Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 1. Психология профессиональной деятельности как область знанийСтр 1 из 13Следующая ⇒
Введение Психология профессиональной деятельности одна из ведущих дисциплин учебного плана при подготовке студентов технических специальностей разных направлений. Психология профессиональной деятельности — научная дисциплина, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда. Результаты этих исследований используются для обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств) и формированию профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия. Цель настоящего учебного курса - формирование у студентов основных представлений о психологических закономерностях взаимодействия субъекта, средств, содержания труда и условий трудовой деятельности и выработка у них практических навыков использования системы признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обуславливают профессиональную деятельность. Учебное пособие направлено на изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях; изучение особенностей функциональных (психических) состояний субъекта деятельности; обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов; изучение процессов формирования и становления личности профессионала. В настоящем учебном пособии отражены различные теоретические и методологические проблемы дисциплины, её методического аппарата, научно-практические подходы к становлению личности профессионала в современных условиях государственного устройства. Научный интерес, по мнению авторов, представляют прикладные направлении психологии профессиональной деятельности, активно развивающимися на стыке с другими науками и сферами практики, где остро стоит проблема профессионализма. Студентам предоставляется возможность самопознания и самосовершенствования для успешного освоения требований данной учебной дисциплины.
Раздел 1. Психология профессиональной деятельности как область знаний
Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности Предмет психологии трудовой деятельности. Решаемые актуальные проблемы и задачи (теоретические и практические). Смежные научные знания и связь с науками первого, второго и третьего круга приближения. Психология профессиональной деятельности — научная дисциплина, изучающая психологические закономерности взаимодействия субъекта труда, средств (орудий), содержания (процесса), условий и организации деятельности, особенностей формирования личности профессионала и взаимной адаптации человека и орудий труда. Результаты этих исследований используются для обоснования научно-практических рекомендаций по совершенствованию трудовой деятельности (как отдельных компонентов, так и ее системных свойств) и формированию профессиональной пригодности человека к определенным видам и формам трудовой активности в целях обеспечения необходимого уровня его работоспособности, безопасности труда, профессионального здоровья и долголетия. Психология профессиональной деятельности — раздел психологической науки, который основывается на теоретических положениях, методологических принципах и практических результатах исследований в области психологии труда и управления, инженерной и организационной психологии, эргономики, а также ряда смежных научных дисциплин (дифференциальной, социальной, когнитивной и других разделов психологии, гигиены и физиологии труда, и т. д.). Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией. Изучение профессиональной деятельности проводится в двух направлениях. Первое направление — описательное — имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда». Процесc информационного взаимодействия человека и техники является предметом эргономики. Основными задачамиисследований в области психологии профессиональной деятельности являются: • психологический анализ деятельности специалистов различного профиля (разработка методов и программ анализа, изучение конкретных видов деятельности, анализ ошибок, построение профессиограмм и т. д.); • разработка классификационных схем и построение классификаций профессий (специальностей); • изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях; • исследование работоспособности человека в различных видах и условиях труда и обоснование психологических рекомендаций по ее повышению или поддержанию на требуемом уровне; • изучение особенностей функциональных (психических) состояний субъекта деятельности (разработка методов оценки и коррекции, изучение причинно-следственных отношений характера состояний и особенностей субъекта и т. д.); • изучение закономерностей взаимосвязи особенностей личности и характеристик деятельности; • обоснование системы профессионального психологического отбора специалистов (методы, показатели, критерии, организация и т. д.); • изучение инженерно-психологических закономерностей взаимодействия человека с техникой, обоснование психологических требований к конструкции средств деятельности, разработка методов и критериев их оценки (экспертизы); • разработка эргономических рекомендаций по проектированию, созданию, испытанию и эксплуатации сложных человеко-машинных комплексов; • изучение процессов формирования и становления личности профессионала (профессионализация личности). Объект изучения психологии профессиональной деятельности — человек (индивидуальный субъект) как участник процесса создания материальных и духовных ценностей, их развития и обеспечения; группа людей (коллективный субъект) — бригада, экипаж, смена и т.п.; система «человек—техника» («человек—человек», «человек—природа» и т. п.). Предмет изучения в данной отрасли психологии: психологические закономерности трудового процесса, особенности личности субъекта деятельности в их взаимосвязи со средствами (орудиями), процессом (содержанием), условиями и организацией трудовой деятельности, а также система признаков, свойств и взаимоотношений объектов, явлений, которые обусловливают профессиональную деятельность.
Краткая история и тенденции развития зарубежной и отечественной психологии трудовой деятельности История исследований в области психологии профессиональной деятельности Направление исследований в современной психологии профессиональной деятельности. К концу XIX в. наметилось оформление психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли. Основанием послужили работы И.М. Сеченова по исследованию трудовой деятельности, биомеханических особенностей рабочих движений человека и организации движений в пространстве и во времени, разработка принципов чередования нагрузок и перерывов в работе. Им начато было изучение природы утомления (1901). Его последователи И. П. Павлов и В.М. Бехтерев раскрыли информационную функцию сигнала и образа ситуации, подчеркнули значение мотива в деятельности, обусловленность внутренней динамики нервных процессов внешними воздействиями. В связи с развитием железнодорожного транспорта и возникновением проблемы обеспечения безопасности движения начались исследования иллюзорных явлений, особенностей восприятия и оценки движения, а также обоснование рекомендаций к сигнальным системам. Изучение особых состояний в экстремальных ситуациях проводилось Г.Е. Шумковым, исследовавшим особенности чувства тревоги у солдат в период русско-японской войны (1904). Создание сложной техники (авиация, железнодорожный транспорт и т. д.) способствовало развитию идей оценки и прогнозирования профессиональной пригодности учеников и профессионалов. Наиболее интенсивные исследования трудовой деятельности человека начались в начале XX в. В 1920 г. создан Центральный институт труда, затем организованы Лаборатория промышленной психотехники. Дальнейшее развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности шло в рамках направления, получившего название «психотехника». Наиболее интенсивно проводилось изучение вопросов безопасности летного труда. Главный акцент в этих расследованиях делался на установлении связи происшествия с личностными качествами пилотов, в частности на выявлении тех качеств, которые непосредственно связаны с происшествием. В последующих исследованиях получили развитие положения о влиянии индивидуально-психологических и, в частности, конституциональных особенностей человека на успешность освоения летной деятельности и обеспечение ее надежности В 20—30-е гг. значительное внимание в исследованиях уделялось проблемам согласования рабочего места с психологическими и физиологическими возможностями человека, совершенствованию методов психологического отбора, регламентации трудовой деятельности, а также теории и методам изучения роли индивидуальных особенностей человека в обеспечении безопасности труда, анализу причин ошибочных действий. Систематические исследования в, СССР в области инженерной психологии начаты в 1959 г., когда в, Ленинградском государственном университете Б.Ф. Ломовым была создана первая кафедра и лаборатория инженерной психологии. В Академии наук СССР эта отрасль психологии начала развиваться в русле исследований по кибернетике и системам управления в начале 60-х гг. в Институте автоматики и телемеханики, а затем в Институте кибернетики АН УССР. Современное направления исследований. Исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека на современном этапе (60—90-е гг.) развития данной отрасли психологии осуществлялись в четырех основных направлениях. 1. В психофизиологических экспериментах изучались свойства человека, имеющие наибольшее значение в обеспечении работоспособности. 2. Системотехническое направление было связано с изучением инженерно-психологических вопросов построения систем «человек-машина». 3. Эксплуатационное направление исследований заключалось в проведении практического анализа нарушений надежности систем управления и решении задач оптимизации режимов и форм организации труда. 4. К педагогическому направлению относились работы по созданию системы психологического отбора специалистов и комплектования рабочих групп. Методы психологии в трудовой деятельности Классификации психологических методов, используемых в психологии профессиональной деятельности. Валидность, надежность и трудоемкость метода. Обсервационные методы: наблюдение, хронометраж и др. Опросные методы, изучения документации, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности, анализа ошибок, обобщения независимых характеристик. Профессиографические методы. Уровни системного анализа. Структурный метод. Методы статистической обработки эмпирических данных. Методы психологии — это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Значение психологического метода зависит от валидности, надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность. Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода определяется по уровню сложности его реализации, длительности подготовки специалистов. Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы. В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся: определение уровня профессионализма; установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека; выявление профессиональных потенциальных возможностей человека; помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективной трудовой деятельности. Ю.В. Котелова разделяет все методы на три больших раздела: А, Б и В. Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому блоку относятся различные варианты метода наблюдения.. Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса. Третий блок методик раздела А — это анализ различной производственной документации. Раздел Б содержит следующие виды экспериментальных методик: лабораторный эксперимент, производственный эксперимент, метод искусственной деавтоматизации. К разделу В относятся разнообразные статистические методы работы с данными. Широко используются классификации метод исследования, предложенные Е.А. Климовым (добавляет методы построения теории и преобразующие (конструктивные) методы психологии труда) и М.А. Дмитриевой (выделяет профессиографические методы, личностные методы, алгометрический метод описания трудового процесса, структурный метод, системный анализ). Кроме этого, в самом методе профессиография широко используются методы опроса, анкетирование, наблюдения, самонаблюдение и самоотчет, экспериментальный метод. Системный подход имеет следующие уровни: уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, — с другого. Уровень компонентно-целевого анализа выявляюет цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. Уровень психофизиологического анализ деятельности означает, по В.Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств. В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |