Ты меня не понимаешь! Почему женщины и мужчины не понимают друг друга. – М., 1996.

[64] Хофф Р. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском её провести. – М., 1996.

[65] Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд. – М.: Академический Проект, 2002. – 128 с.

[66] Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд. – М.: Академический Проект, 2002. – 128 с.

[67] Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. в 7-ми тт. Т.5. - М.: Изд-во Акад.пед.наук, 1960. - 558 с.

[68] Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - С.568.

[69] Всемирный день молодежного служения: методические рекомендации Российского Добровольческого Центра (по материалам International Association of Volunteers, Youth Service America, National Youth Leadership Council и National Service-Learning Clearinghouse) - 90 с.

[70] Jowett G.S., O’Donnell V. Propaganda and Persuasion. Newbarry Perk, 1992.

[71] Gawin W. Analysis // McGinnis J. The Selling of the President 1968. – Richmond Hill, 1970.

[72] PRодвинутая молодежь: брошюра для молодежных общественных организаций о деятельности по связям с общественностью. – М: Агентство социальной информации, 2002. – С.23-24

[73] Treleaven H. Notes re Nixon for President Advertising in the Primary Campaigns // MsGinnis J. The Selling of the President 1968. – Richmond Hill, 1970.

[74] Treleaven H. Notes re Nixon for President Advertising in the Primary Campaigns // MsGinnis J. The Selling of the President 1968. – Richmond Hill, 1970.

[75] Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. – Таллинн, 1994.

[76] Hodge R., Kress G. Social Semiotics. – Cambridge, 1988.

[77] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – 768 с.

[78] Brown J.A.C. The Social Psychology of Industry. - Harmondsworth, 1954.

[79] Рабочая книга участника проекта «Малая Родина»: Учебно-практическое пособие. – М.: МОО «Ассоциация юных лидеров», 1996. – 76 с.

[80] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – 768 с.

[81] Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. – М., 1996.

[82] Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. – М., 1987.

[83] Price R. Memorandum // McGinnis J. The Selling of the President 1968. – Richmond Hill, 1970.

[84] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – 768 с.

[85] Baukus R.A., Payne J.G., Reisler M.S. Negative Pollspots: Mediated Arguments in the Political Arena. ms. – 1993.

[86] Барт Р. Мифологии. – М., 1996.

[87] Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство – путь к успеху. – СПб., 1997.

[88] Почепцов Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000. – С.383.

[89] Зенгер Фон Х. Стратегемы. О китайском искусстве жить и выживать. – М., 1995.

[90] Про имидж – по Почепцову Г.Г. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, К: Ваклер, 2000.

[91] Чернов А.В. Эффективность менеджмента некоммерческой организации (на примере общественных молодежных объединений): Автореф. дис. … канд.эконом. наук. – М., 2002. – 25 с.

[92] Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. - Л., 1929.

[93] Нергеш Я. Поле битвы – стол переговоров. – М., 1989.

[94] Кочюнас К. Основы психологического консультирования. – М., 2001.

[95] Ювенальные технологии: Практическое руководство. – М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2002. – С.84.

[96] Аналитический сборник «Молодежь в действии». – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 140 с










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...