Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мероприятия признания общественного движения.




 

Во многих странах существенную поддержку координаторам социального служения оказывает правительство. В Австралии государство финансирует как обучение молодых добровольцев, так и ставки их педагогов-наставников. В Аргентине школа, достигшая наибольших результатов во взаимодействии с общиной, получает солидную премию Президента страны. В Великобритании спонсоры добровольческих организаций "стоят к ним в очереди", поскольку Правительство позаботилась о существенных льготах и налоговых послаблениях филантропам и меценатам. А тем молодым англичанам, которые отработали на благо Родины в год более 200 часов, причитается специальная премия. В Израиле служение молодежи имеет высокое общественное признание, разработана уникальная система государственной поддержки волонтерской деятельности. Ежегодно Правительство страны отмечает вклад 10 самых лучших волонтеров, достигших наиболее значимых результатов в разных социальных областях (образование детей, поддержка инвалидов, престарелых, работа в медицинских и социально-защитных учреждениях и т.д.). Торжественную церемонию вручения дипломов и наград (обычно это книги) волонтером проводят все министры социального блока Правительства на 10-тысячном стадионе, данная акция признания транслируется всеми государственными телеканалами.

Одобрение является важным элементом развития ресурсного потенциала детей, молодежи и взрослых. Необходимо продумать специальную систему поощрений участников общественно значимой деятельности. Важно всегда помнить, что участие в общественной работе - дело добровольное. Сегодня человек захотел помочь, завтра он вправе передумать. Но доброе слово, почетная грамота, памятный диплом - навсегда оставят в сердце человека приятные воспоминания. И кто знает, как вовремя сказанное "спасибо" отразится на судьбе человека. При этом, конечно же, нельзя делать ребенка, молодого человека вечным "молодцом". Хвалить необходимо за конкретно реализованную инициативу, за те вещи, которые действительно получились. Хорошей можно назвать похвалу, которая своевременна, публична, индивидуальна. Награждать за исполнение должного - значит затушевать понимание должного как такового. Поэтому продуманная система поощрения не должна быть определяющей в организации служения. Необходим элемент неожиданности, иначе работа ради награды дискредитирует общественно значимые и воспитательный эффекты служения.

Для профессий, относящихся к типу «человек-человек», свойствен «синдром сгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоцио­нальное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки[94]. Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:

• монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

• строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

• работа с «немотивированными» людьми, постоянно сопротивляющимся усилиям по­мочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

• напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их из­лишний критицизм;

• нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспе­риментирование и инновации;

• работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты.

Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома сгорания», является приня­тие личной ответственности за свою работу.

Способы преодоления «синдрома сгорания»:

• культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;

• внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкци­онирования со стороны официальных инстанций;

• поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

• удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий);

• стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;

• способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

• открытость новому опыту;

• умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

• обдуманные обязательства;

• чтение не только профессиональной, но и другой литературы для своего удовольствия и без ориентации на какую-то пользу;

• участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

• периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;

• участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные пробле­мы;

• наличие хобби, доставляющего удовольствие.

Чтобы избежать синдрома сгорания, профессионал должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь: живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Профессиональная деятельность должна способствовать личностному росту и иметь четкую систему признания и поддержки коллег, руководителя, всех участников служения[95].

    Система поощрения волонтера может включать:

- подарочные футболки, грамоты, значки, плакаты, книги и т.д.;

- удостаивание участников чести выступить по телевидению, на радио или в местных газетах;

- награждение участника перед группой специально приглашённых людей или индивидуально;

- подготовка публикации о достижениях участника, видеофильма или сайта о добровольцах-героях;

- награждение от официальных лиц;

- фотография с официальными лицами или известными людьми;

- запись в личное дело учащегося, трудовую книжку работающего; благодарственные письма и сертификаты признания (публично, на имя директора, ректора, декана);

- предоставление возможности дальнейшего обучения по проекту, выбранной специализации:

- объявление номинаций "Герои нашего времени" (лучшие организации, учреждения, проекты, спонсоры, люди, издания и т.д.);

- торжественный приём или обед добровольцев;

- участие в волонтерских съездах, слетах, лагерях (в том числе за рубежом);

- трудоустройство, рекомендации для трудоустройства;

- специальная стипендия, премия, приз и т.д. и т.п.

Ассоциация юных лидеров, основываясь на концепции американских специалистов (Sue Vineyard “Beyond Banguets, Plagues and Pines: The Art and Science of Innovative Appreciation”), предлагает систему признания добровольцев, исходя из их мотивации, направленной на участие, достижение или власть. Для определения типа мотивации, добровольцу задаются вопросы:

• Чем ему больше всего нравится заниматься, какая работа больше всего нравится?

• Опишите идеального руководителя.

• Опишите самую приятную и худшую награду.

Специалистами подмечено, что мотивации человека могут ме­няться на разных этапах жизни. Поэтому следует быть внимательным и действовать гибко в случае изменения мотивации.

Человек, чья основная мотивация — участие:

• Нуждается в межличностном взаимодействии.

• Работает, чтобы иметь друзей.

• Любит быть вовлеченным в групповую деятельность.

• Стремится иметь личные, дружеские отношения с начальством.

• Лучше всего взаимодействует с людьми, которых хорошо знает.

• Нуждается в положительной оценке.

• Стремится делать людей счастливыми.

• Нуждается в общении.

... и иногда пожертвует интересами организации ради того, чтобы быть популярным.

Человек, чья основная мотивация — достижения:

• Нуждается в конкретных заданиях, чтобы работать.

• Качественно работает.

• Стремится к ответственности.

• Нуждается в обратной связи.

• Доводит начатое до конца.

• Рассматривает проблемы как вызов.

• Нуждается в ощутимом поощрении.

• Нуждается в индивидуальных, особенных критериях для измерения успеха его деятельности.

• Любит решать проблемы.

... и иногда пожертвует интересами других ради своих целей.

Человек, чья основная мотивация — власть:

• Представляет собой комбинацию всех трех мотиваций.

• Нуждается в высоком уровне влияния на других людей.

• Может эффективно работать как один, так и в команде.

• Любит обучать других.

• Может действовать в интересах людей или организации.

• Стремится занять кресло начальника.

• Убедительный.

• Самообучаем и самонаправляем.

... и иногда пожертвует интересами других людей и всей организации ради своих целей, применяя при этом диктаторский стиль лидерства, руководства.

Способы удовлетворения потребностей людей с различными мо­тивациями.

Человек, чья основная мотивация — участие:

• Любое признание заслуг, сделанное в присутствии друзей или семьи.

• Приглашение на банкет, вечеринку.

• Упоминание в местной прессе.

• Знаки внимания от начальника.

• Персональные поздравления от начальника с праздниками.

• Возможности для общения на работу.

• Деятельность, позволяющая общаться, знакомиться с новыми людьми.

• Письменная благодарность.

• Неожиданные благодарности.

• Просто личные разговоры с начальником.

Человек, чья основная мотивация — достижения:

• Возможность быть вовлеченным в процесс принятия решений.

• Предоставление возможности быть ответственным за отдельный участок работы.

Возможности подавать собственные идеи о путях достижения це­лей.

• Деятельность, не позволяющая терять время понапрасну.

• Вовлечение в процесс принятия решений, которые напрямую на него влияют.

• Возможность знать о плане и желаемом результате.

• Представление его новым людям с указанием поля ответственно­сти.

• Документы от начальника, признающие его достижения.

• Задания, предлагающие возможности выполнить или перевыпол­нить какие-либо установленные нормы.

• Возможности для совершенствования или продвижения.

• Задания с четко обозначенными целями.

Человек, чья основная мотивация — власть:

• Рабочее задание, которое позволило бы организовывать других.

• Задание, которое позволило бы взаимодействовать с властными структурами.

• Задания, позволяющие обучать других.

• Солидное название должности.

• Возможность быть узнаваемой персоной в официальных кругах.

• Возможность провести свободное время с людьми, облеченными властью, в неофициальной обстановке.

• Статья в прессе с рассказом о вкладе данного человека в успех проекта, организации.

• Возможность внедрять новое в деятельность организации.

• Возможность высказать собственные идеи по важным для органи­зации вопросам.

• Возможность принять участие в переговорах.

• Возможность внесения собственных идей о том, как можно повы­сить статус и уровень известности организации[96].

Церемония награждения может проводиться в виде торжественного приёма или обеда членов сообщества и добровольцев. Помочь в этом могут местные столовые и рестораны. Лидеры сообщества, местные правительственные должностные лица (сенаторы, депутаты, главы районных администраций, члены муниципалитета или знаменитости области) могут произнести речь и вручить награды. Молодых людей, которые получат награды, следует также попросить произнести небольшую речь во время церемонии. Установив контакт с местными образовательными и культурно-развлекательными учреждениями, можно обеспечить творческую программу. Призовой фонд могут пополнить дружественные общественные объединения.

Возможна организация конкурса «Молодые Герои»: назначаются номинанты от каждой молодёжной организации и образовательного учреждения, или молодые люди выдвигают кандидатуры своих сверстников. Одной из номинаций награждения мог бы быть "Лучший социальный проект".

Возможно включение в мероприятия признания религиозных услуг. Так, церковная служба может быть организована для пробуждения духа служения в молодых людях.

    Возможно организовать бесплатный концерт с выступлением местных школьных музыкальных или театральных групп. Тема - "служение обществу". Молодые люди, которые участвуют в мероприятиях служения, могут, например, прочитать свои любимые цитаты о служении или представить свои собственные идеи и мысли по этой теме.

Возможен вариант организации публичного обсуждения с добровольцами, выпускниками, администраторами, политическими деятелями и лидерами сообщества, где в центре внимания будет тема значения служения для общества. Презентации могли бы включать видео-показы, демонстрацию слайдов или чтение журнала.

    Для обсуждения главных трудностей, возникших в обществе, и привлечения к их решению молодых людей, можно пригласить самых активных добровольцев для встречи с должностными лицами местного органа власти. Добровольцы могут исследовать и изучить жизнь молодых людей, которые уже внесли свои вклады в общество. Это исследование может стать одновременно развлечением и вдохновением для молодых лидеров.

В настоящее время в образовательных учреждениях, общественных объединениях, структурах органов по делам молодежи России складывается традиция проведения конкурсов волонтерского мастерства, методика организации которых во многом скопирована со смотров и конкурсов профессиональных достижений специалистов, работающих в ведомственных секторах социальной сферы. Любой конкурс заведомо предполагает наличие победителей и проигравших, противопоставление одного участника другому. В добровольческом движении такой вариант подведения итогов и достижений общественно значимой деятельности не совсем удачен, поскольку каждый человек приходит в организацию по зову сердца, является уникальным и неповторимым, нуждается не столько в оценке, сколько в поощрении, поддержке, стимулировании. Доброволец, член общественного объединения не является профессионалом, он является общественным деятелем независимо от возраста, профессии, социального положения. Поэтому не может идти речь о мастерстве волонтерской деятельности, так как к члену общественного объединения квалификационные требования не предъявляются. Очевидно, что название мероприятия, посвященного подведению итогов работы добровольцев, - «конкурс волонтерского мастерства» - неудачно. Более правильным было бы назвать его «парад достижений волонтеров». Это принципиальная позиция, поскольку проведение парада достижений волонтеров предполагает, что отдельные люди, группы людей, местное сообщество получат что-то полезное или приятное от молодых людей-волонтеров, а подростки и молодые люди откроют в себе новые способности, получат новые знания, умения и моральное удовлетворение от осознания своей общественной значимости. Парад достижений волонтеров – это всегда, помимо выступлений участников и их награждения, общественно значимая акция, предполагающая конкретные практические результаты для общества, праздник, в котором будет заметен вклад каждого. 

Цель парада достижений волонтеров - пропаганда ценностей добровольчества, семьи, сообщества, национальной и глобальной солидарности, строительство посредством всемирного сотрудничества здорового, надежного, гуманного и справедливого общества, уважающего достоинство людей.

    Задачи:

- выявление талантливых, инициативных, творческих молодых людей, их поддержка и поощрение, приобретение людьми новых знаний, умений, развивающих их самоконтроль, творческий потенциал, оказание помощи детям и молодым людям уверенно действовать в различных ситуациях наиболее целесообразным способом, реализовать свои жизненные планы, не вступая в конфликт с обществом;

- развитие индивидуальности каждой личности (удовлетворение личностных проблем, достижение личностного успеха, развитие лидерских качеств, чувства ответственности) в кругу единомышленников и соратников, что позволяет молодым волонтерам сделать много полезного для общества, чувствовать себя нужными и счастливыми;

- становление молодого человека как личности, обладающей чувством собственного достоинства, уважающей свободу других людей, законопослушной и ответственной, оценивающей различные факты окружающей жизни, выбирающей способы решения актуальных жизненных проблем и действующей в соответствии с законодательством, существующими правилами общественной морали;

- воспитание патриота – гражданина, заботящегося об экономическом процветании страны и преемственности её многопоколенных традиций; молодого труженика – созидателя, активно участвующего в преобразовании и модернизации всех социальных институтов общества; нравственного и физически развитого молодого гражданина, обладающего полноценным здоровьем и ведущего здоровый образ жизни;

- распространение инновационных технологий, форм, методов и методик добровольческой деятельности.

Возможно проведение парада достижений волонтеров в три этапа: муниципальный, региональный, общероссийский.

В состав оргкомитета любого уровня могут быть включены: представители общественных объединений, политических партий, СМИ, органов управления и учреждений социальной защиты, образования, молодежной политики, здравоохранения, специалисты в разных областях (юристы, психологи, педагоги и др.), работники науки и культуры. Желательно, чтобы оргкомитет возглавил чиновник высокого ранга.

Участниками парада могут быть: а) все желающие, б) члены добровольческих общественных объединений.

    Выдвижение кандидатов на первый тур (муниципальный) может осуществляться:

- посредством самовыдвижения,

- любым лицом, объединением, группой лиц, непосредственно знакомых с добровольческой деятельностью претендента и её результатами.

Решение о направлении претендента на второй (региональный) тур принимается районным оргкомитетом.

Для участия во втором туре в региональный оргкомитет представляются следующие документы:

- личное заявление претендента о согласии на участие в параде,

- справка о победе в первом туре, включающая данные о претенденте (ФИО, место учебы (работы), заслуги);

- характеристика-рекомендация;

- авторский социальный проект;

- другие дополнительные материалы, раскрывающие личностный портрет претендента (фото-, видеоматериалы, сценарии мероприятий, публикации, копии дипломов, грамот и др. наград).

В ходе проведения парада выявляются творчески работающие волонтеры, имеющие высокий рейтинг среди общественности.

Проведение парада достижений на всех уровнях предполагает:

- предоставление возможности населению объединиться и выйти за обычные «учрежденческие» рамки, тем самым способствуя развитию новых социальных отношений, объединению людей и организаций, реализуя на практике идею социального партнерства;

- подчеркивание общественной значимости волонтерского труда;

- оценку системы работы волонтера, степень владения им техникой и методикой социального проектирования, научно-методической проблематикой на современном уровне, коммуникативных качеств;

- анализ содержательных и технологических методик и изобретений, новых приемов и подходов в добровольческой деятельности, сущности, содержания и специфи­ки проявления инновационных технологических процессов.

Возможно несколько вариантов содержательного наполнения конкурсных заданий и их классификации.

Вариант А. «Сценический». Традиционный вариант, построенный по образцу теле-шоу (например, «КВН», «А ну-ка, девушки» и т.п.), но дополненный демонстрацией конкретных результатов общественно значимой деятельности претендентов. В этом случае выделяются группы конкурсных заданий:

«Визитка» (участники представляют результаты своей деятельности в художественной форме, в виде сценария, видеоматериала или сайта (по выбору);

«Домашнее» задание» (конкурсы «День открытых дверей дома волонтера», «Лучшая волонтерская квартира (дом, улица, двор)», «Выявление актуальных проблем территории» и т.п.);

«Викторина (например, импровизационный экзамен, в ходе которого необходимо продемонстрировать знание основ добровольчества, умение на практике применять знания нормативных документов, или демонстрация умения оказывать конкретную помощь и поддержку, когда участникам предлагается решить практические задачи, найти компромисс в конфликтной ситуации);

«Театрально-танцевальный» (например, участники сочиняют и исполняют гимн волонтеров или осуществляют авторскую постановку комедии дель арте);

«Телефон доверия»;

«Экологическая тропа»;

«Акция милосердия» и др.

Вариант Б. «Лидерский». Связан с условным выделением четырех этапов становления лидера в общественном объединении: 1) лидер-автор идеи (общественной инициативы) - 2) лидер-руководитель проекта – 3) лидер-руководитель группы добровольцев – 4) лидер-руководитель организации. В соответствии с этим возможны конкурсные задания:

«Парад инициатив» (претенденты выдвигают инициативы, направленные на решение заданной ведущим проблемы. При этом проблемы могут быть как мелкими (например, как поддержать чистоту классных штор или классной доски), так и крупными, затрагивающими определенную территорию или группу населения).

«Парад проектов» (претенденты выявляют актуальные общественные проблемы (например, в форме игр «Разведка дел», «Социальный паспорт микрорайона», или «Социальная карта местности»), проводят конкурс «Лучшее название проекта», придумывают новые подходы к созданию организационного комитета, самостоятельно определяют обязанности каждого его члена; формулируют миссию своей деятельности, цели и задачи проекта; придумывают новые способы привлечения к проекту молодежи, общественности, родителей, СМИ; самостоятельно разрабатывают проект (план, этапы, реализация, ответственные, бюджет и т.п.), готовят творческий отчет о его реализации).

«Парад организаций» (претенденты рассматривают внутренние и внешние механизмы деятельности общественной организации. Например, рассмотрение внутренних механизмов общественной организации предполагает ответы на вопросы: Каковы причины стремления детей и молодежи к объединению? Каковы предпосылки возникновения организации? Каково соотношение коллективного и индивидуального? Что является «удерживающей силой» разных личностей в организации? Что позволяет разным людям ощущать себя единым целым? Какова роль лидера в поддержании внутренних связей? и др. Рассмотрение внешних механизмов общественной организации предполагает ответы на вопросы: Каковы преимущества общественной организации? Какова логика моделирования (создания) организации? Каковы признаки сформировавшейся организации (оценка эффективности)? Как создается образ организации в массовом сознании? и др.). 

Возможна классификация конкурсных заданий по портретному, профессиональному и социальному (общественному) аспектам лидерства. В этом случае возможны три группы конкурсов:

1) «Портретный аспект лидерства» включает оценку: внешних данных, харизматичности, интеллигентности, уверенности, энергичности, динамичности, состояния здоровья, открытости, искренности, очарования, чувство юмора и др.

2) «Профессиональный аспект лидерства» предполагает специальную подготовленность к выполнению лидерских функций и включает оценку: компетентности, целеустремленности, деловитости, работоспособности, опытности, знаний, интеллектуальных способностей, ораторских способностей, психологической устойчивости и др.

3) «Социальный аспект лидерства» включает оценку: сострадательности, убежденности, предвидения, умения четко формулировать цели своей деятельности; декларировать и реализовывать идеи социальной справедливости, защиты и добровольчества.

Вариант В. «Обучающий». Связан с необходимостью, помимо демонстрации волонтерами своих достижений, обучению их новым технологиям, методикам работы, получения новых знаний, умений, навыков. При таком подходе можно выделить восемь групп конкурсов:

1) «Моя история» (конкурсы по истории появления органи­заций, выдвигающих претендентов, целях, задачах, миссии, структуре, направлениях деятельности, месте в деятельности организации конкурсанта, достигнутых им результатах);

2) «Добровольчество» (конкурсы на знание истоков, основ добро­вольчества, дискуссия о развитии доброволь­чества и его значении; владение базовыми знаниями теории и методики образования; умение вырабатывать рациональные навыки самообразования; освоение методиками: изучения и характеристики личности волонтера; планирования социального служения; творческого решения образовательных задач; анализа и оценки результатов социального служения; руководства общественным служением);

3) «Привлечение добровольцев» (конкурсы, направленные на использование и применяе­мые в данной организации системе привлечения, обучения и сохранения интереса добровольцев);

4) «Создаем организацию» (конкурсы на умение создать новую общественную организацию, например, участникам предлагается создать: мужскую, женскую, или смешанную организацию; демократическую, авторитарную или либеральную организацию; общественную: организацию, движение, фонд, учреждение, орган самодеятельности) и др.; пройти (в игровой форме) все этапы регистрации общественного объединения, вплоть до открытия банковского счета);

5) «Фандрайзинг» (конкурсы, связанные с налаживанием взаимодействия с государственными организациями, учебными заведениями и социальными учреждени­ями, получения финансовой поддержки);

6) «Третий сектор и СМИ» (конкурсы на самое успешное взаимодействие с местными СМИ, использования этого взаимодействия для повышения эффективности деятельности организации);

7) «Повышаем профессионализм» (конкурсы, связанные с работой с эксклюзивными группами населения: инвалидами, престарелыми, заключенными, детьми и др., или с основными направлениями добровольческой деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, валеологическое, экологическое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное);

8) «Договариваемся с миром» (конкурсы на умение составлять протоколы о намерениях, договоры, соглашения. Возможно задать участникам параметры типового договора (общее описание рабочих обязанностей: кто, когда и как будет делать те или иные вещи; ресурсы, которые предоставляет каждая из сторон; требуемые отчеты; срок действия договора; процедуры для внесения изменений в договор, для прекращения действия договора; финансовые обязательства).

Вариант Г. «Теоретико-педагогический». Связан с основными принципами общественной деятельности детей и молодежи как педагогического процесса. В этом случае возможны следующие группы упражнений: 

1) «Принцип личностноориентированности» (направленность всех действий на развитие и самореализацию члена организации, рассмотрение его как полноценного члена общества) предполагает упражнения на выяснения потребностей претендента, знание основ добровольчества, современного законодательства и др.

2) «Принцип семейственности» (приоритет семьи как оптимальной воспитательной среды) предполагает проведение конкурсов «Моя семья», «Моя родословная», «Семейная династия», «Семейный ансамбль» и др.

3) «Принцип системности» (всесторонний анализ общественных проблем и каждого конкретного случая, разработка системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике) предполагает конкурсы «Сбор информации, её анализ», «Составление базы данных», «Организация и регулирование информационных потоков», «Координация усилий» и др. 

4) «Принцип развиваемости» (готовность организациик развитию, включению в нее новых структур, изменению функциональной наполненности уже существующих организаций в зависимости от требований социальной ситуации) предполагает упражнения, связанные с экономической самостоятельностью объединения, например «Мой вклад в экономику организации», «Годовой бюджет организации», «Источники финансирования» и др.

5) «Принцип контекстности» (контекстность деятельности на различных уровнях социальной политики: от ребенка, его семьи и социального окружения, во взаимодействии с исполнительной властью, общественностью, до изменения законодательства и государственной социальной политики в целом в соответствии со спецификой и уровнем задач) предполагает упражнения «Договариваемся с миром», «Федеральный реестр», «Муниципальная поддержка», «Законодательные основы добровольчества» и др.

6) «Принцип добровольности» (деятельность членов организации осуществляется в той мере, в какой они свободны в принятии решений об участии в тех или иных проектах и мероприятиях) предполагает проведение упражнений «Соглашение с самим собой», «Моя вселенная», «Целеполагание» и др.

7) «Принцип защищенности» (безопасность личностных границ, образа жизни и ценностей, охрана жизни и здоровья, защита прав и интересов, содействие принятию решений, обеспечивающих возможности полноценного развития и самореализации члена организации) предполагает включение конкурсов «Мои права и обязанности», «Мир прав», «Кто Я» и др.

8) «Принцип профессионализма» (ярко выраженная зона ближайшего развития между членами организации; дистанция, определенная функциональными обязанностями, четкое разграничение сферы личностных и профессиональных отношений, повышение уровня квалификации, поддерживание связи с коллегами) предполагает реализацию конкретных проектов, разработанных претендентами, анализ результатов их общественно значимой деятельности.

9) «Принцип восполняемости (члены организации становятся волонтерами, разработчиками проектов, руководителями группы, меняя роли, позиции и обязанности) предполагает проведение упражнений, связанных с умением претендентов привлекать новых людей, агитировать за создание общественных организаций, поддерживать связь со спонсорами, СМИ.

10) «Принцип стабильности» (налаженная система деятельности, складывающаяся из структуры, ресурсов, контингента как базы количественного роста, связей с общественностью, органами власти, СМИ, результатов прошлых мероприятий, взноса попечителей и др.) предполагает проведение конкурсов на умение составлять отчеты о своей деятельности (в том числе видеоотчеты). 

11) «Принцип корпоративности» (выраженная внешне и осознанная на внутриличностном уровне принадлежность к общественной группе, отличной от других) предполагает проведение конкурсов, демонстрирующих умения претендентов самостоятельно создавать общественные объединения разных типов и видов, планировать их деятельность, находить отличия и сходства между различными объединениями.

Вариант Д. «Рефлексивный». Связан с условной классификацией многообразных методов и методик рефлексии. В этом случае можно выделить три группы конкурсных заданий:

1) «Разговорные» (беседа в паре (один на один), групповая дискуссия, устные сообщения, опрос или целевое исследование, презентация проекта для родителей, моделирование, ролевая деятельность, симпозиум с презентацией, обучающие тренинги и др.);

2) «Письменные» (конкурс ежедневных, еженедельных журналов, личных дневников, бюджетов проектов, журнальных, газетных статей, руководств к действию, методических рекомендаций, сочинений и др.);

3) «Мультимедийные» (конкурс исследовательских проектов, фотографий, слайдов или видеофильмов, плакатов, коллажей; результаты социологических исследований; танцевальные, песенные, музыкальные, театральные представления; самооценка и просто оценка деятельности, рассказ, конкурс сайтов и др.).

Вариант Е. «Программный». Связан с наличием у общественного объединения программ и проектов, продемонстрировать которые возможно тем или иным набором конкурсов и упражнений. Данный вариант удобен еще и потому, что позволяет провести презентацию программ организации для широкой общественности. Например, в ДИМСИ набор конкурсов будет определяться наличием следующих общероссийских программ:

«Школа гражданского общества» (в ходе конкурсных заданий участники определяют, кто нуждается в поддержке, или где необходимо что-то поправить, переделать, усовершенствовать для лучшей жизни; набирают команду единомышленников, создают общественную организацию; оформляют свою инициативу в социальный проект; находят средства для его реализации).

«Диалог индивидуальностей» (в соответствии со стандартами международной программы «Большие братья/Большие сестры» претенденты, имеющие младших братьев /сестер, соревнуются в умении налаживать контакт, организовывать совместную деятельность, добиваться поставленных целей).

«Третий сектор и СМИ» (участники выпускают газеты, готовят фотоальбомы о своей деятельности, видео-ролики с рекламой добровольчества).

«Врата учености» (участникам предлагается сделать увлекательную рекламу своему любимому школьному предмету (математика, литература, химия, физика, биология и др.); возможно организовать конкурс на лучшее научное исследование).

«Лидер здоровья» (претенденты демонстрируют свои спортивные достижения, здоровый дух, умение убедить других в выборе ценностей здорового образа жизни. Возможна организация соревнований на Кубок ДИМСИ по тем видам спорта, которые выберут претенденты; изобретение новых нетрадиционных соревнований. Возможна организация конкурса сочинений на тему «Я выбираю жизнь»).

«Артиада» (Артиада народов России - общероссийский художественный фестиваль по четырнадцати номинациям: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, изобразительное искусство, интернет, кино, литература, музыка, радио, театр, телевидение, фото, хореография, цирк. Участники могут состязаться как в каждой из номинаций, так и выбрать одну, наиболее интересную для себя. Возможно организовать конкурс «Подвижник Артиады», предложив участникам, например, разработать сценарий заключительного артийского концерта и провести этот праздник в одном из подшефных учреждений).

«Международное сотрудничество» (конкурсы в рамках этой программы могут проходить на иностранном языке, претенденты могут участвовать в игровых курсах «Английский язык для лидеров», или организовать их для своих подшефных. Возможно проведение конкурса «Презентация ДИМСИ на иностранном языке», или «Письмо иностранному другу»).

«Трудовая инициатива» (участникам предлагается принять участие в реальной трудовой деятельности на благо поселка (города). Победит тот, кто сможет привлечь к своей акции большее количество волонтеров, СМИ, спонсоров).

«Возвращение к истокам» (конкурсы в рамках этой программы предполагают направленность на духовно-нравственную составляющую волонтера: религия, музейная работа, коллекционирование, архивирование, оформление выставок, экспозиций, старинные обряды, песни, традиции. Возможна организация конкурса «Словарь димсиста»).

«Юное поколение выбирает книгу» (литературные конкурсы, умение создать клуб читателей, составление списка самых интересных и нужных современному молодому человеку книг, написание и презентация собственной книги для тех, кто желает вступить в ДИМСИ).

«ДИМСИ-сеть» /«DIMSI-net» (конкурсы на создание виртуального общественного объединения, разработку его устава, прав и обязанностей членов; упражнения на знание компьютерных технологий, правил работы в сети; создание банка самых важных сайтов, составление информационно-справочной системы «Образование волонтера» и т.п.).

«Эстафета добра» (конкурсы сценариев поддержки и сопровождения детей, попавших в приюты и реабилитационные центры; организации их встречи во время остановках на железнодорожных станциях во время следования к постоянному месту проживания).

«Юность без решеток» (конкурсы «Письмо заключенному сверстнику», «Лучший сценарий концерта в колонии для несовершеннолетних», акций «Нет наркотикам», «Честный заработок» и т.п.).

Вариант Ж. «Адресный». Связан с той группой населения, на которую направлены усилия волонтеров. Например, если в параде принимают участие волонтеры, работающие с детьми, возможны следующие направления конкурса:

• Мотивы и убеждения, побуждающие человека стать волонтером.

• Роль волонтеров.

• Навыки общения:

- словесные и внесловесные;

- преграды в общении;

- способность быть активным слушателем.

• Развитие человека.

• Строительство отношений; черты жизненного цикла.

• Семейные системы и динамика.                  

• Нужды детей, переживающих психологический кризис.

• Воспитание выносливости, развитие навыков позитивного подкрепления.

• Решение спорных вопросов, разрешение конфликтов, владение собой.

Оценка результатов парада проводится жюри открытым голосованием после проведения каждого конкурсного задания. Оценка конкурсных заданий проводится по 100-балльной системе. Важно, чтобы каждый участник был отмечен тем или иным способом. 

Возможные критерии и показатели оценки эффективности достижений волонтера:

- стабильность, систематичность, долгосрочность волонтерской деятельности претендента;

- точное понимание участником задач добровольческой деятельности, самостоятельное формулирование её целевых установок;

- активность в приобретении практических навыков и налаживание деловых отношений со специалистами и наставниками;

- приобретение новых знаний и умений, позволяющих понять «секреты мастерства» (наблюдательность, самокритичность, организованность, уверенность, умение слушать, сопереживать окружающим, умение квалифицированно оказать помощь, вызывать и поддерживать интерес к себе; защищать свое «Я, избегать ситуаций, связанных с употреблением психоактивных веществ, сформированность альтернативных способов получения удовольствия, самостоятельно решать свои проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя к лучшему; знание нормативных документов, основ психологии, педагогики, валеологии, права и др.);

- количество людей или организаций, привлеченных претендентом к добровольческой деятельности; пропаганда инициативы (среди населения, в средствах массовой информации и др.), перспективы получения поддержки из других источников;

- художественное мастерство и др.

Участнику, набравшему наибольшее количество баллов по всем конкурсным заданиям, возможно присвоение звания (например, «Герой-волонтер», «Лучший из лучших», «Победитель регионального парада достижений волонтеров ___ года»). Победители награждаются почетной грамотой, получают призы. В случае предварительной договоренности с вузом победитель-старшеклассник может быть рекомендован к льготному поступлению в высшее учебное заведение. Оргкомитет парада имеет право ходатайствовать перед аттестационными комиссиями ведомств региона (образования, молодежной политики, социальной защиты) о присвоении участникам квалификационной категории. Возможно награждение участников парада заранее продуманными медалями за определенное достижение или качество, а также подарками.

Во всех ведомствах, так или иначе имеющих отношение к общественному служению (органы управления образования, молодежной политики, социальной защиты, здравоохранения, культуры и т.п.), создана система награждения отраслевыми наградами. Например, отраслевыми наградами Министерства образования РФ являются:

- благодарность;

- почетная грамота;

- нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации";

- нагрудный знак "Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации";

- нагрудный знак "Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации";

- нагрудный знак "Почетный работник общего образования Российской Федерации";

- нагрудный знак "Почетный работник сферы молодежной политики";

- медаль К.Д. Ушинского.

Общероссийские общественные объединения имеют возможность ходатайствовать о награждении этими знаками отличия непосредственно перед Минобразования России, региональные и местные объединения - перед территориальными органами управления образованием.

Организаторам социального служения необходимо заранее позаботиться о наличии в личных делах сотрудников и волонтеров сведений, необходимых для подачи ходатайства. Наградной лист, прилагаемый к заявке о поощрении, включает следующие сведения: ФИО, должность, место работы, дата рождения, место рождения, образование, ученая степень, ученое звание, квалификационная категория, государственные и отраслевые награды, общий стаж работы, стаж работы в системе образования (должен быть не менее 5 лет), стаж работы в данном коллективе, характеристика с указанием конкретных заслуг представляемого к награде. Дополнительно можно представить письмо-ходатайство органа управления образования (комитета по дела молодежи) соответствующего субъекта РФ.

Кроме отраслевых наград, наиболее отличившиеся организаторы социального служения могут претендовать на государственные награды, вплоть до Звезды Героя России. При этом необходимо помнить, что для получения высоких наград необходимо пройти все предшествующие этапы поощрений. Так, для получения Ордена "За заслуги перед Отечеством II степени" (первой степени вручается только Президенту), обязательно наличие орденов IV и III степеней.

Как бы ни было в конечном счете организовано награждение и поощрение участников социального служения, главное - это конечный результат, который состоит как в том, что отдельные люди, группы людей, местное сообщество получили что-то нужное или приятное от молодых людей, думающих не только о себе, так и в том, что подростки и молодые люди открывают в себе новые способности, получают новые знания и умения и моральное удовлетворение от своей общественной значимости.

Через общественно значимую деятельность укрепляются человеческие ценности, реализуется социальный потенциал каждого человека, а создание общественных организаций, поддерживающих социальные инициативы, способствует реализации прав каждого человека. Именно общественные организации являются механизмом реализации декларации Объединенных Наций: "Мы, народы, имеем силу изменить мир".

К сожалению, общественные инициативы на должном уровне не поддерживаются государством. Ресурсный потенциал некоммерческих организаций не востребован в полной мере. Необходима разработка нормативной правой базы, стимулирующей волонтерскую деятельность как в коммерческом, так и в некоммерческом секторах, стремиться активно взаимодействовать с государственными органами власти всех уровней, органами местного самоуправления, общественными объединениями, политическими партиями, религиозными организациями.

 

Вопросы для самопроверки

 

Задания для самостоятельной работы

 

Рекомендуемая литература



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В России подходит к концу эпоха «монстров» общественного движения. По инерции сохраняющие еще свое влияние бывшие комсомольская и пионерская организации (во многом благодаря отсутствию на протяжении последних 15 лет системы подготовки новых кадров-лидеров гражданского общества), уступают место инициативным, мобильным, легко адаптирующимся к новым условиям детско-молодежным группам. Группам, нацеленным на конкретный результат – удовлетворение потребностей его участников. Такие объединения близки, доступны и понятны современному, в меру прагматичному, новому поколению детей и молодежи. В них не призывают вначале заучивать придуманные кем-то правила, программы и имена-фамилии далеких московских лидеров, петь гимны и песни, ходить строем и здороваться с каждым встречным, знать устав и кодекс…

 В новой России реальных результативных общественных объединений – миллионы. Пока мы знаем о них очень мало, поскольку СМИ по старой привычке ищут за любым значимым делом серьезных дяденек и тетенек в солидных костюмах, в пристойных офисах с юридически-фактическим адресом. И находят. Неслучайно за показанным по ТВ сюжетом о благом деле стоят десятки «организаций-исполнителей», «организаций-учредителей», «организаций-управителей».

Союз гражданского общества и демократического государства строится на умении каждого человека с детского возраста находить себе союзников для решения своих проблем, удовлетворения своих потребностей, что в совокупности способствует решению общих, социальных проблем. Цивилизованность страны и мирового сообщества определяется не количеством институтов гражданского общества, а его поступательным развитием, в основе которого – реализация частных потребностей, интересов, целей, делающая человека успешным, а значит – выравнивающая условия существования всех людей.

Одной из стратегий содействия развитию инициативных общественных объединений детей и молодежи является децентрализация ресурсов и системы управления с тем, чтобы приблизить государственные и коммерческие учреждения и организации к людям, повысить степень контроля населения за качеством оказываемых услуг и улучшить подотчетность перед общественностью программ государственного сектора. Такая политика создаст условия для участия родителей в  общественном движении и работе образовательных учреждений, будет способствовать участию жителей в гуманитарных (в области безопасности, водоснабжения, орошения, лесоустройства и др.), правозащитных программах, будет содействовать созданию более широких возможностей заработка для бедных.

Организационные возможности людей, особенно тех, кто живет в бедности, можно улучшить с помощью правовых, налоговых и нормативных мер, которые устраняют барьеры, мешающие деятельности инициативных общественных объединений на местном, региональном, федеральном уровне.

Создание условий, способствующих развитию муниципальных и локальных общественных объединений, в значительной степени помогает воспитанию инициативных, ответственных, свободных, а не зависимых граждан. Ключевыми вопросами являются: наличие специалистов нового поколения, правовой статус, переход от требования регистрации вновь создаваемых общественных объединений к требованию простого письменного уведомления об их создании, прозрачные механизмы финансирования и право распоряжения ресурсами.

Государство может и должно пересмотреть нормативные положения, касающиеся квалификационных требований к участию местного населения в общественных объединениях детей и молодежи, в таких областях, как здравоохранение, образование, безопасность, изменить законы, относящиеся к занятости в частном секторе, с учетом выгод добровольческой работы для служащих, учреждений, организаций и общества в целом.

Необходимо разработать инновационные модели взаимодействия институтов государства и гражданского общества в поддержке социальных инициатив детей и молодежи, наиболее успешными из которых, как показывает мировой опыт, являются ресурсный центр и фонд развития местного сообщества.

Общественные объединения развивают и распространяют ценности социально-педагогической солидарности, бескорыстной деятельности на благо общества, индивидуального и организованного гражданского участия, общественного контроля и гражданской экспертизы, самоорганизации для улучшения качества жизни; порождают тенденции формирования социально инициативного образа жизни, типичного для большей части человеческой цивилизации; носят комплексный, многоплановый характер влияния на весь ход современного общественного развития, опережающий характер, поскольку молодое поколение выступает в качестве субъекта общественного развития и является наиболее подверженным влиянию Интернета и новых технологий; способствует взаимному сближению, взаимодополняемости и взаимозависимости муниципальных инициативных объединений детей и молодежи, синхронизации действий, достигаемых на основе регулирования их соответствующими межнациональными институтами.

Учитывая отставание процесса развития общественных объединений детей и молодежи России от ведущих европейских стран, США, Канады и Японии, необходима модернизация государственных и общественных институтов, предполагающая следующие направления:

– создание информационно-аналитической базы данных о развитии системы планирования, программирования, прогнозирования развития межсекторного социального партнерства в поддержку инициатив детей и молодежи;

– разработка инновационного проекта межнационального фонда подготовки и повышения квалификации научно-педагогических и административных кадров, общественных деятелей;

– научно-методическое обеспечение общественного движения, включая регулярные мониторинг и социологические исследования детей и молодежи;

– проведение международных конференций, тематических встреч, круглых столов; конкурса юношеских творческих работ и проектов, посвященных актуальным международным молодежным проблемам.

В условиях поступательного развития общественного движения детей и молодежи во всем мире, растущее беспокойство в российском обществе относительно прогнозов о результатах воспитания подрастающих поколений, заинтересованности граждан, семьи, прогрессивных общественных и политических сил в безопасном и нравственном обществе и сильном, но не агрессивном государстве, на повестку дня выносится формирование общественно признаваемого идеала личности, способной развивать и совершенствовать себя, свое окружение, общество и страну цивилизованными способами и с реальными результатами. Поддержка инициативного общественного движения детей и молодежи – наиболее эффективный и малозатратный путь для достижения этой цели.

 

 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ПРОГРАММА










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...