Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и общая характеристика источников права социального обеспечения




В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предпи­саний, создаваемых органами государства в целях регламента­ции общественного порядка.

В качестве источников права социального обеспечения вы­ступают нормативные правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты в следующей иерархии:

— Конституция РФ;

— международные нормативные правовые акты;

— федеральные конституционные законы;

— федеральные законы;

— подзаконные акты;

— нормативные правовые акты субъектов РФ;

— нормативные правовые акты муниципальных образований;

— локальные нормативные акты.

Решения, принимаемые высшими судебными инстанция­ми, нельзя считать источниками права социального обеспече­ния в полном смысле этого слова, но их следует рассматривать кик реальные регуляторы общественных отношений. Кроме ГОГО, содержащиеся в них положения могут рассматриваться как один из способов толкования правовых норм.

По сфере действия выделяются международные, федераль­ные, региональные, муниципальные, локальные нормативные правовые акты.

По субъектам обеспечения источники права социального обеспечения подразделяются на регулирующие социальное обеспечение:

— пожилых людей;

— инвалидов;

— семей с детьми;

— государственных гражданских служащих;

— военнослужащих; проходивших службу по призыву (по конт­ракту);

сотрудников правоохранительных органов;

— судей;

— граждан, замещающих государственные должности;

— космонавтов и др.

Можно выделить следующие особенности источников пра­ва социального обеспечения.

1. Отсутствует единый кодифицированный акт. Значительное число отраслей российского права имеет в качестве ис­точников кодекс (уголовное право — Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; трудовое право — Трудовой ко­декс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ; гражданское право — Гражданский кодекс РФ (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 де­кабря 2006 г. № 230-ФЗ) и т.д.). Ученые, занимающиеся пра­вом социального обеспечения, ведут научные дискуссии о не­обходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении. При этом предлагаются разные варианты коди­фикации: а) кодификация всего социального законодатель­ства (принятие единого социального кодекса РФ); б) кодифи­кация отдельных институтов права социального обеспечения (принятие пенсионного кодекса РФ). Разработка кодекса со­циального обеспечения позволила бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порож­даемые отсутствием системного подхода, но и поднять на бо­лее высокий качественный уровень содержание нормативного
материала.

2. Правовое регулирование осуществляется при помощи весьма существенного числа нормативных правовых актов различной юридической силы.

3. Среди источников права социального обеспечения глав­ную роль играют федеральные законы.

4. Значительную роль в правовом регулировании играют подзаконные нормативные правовые акты: акты Правитель­ства РФ, отраслевых федеральных органов исполнительной власти, указы Президента РФ.

5. Динамизм законодательства. Законодательство о социальном обеспечении претерпевает принципиальные измене­ния примерно один раз в один-полтора года.

6. Сочетание федерального, регионального, муниципаль­ного, локального типов регулирования.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...