Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы права социального обеспечения




Теорией государства и права разработаны следующие по­ложения, касающиеся принципов права.

1. Принципы права — это руководящие идеи, характеризу­ющие содержание права, его сущность и назначение в обще­стве. Принципы права играют важную роль в правовом регу­лировании, поскольку, во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совер­шенствования правовых норм, во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных решений, в-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве, в-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

2. Принципы права классифицируются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (от­раслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам.

3. Принципы права могут иметь нормативное закрепление (в конституции и других нормативных актах), а могут и выво­диться из общего смысла законов.

К общим принципам следует относить принципы спра­ведливости, законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства Конституции РФ и др.

К отраслевым принципам права социального обеспечения следует относить:

а) принцип всеобщности социального обеспечения, который состоит в предоставлении обеспечения любым лицам неза­висимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям, а также других обстоятельств;

б) принцип приоритетного обеспечения отдельных кате­горий граждан. Во-первых, необходимо указать, что граждане Российской Федерации для получения обеспечения предо­ставляют меньший пакет документов, нежели иностранные граждане и лица без гражданства, которые дополнительно должны подтвердить факт постоянного проживания на тер­ритории России. Соответствующее положение дел обосновы­вается тем, что финансовые ресурсы государства ограничены, более того, государство должно защищать национальную без­опасность и поддерживать оптимальный баланс националь­ных и иностранных трудовых ресурсов. Во-вторых, отдельные категории граждан подлежат особой защите со стороны госу­дарства в связи:

— с наличием у них выдающихся достижений и особых за­слуг перед Родиной (ветераны войн, Герои РФ (СССР), Со­циалистического труда; граждане, имеющие государственные награды (ордена Славы, Св. Андрея Первозванного и др.); лауреаты государственных премий РФ (РСФСР); чемпионы
Олимпийских, Паралимпийских или Сурдлимпийских игр и др.);

— претерпеванием гражданами лишений (жители блокад­ного Ленинграда, бывшие узники фашизма, репрессирован­ные, пострадавшие от радиационных воздействий и др.);

— состоянием здоровья человека (инвалиды, нетрудоспособные и др.);

— осуществлением деятельности в условиях, отличающихся от нормальных (работа с вредными, тяжелыми условиями труда, в горячих цехах, в местностях с тяжелыми климатиче­скими условиями и др.);

— возрастом (дети, престарелые и др.);

— особой социальной ролью (беременные женщины, се­мьи с детьми и др.);

— материальным положением граждан (малообеспеченные);

в) принцип связи обеспечения с трудовой деятельностью. Право на большинство видов социального обеспечения за­висит от наличия стажа, определенной его продолжительно­сти. Например, для назначения трудовой пенсии по старо­сти необходимо наличие не менее пяти лет страхового стажа.
От продолжительности стажа зависит и размер обеспечения, причем зависимость прямая: чем больше стаж, тем выше раз­мер обеспечения (наиболее наглядно это прослеживается при определении размера пособия по временной нетрудоспособ­ности: при стаже восемь лет и более пособие устанавливает­ся в размере 100% среднего заработка, при стаже от пяти до восьми лет — 80%, при стаже до пяти лет — 60%). Однако социальное обеспечение может предоставляться и независи­мо от наличия стажа и его продолжительности. В частности, медицинская помощь предоставляется всем гражданам (в том числе никогда не работавшим);

г) принцип обеспечения не только граждан, но и членов их семей. Так, при наступлении смерти гражданина члены его семьи имеют право на получение различных видов обеспече­ния (пенсия по случаю потери кормильца, пособие на погре­бение и др.);

д) принцип установления размеров социального обеспе­чения, позволяющих поддерживать достаточный жизненный уровень. Полноценная реализация данного принципа в Рос­сии пока представляется мало возможной, однако в послед­нее время государство предприняло ряд мер, направленных
на то, чтобы размер материального обеспечения нуждающих­ся граждан превышал размер прожиточного минимума, уста­новленного для соответствующей категории граждан (с этой целью с 1 января 2010 г. были установлены социальные допла­ти к пенсиям);

е) принцип периодической индексации (увеличения) основных видов социального обеспечения. Государственные пособия гражданам, имеющим детей, индексируются в размере и сроки, которые предусмотрены законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год исходя из установленного прогнозного уровня инфляции.

Что касается трудовых пенсий, то коэффициент индек­сации размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется Прави­тельством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период в следующем порядке:

1 - при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6% — один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, т.е. с 1 фев­раля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября;

2 - при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6% за каждое полугодие — один раз в шесть месяцев, т.е. с 1 августа и 1 февраля;

3 - в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6% — один раз в год с 1 февраля.

Размер накопительной части трудовой пенсии по старо­сти подлежит ежегодной индексации с 1 июля года, следу­ющего за годом, на который приходится ее назначение или перерасчет.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...