Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел III. Прикладные аспекты психологии профессиональной деятельности




Профессиографирование. Профессия и трудовой пост. Карьера и карьерный рост

Понятия: «профессия», «специальность», «трудовой пост» (должность), конкретная работа. Понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма классификация профессий. Методы профессиографии Трудовой пост как форма проявления профессии. Карьера. Карьерный рост.

Исходным концептуальным понятием профессиоведения является профессия-  это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Профессия объединяет группу людей, занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием.

Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.

Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность — один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Процесс изучения отдельной профессии традиционно называется профессиографированием. Итоговое описание профессии называется термином профессиограмма. Такие описания называются квалификационными характеристиками, они разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой новой профессии.

Независимо от цели исследования всякая профессиограмма в самом общем виде должна содержать, как минимум, следующую информацию: название работы (и синонимы); указания отрасли хозяйства, где встречается данная профессия; краткое описание работы в целом (резюме). Психолог К. К.Платонов (1906—1984) считал, что важное значение для профессиографирования имеют следующие принципы: принцип целенаправленности; принцип личностного подхода; принцип допусков; принцип надежности; принцип дифференциации и типизации; принцип перспективности и реальности.

Конечной целью психологического изучения профессий является составление профессиограммы. Под профессиограммой понимается комплексное, систематизированное описание профессии, содержащее краткую характеристику социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психофи­зиологических и других особенностей профессии. Она должна включать все сведения о системе требований, которые предъявляет профессия к человеку, а также о медицинских и психофизиологических противопоказаниях для работающих в данной профессии. Важнейшей составной частью профессиограммы является психограмма. Психограмма - это система тех профессионально важных психологических качеств, которые необходимы для данной конкретной профессии. Психограмма представляет собою своеобразный «психологический портрет» профессии, в котором отражается своеобразие и перечень требований к психическим процессам человека (восприятию, памяти, мышлению, вниманию и т. д.) и к свойствам личности (способностям, темпераменту, эмоционально-волевой сфере, уровню интеллекта и т. д.). В психологическом профессиоведении накоплено много методов и методик, технологий изучения профессий. К ним относятся следующие: опросные методы; метод экспертных оценок; трудовой метод; метод анализа технической документации; наблюдение; «фотография» рабочего дня; пооперационное описание трудовой деятельности; метод коллективной дискуссии; метод составления индивидуальной характеристики; метод анализа ошибок и рекордов в труде; экспериментальный метод; характерологичес­кий метод; метод критических инцидентов; метод анализа биографий и автобиографий; психосемантические методы.

Под трудовым постом понимают ограниченную вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированную область приложения сил человека, рассчитанную на создание чего-либо ценного для общества — материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов. Трудовой пост — одна из форм существования профессии.

Способы социально-исторической фиксации трудовых постов на разных этапах их развития могут быть самыми различными — от молчаливого признания сообществом того, что некто чем-то занимается, до узаконенных систем нормативных документов, организационно-режимного, хозяйственно-экономического, науч­ного и иного необходимого обеспечения, вещественного оснащения. Нормативные документы более или менее определенно предписывают, кто, что, из чего, как, чем, с кем, в течение какого времени, в каком количестве, с каким качеством и за какое вознаграждение должен производить

Основные составляющие трудового поста:

• заданные цели, представления о результате труда;

• заданный предмет (исходный материал — не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, и любая система, например, биологическая, техническая или неживая при­родная, социальная, знаковая, понятийная, художествен­но-эстетическая);

• система средств труда;

• система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);

• система прав работника (на справедливую и своевремен­ную оплату труда, безопасные для здоровья и жизни усло­вия работы и другие в соответствии с существующим трудовым законодательством);

• производственная среда (предметные, информационные, социальные условия труда).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...