Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и общая характеристика источников права социального обеспечения
В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. В качестве источников права социального обеспечения выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и сферы действия. По юридической силе выделяются нормативные правовые акты в следующей иерархии: — Конституция РФ; — международные нормативные правовые акты; — федеральные конституционные законы; — федеральные законы; — подзаконные акты; — нормативные правовые акты субъектов РФ; — нормативные правовые акты муниципальных образований; — локальные нормативные акты. Решения, принимаемые высшими судебными инстанциями, нельзя считать источниками права социального обеспечения в полном смысле этого слова, но их следует рассматривать кик реальные регуляторы общественных отношений. Кроме ГОГО, содержащиеся в них положения могут рассматриваться как один из способов толкования правовых норм. По сфере действия выделяются международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные нормативные правовые акты. По субъектам обеспечения источники права социального обеспечения подразделяются на регулирующие социальное обеспечение: — пожилых людей; — инвалидов; — семей с детьми; — государственных гражданских служащих; — военнослужащих; проходивших службу по призыву (по контракту); — сотрудников правоохранительных органов; — судей; — граждан, замещающих государственные должности; — космонавтов и др. Можно выделить следующие особенности источников права социального обеспечения. 1. Отсутствует единый кодифицированный акт. Значительное число отраслей российского права имеет в качестве источников кодекс (уголовное право — Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; трудовое право — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ; гражданское право — Гражданский кодекс РФ (часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ) и т.д.). Ученые, занимающиеся правом социального обеспечения, ведут научные дискуссии о необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении. При этом предлагаются разные варианты кодификации: а) кодификация всего социального законодательства (принятие единого социального кодекса РФ); б) кодификация отдельных институтов права социального обеспечения (принятие пенсионного кодекса РФ). Разработка кодекса социального обеспечения позволила бы не только упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, но и поднять на более высокий качественный уровень содержание нормативного 2. Правовое регулирование осуществляется при помощи весьма существенного числа нормативных правовых актов различной юридической силы. 3. Среди источников права социального обеспечения главную роль играют федеральные законы. 4. Значительную роль в правовом регулировании играют подзаконные нормативные правовые акты: акты Правительства РФ, отраслевых федеральных органов исполнительной власти, указы Президента РФ. 5. Динамизм законодательства. Законодательство о социальном обеспечении претерпевает принципиальные изменения примерно один раз в один-полтора года. 6. Сочетание федерального, регионального, муниципального, локального типов регулирования.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |