Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Удовлетворенность трудом, как фактор успешности в профессиональной деятельности
Удовлетворенность трудом — это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной опенки возможностей реализации этих запросов. Это оценочное отношение человека или группы людей к собственной трудовой деятельности, различным ее аспектам, важнейший показатель адаптации работника на данном предприятии, в данной трудовой организации. Различают так называемую общую и частичную удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность в целом, а вторая — различными его аспектами и элементами производственной ситуации. Удовлетворенность профессией выступает как система мотивов имеющих определенную иерархию, и выражают направленность личности. В результате изучения отношения людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют наибольшее значение наряду с личной жизнью, здоровьем, полноценным досугом. Одним словом, удовлетворенность трудом есть, прежде всего, социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов, групп, населения, нации [9, 18]. В настоящее время сложилось значительное количество подходов к пониманию феномена удовлетворенности трудом. Удовлетворенность интерпретируется как показатель: · отношения к труду; · показатель социального статуса индивида и как мера адаптации индивида к социальной реальности; · степень адаптации работника к производственной ситуации; · степень соответствия личностных и вещественных факторов производства; · характеристика трудовой активности; · успешности трудовой деятельности [19]. Наиболее известная концепция принадлежит Ф. Херцбергу — так называемая двухфакторная или мотивационно-гигиеническая теория удовлетворённости трудом. Таблица 1.1 Группировка показателей удовлетворённости трудом по Ф. Херцбергу
Первую группу факторов Ф. Херцберг назвал факторами гигиенизаторами (гигиеническими факторами), вторую - мотиваторами. Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом. При улучшении гигиенических факторов неудовлетворенность не ощущается, но когда такое улучшение воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовлетворенности. К гигиеническим факторам относятся: отношения с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в организации; вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты); способности руководителя; физические условия труда; стабильность рабочего места. Вторую группу факторов составляют мотиваторы, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений. Они выступают стимуляторами эффективного труда. К ним относятся: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность (свой участок работы) и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности личностной самореализации. Конечно, грани между отдельными гигиеническими факторами и мотиваторами относительны, подвижны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факторам гигиены, в то же время такой мотиватор, как должностной рост, также подразумевает повышение зарплаты. Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов [9,18, 49]. Обобщая результаты своих исследований, Ф. Херцберг сделал ряд выводов: 1. Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом. 2. Наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены. 3. В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается, как естественное и не оказывает мотивационного воздействия. 4. Позитивное максимальное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены [9]. Отечественные ученые приступили к исследованию проблем удовлетворенности трудом сравнительно недавно. За это время ими получены важные результаты, раскрывшие, в частности, структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности работников предприятий промышленности, сельского хозяйства и др. Но, к сожалению, уровень этих исследований и практическое применение их результатов не отвечают полностью современным требованиям [49]. Удовлетворенность профессией, пишет Н.В. Кузьмина это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворенность профессией становится причиной текучести кадров и приводит к отрицательным экономическим последствиям, кроме того, от нее зависит и психическое здоровье [23, 26]. Удовлетворённость процессом и результатом труда субъекта деятельности - один из значительных параметров успешности трудовой деятельности. Показатели профессиональной успешности и удовлетворенности работой, по мнению некоторых авторов, имеют больше прямую взаимосвязь, чем противоположную. Исследованием данного вопроса занимались И.В. Арендачук, О.В. Филатова и др. Необходимо отметить, что большая часть исследований по удовлетворённости результатами труда, проводится в рамках организационной психологии. По мнению О.В. Филатовой удовлетворённость трудом как компонент эффективности и успешности профессиональной деятельности рассматривается как эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям её протекания [4, 10]. И.В. Арендачук определяет профессиональную успешность, как оценочный критерий (как со стороны субъекта деятельности, так и со стороны окружающих и коллег), непосредственно связанный с эффективностью и конечными результатами деятельности; выражается в удовлетворённости субъекта своим трудом; является условием профессиональной самореализации [4]. Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков связывают успешность профессиональной деятельности с уровнем развития у них профессионально важных качеств [15, 51]. Перечень наиболее значимых профессионально важных качеств, необходимых для обеспечения успешного выполнения деятельности, носит обширный характер. А.А. Деркач выделяет: профессиональную направленность глубокие профессиональные знания, умения, навыки; значимый уровень развития психических процессов для конкретной профессии [43]. По мнению А. К. Марковой, на успешность профессиональной деятельности оказывают существенное влияние два фактора: профессиональная мотивация и профессиональные способности. Мотивационная сфера профессиональной деятельности, включающая различные виды побуждений (профессиональные намерения и склонности, ценностные ориентации и мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания и ожидания, профессиональные установки, интересы, готовность к профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом) формируются в процессе профессионального обучения и на различных этапах профессионализации специалиста. От сформированности мотивационной сферы, развития профессионально важных личностных качеств и способностей в конечном итоге зависит эффективность, результат и успешность профессиональной деятельности [28]. В качестве ведущего мотива профессиональной успешности П.Т. Долгов выделяет мотив достижения, состоящий в стремлении добиваться успеха и высоких результатов [4]. Наряду с этим можно выделить следующие мотивы профессиональной успешности: · общесоциальный мотив, состоящий в стремлении приносить пользу обществу, другим людям; · познавательный мотив, выражающийся в стремлении больше знать, понимать, уметь, в получении удовольствия при узнавании нового; · мотив совместного достижения, проявляющийся в намерении поиска совместно с группой новых путей решения проблем и задач, в стремлении добиваться вместе продуктивных и значимых результатов; · мотив сотрудничества, связанный с желанием работать вместе с другими и с представлением о том, что деятельность является более продуктивной, если проблемы обсуждаются совместно в группе; · мотив творческой деятельности, связанный с особой привлекательностью творческих задач, стремлением добиваться неординарных результатов; · мотив самоактуализации и самореализации, состоящий в стремлении к максимальному раскрытию и реализации собственных потенциальных возможностей и способностей; · престижный мотив, проявляющийся в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, соответствовать их социальным ожиданиям, получать одобрение, заслужить авторитет и признание [4]. На определенном этапе исследования успешности трудовой деятельности возникла необходимость введения понятия "профессионально-педагогическая успешность", которая обусловлена тем, что как аналитическая характеристика педагогического процесса она нацеливает на рассмотрение деятельности учителя в единстве компонентов ее составляющих и условий, в которых она протекает. Педагогический результат, как реализованная цель, детерминирует всю деятельность учителя, корректируя, влияя на все ее стороны: целеполагание, целеосуществление, диагностику, проектирование, коммуникацию, рефлексию, наполняя их определенным содержанием. Профессионально - педагогическая успешность учителя - это такое выполнение профессиональной деятельности, которое сопровождается позитивным педагогическим результатом, глубоким знанием предметов этой деятельности, соответствием содержания конкретных профессиональных действий результатам труда, собственным субъективным характеристикам, самооценке и отношению к труду. Говорить о профессиональной успешности можно только при наличии определенного уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также субъективных качеств учителя, его потребностей, ценностных ориентаций, представлений о себе и окружающих, результатах собственной деятельности [13]. Е.В. Ерофеева определяет профессиональную успешность учителя как способ выполнения профессиональной деятельности, сопровождающейся позитивным педагогическим результатом [12]. Сегодня существует потребность в выработке современной концепции, определяющей сущность, структуру, критерии и условия развития профессиональной успешности учителя, в расширении границ научной интерпретации этой проблемы. Профессионально-педагогический успех предстает как особое, обусловленное совокупностью субъективных и объективных факторов состояние его профессиональной деятельности, сопровождающейся оптимальным соотношением между прогнозируемыми и реальными педагогическими результатами [49]. Профессионально-педагогическая деятельность учителя характеризуется идентификацией достигнутого педагогического результата с ожиданием и коррекцией на этой основе своих действий. Структура профессионально-педагогической успешности включает в себя три компонента: · когнитивно-деятельностный (знания, умения, навыки, действия, и операции с педагогическими объектами); · потребностно-мотивационный (мотивы, потребности, установки, профессиональная позиция); · сфера самосознания (индивидуально-личностные свойства, способы и формы самореализации деятельности) [13]. Педагогов, ориентированных на достижение успеха в деятельности, отличает · гражданская и профессиональная направленность личности; · способность к самопознанию; умение реализовать научный подход к педагогическим явлениям, спроектировать модель целостного педагогического процесса и адаптировать её к конкретным условиям, проанализировать собственный опыт.------------------------------------------------------------------------------------- Таким образом, профессиональный успех учителя носит сложный характер и: · проявляется в положительных результатах деятельности учителя; · предстает как оптимальное соотношение между ожидаемыми и реальными педагогическими результатами; · сопровождается состоянием удовлетворения от того, что реальный результат от деятельности совпадает с ожидаемым. · профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор формирования самоотношения личности учителя. Только при наличии наилучшего, оптимального мотивационного комплекса у учителя возможно эффективное развитие его успешности, профессиональной образованности и культуры личности. Удовлетворённость процессом и результатом труда субъекта деятельности - один из значительных параметров успешности трудовой деятельности. Показатели профессиональной успешности и удовлетворенности работой, по мнению некоторых авторов, имеют больше прямую взаимосвязь, чем противоположную. По мнению И.В. Арендачук, успешность педагогической деятельности основывается на комплексе личностных свойств, отношений, талантов, внутренней мотивации педагогов, их чувстве профессиональной принадлежности, социальной значимости удовлетворенности результатами своего труда. При этом профессиональная успешность определяется степенью реализованности поставленных целей, которые порождают удовлетворенность педагога профессиональной самореализацией, позволяющей ему воспринимать себя как профессионала, побуждающей его подниматься по ступенькам профессионального и духовного развития, выходить за пределы своего профессионального труда и направлять усилия не только на собственное профессиональное совершенствование, но и способствует достижениям своих учеников [4]. |
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |