Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая структура профессиональной деятельности




Труд, трудовой процесс и трудовая деятельность. Психологические признаки труда (Е.А.Климов). Модели трудового процесса: структурные и функциональные (А.Н.Леонтьев, В.Д.Шадриков, Е.А.Климов, Е.М.Иванова, М.А.Котик и др.). Функциональная модель трудовой деятельности В.Д. Шадрикова и основные компоненты инвариантной структуры деятельности: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, принятие решения, планирование, контроль, коррекция и др.

Труд является основным и исторически первичным видом деятельности человека. С помощью труда человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, познает и изменяет окружающий мир, создает все необходимые предпосылки для существования и развития человеческого общества. С общефилософской точки зрения труд - это основная форма связи и взаимодействия человека с окружающей средой.

Понятие деятельность в психологии необходимо отличать от других форм активности, процессов. Е.А.Климов предлагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:

 - имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);

 - процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;

 - процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).

Труд, по мнению Е.А.Климова, отличается от игры, учения, общения тремя признаками, так что всего получается четыре существенных признака труда:

1. труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2. труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4. в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.

Аналоги этих признаков есть и в других видах деятельности, но именно в труде степень социальной регламентации, нормированности, заданности оказывается самой высокой по всем четырем признакам

Кроме профессионального труда, с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный: труд общественно-полезный и труд по самообслуживанию.

Непрофессиональные виды труда обладают теми же психологическими признаками (Климов Е.А.,), что и труд профессиональный.

Предмет труда - это то, на что направлена трудовая активность человека. К средствам труда относятся любые реальные вещи и приспособления, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Целесообразная деятельность — это проявление психической и физической активности человека, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Трудовая деятельность, следовательно, есть такая активность, которая идет от человека, и в этом смысле о нем говорят как о субъекте труда. Деятельность субъекта труда характеризуется определенной структурой, важнейшими элементами которой являются следующие.

1. Цель деятельности, т. е. то, ради чего действует человек.

2. Мотивы деятельности. Активность человека как субъекта труда всегда направлена на удовлетворение тех или иных потребностей, которые, осознаваясь, становятся движущей силой поведения человека.

3. Действия. Действия - это отдельные акты деятель­ности, направленные на определенные частные цели. Наряду с действиями, в качестве составных частей деятельности выделяют операции - элемент деятельности, который постоянно выполняется на одном рабочем месте одним работником или группой работников.

4. Результат деятельности. Под результатом понимается реальное воплощение цели деятельности, которая в ее начале выступала как мысленный образ-цель.

Таким образом, постановка мотивированной цели, выбор системы оптимальных действий, планирование, переработка текущей информации, контроль результатов, принятие решений и некоторые другие элементы являются важнейшими структурно-функциональными составляющими сознательной деятельности субъекта труда.

Хотя труд в целом, как уже отмечалось, является категорией не психологической, а социально-экономической, он имеет и свою психофизиологическую основу. Это значит, что в ходе трудовой деятельности происходит реализация психических и физических сил человека, его возможностей и способности превращать вещество природы в полезные для общества продукты и предметы.

В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности: предметно-действенный (как процесс, в котором человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда); физиологический (как функции человеческого организма); психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.). В психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль.

Структурная модель трудового процесса, предложенная А.И Губинским, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящей из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная характеристика и характеристика надежности. Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется: на оперативном уровне; на уровне решения одной задачи; на уровне алгоритма; на уровне блока операций; на уровне операции.

Методику системного анализа профессиональной деятельности предложил В.Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, — с другой. Степенью взаимного соответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения. На уровне компонентно-целевого анализа выявляются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. Системный подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматривалась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности.

В процессе информационного анализа деятельности выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т.д. Психофизиологический анализ деятельности означает, по В.Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов. Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

Эргатическая система и эргатические функции

Понятие об эргатической системе. Эргатические, трудовые функции и функции средств труда. Структура трудового процесса: подсистемы объекта труда и субъекта труда. Объекты труда и основные их разновидности. Средства, орудия труда и их разновидности.

Эргатическая система - совокупность взаимосвязанных элементов, включающая и исполнителя, и непосредственно связанных с ним деловыми отношениями членов сообщества, и предмет, и средство, и условия труда. Эта система имеет субъект и объект, субъектом трудаявляются люди или трудовой коллектив, предметом трудаявляются средства труда (субъект – предмет – средства – среда). Эргатическая система производит не саму по себе работу в физическом смысле, а потребительную стоимость.

Под термином трудовые функции следует понимать любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами труда. Трудовая функция может быть притом неявной, мысленная переработка сложной информации, сличение текущего процесса с мысленным его эталоном, волевые усилия по саморегуляции, преодолению неблагоприятных функциональных состояний, таких, как усталость, сонли­вость, тревожность и др.

Трудовые функции отражены в нормативных актах, предписаниях, рекомендациях, должностных обязанностях.

Трудовую функцию, переданную от человека техническому устройству, уже неуместно продолжать называть собственно трудовой, поскольку труд есть специфически человеческая деятельность, предполагающая сложную, в частности, сознательную регуляцию и юридическую ответственность.

Трудовая функция, будучи передана средству труда, начинает существовать в неузнаваемо преобразованном, овеществленном виде. Вот почему и приходится использовать более общее понятие — эргатическая функция. Этому общему понятию логически соподчинены два более частных: "трудовая функция" (человека) и "функция средства труда". То, что сегодня является трудовой функцией, завтра может быть передано техническому средству труда.

Функция средств труда - снятие ограничений и увеличение возможностей человека (или группы) как субъекта труда при достижении целей в определенных обстоятельствах.

 Эргатическая функция - любое уменьшение неопределенности связей элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемое с точки зрения тех целей, ради достижения которых эта система создана. Проще говоря, под "эргатической" будем понимать любую функцию, характеризующую данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средства труда).

Среди эргатических функций следует выделить следующие:

- функции духовного производства: построение идеологии, построение ближайших перспектив развития сообщества, целеполагание, накопление истинных знаний, накопление эмоционального опыта, построение смыслов трудовой деятельности;

- функции производства упорядоченности социальных процессов: построение общественных норм, правил; построение социальной коммуникации и власти; средств совоздействия на членов общества; построение стратегических (общих) планов деятельности; построение тактических (оперативных) планов; построение охраны, защиты эргатической системы от помех, отклонений, разрушения;

- функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания: построение жизнеобеспечения субъекта труда; построение средств стабилизации, восстановления, развития (выбор, построение режима работы; инструктаж, обучение, самообучение; самоорганизация внутренних средств; лечение, самолечение; ремонтное обслуживание средств (внешних) и предметной обстанов­ки труда; совершенствование эргатической системы;

- Функции материального производства:

оперативно- гностические (прием информации (наблюдение, поиск, обнаружение, испытание; переработка информации (сравнение, классифицирование, оценка, обобщение, запоминание, построение прогнозов, промежуточных целей; принятие ответственных решений (выбор предмета, условий, средств, способов действия, заключение о достижении цели труда, об обращении за помощью);

оперативно-практические (организация предметной среды и внешних средств работы; организация непосредственной социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда в конкретной обстановке; перемещение предмета и средств труда (транспортная функция); приложение физических усилий (энергетическая функция); управление средством, предметом, обстановкой труда; взаимодействие средства и предмета труда (собственно технологическая функция)

Субъект труда и его развитие

Субъект труда как осознающий и активный компонент эргономической системы. Уровни изучения субъекта труда: деятельность, действия и операции, психические функции и процессы. Когнитивные, регулятивные и коммуникативные процессы в структуре субъекта труда. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Становление профессионализма. Стороны и уровни профессионализма. Профессиональное и личностное самоопределение.

Субъект деятельности является носителем активности, он формирует замысел (цели), планирует деятельность, подбирает средства, условия деятельности. Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях: на уровне деяния как единицы деятельности; на уровне действий как процессов, направ­ленных на достижение целей; на уровне операций как способов осуществления действий.

Е.А.Климов предлагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака: место процесс действий; процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и некоторое ее преобразование; процесс действий имеет значение для существования и развития человека

Труд в психологическом понимании — это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Труд характеризуется четырьмя существенными признаками:

1. труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;

2. труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;

3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;

4. в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.

Кроме профессионального труда, с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный труд: общественно-полезный и труд по самообслуживанию.

Субъект труда адекватно отображать в своем сознании все четыре признака труда. Каждая единица сознания имеет два компонента: познавательный (когнитивный) и аффективный (эмоциональный).

При определении стадий развития субъекта труда ориентируются на принятую в возрастной психологии периодизацию по хронологическому возрасту или выделяют качественные стадии профессионального развития, типичные для большинства людей в процессе освоения одной профессии.

Е. А. Климов рассматривает профессиональное развитие человека, выделяя три хронологических периода: период допрофессионального развития; период выбора профессии; период собственно профессионального развития.

Маркова А. К. и Бодров В. А. выделяют еще один период — послепрофессионализм. Кроме того, А. К. Маркова выделяет псевдопрофессионализм (непрофессионализм) как уровень профессионального развития субъекта труда, при котором субъект, несмотря на значительный стаж работы в профессии, допускает грубые ошибки, брак, проявляет безнравственное отношение к делу.

Понятие профессионализм используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека — нормативный профессионализм, в других — обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой человека — реальный профессионализм.

Компетентность — это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. А.К.Маркова выделяет следующие виды компетентности:

специальная {профессиональная) компетентность — умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне;

социальная компетентность — владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно;

личностная и индивидуальная компетентность — владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности

Выделяют следующие уровни профессионализма.

Допрофессионализм — уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию.

Профессионализм — уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала).

Суперпрофессионализм — уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Часто на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом-универсалом.

Псевдопрофессионализм — уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.

Послепрофессионализм — этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному.

Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация — это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала — это один из аспектов развития личности.

Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения — личностное, социальное, профессиональное и др. Все виды самоопределения постоянно взаимодействуют.

Жизненное самоопределение — это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.

Личностное самоопределение — это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев. У современного человека, живущего в постоянно меняющемся мире, появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.

Социальное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.

Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 391.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...