Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предмет и метод права социального обеспечения




Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.

Право регламентирует далеко не все фактически суще­ствующие общественные отношения, а только их часть, раз­личную на каждом этапе развития государства и общества. Поэтому предметом права социального обеспечения выступает относительно обособленная группа общественных отноше­ний, возникающих при реализации гражданами прав на соци­альное обеспечение.

Указанным отношениям свойственны следующие черты:

1) они жизненно важны для гражданина (его семьи);

2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

4) это отношения поведенческие, за которыми можно осу­ществлять контроль.

В структуре предмета права социального обеспечения мож­но выделить ядро и примыкающие отношения.

Ядро предмета права социального обеспечения образуют материальные отношения:

а) отношения по предоставлению гражданам социального обеспечения в денежной форме:

— пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю поте­ри кормильца, за выслугу лет; социальных пенсий);

— пособий (по временной нетрудоспособности, по безра­ботице, гражданам, имеющих детей, и др.);

— компенсационных выплат;

б) отношения по оказанию различных услуг:

— медицинской помощи;

— социальному обслуживанию;

— социальной помощи;

— социальной поддержке.

Процессуальные и процедурные отношения рассматривают­ся как примыкающие к ядру предмета права социального обе­спечения и производные от него. Данные отношения способ­ствуют возникновению и развитию материальных отношений, обеспечивают их нормальное функционирование и охрану.

Процедурными являются отношения:

— по установлению специальными органами фактов, име­ющих юридическое значение (в первую очередь для решения вопросов о праве граждан на социальное обеспечение). В чис­ле данных органов следует указать Пенсионный фонд РФ, его региональные отделения и управления городах и районах;
Фонд обязательного социального страхования РФ, Федераль­ный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; федеральные и региональные органы исполни­тельной власти;

— принятию решений о социальном обеспечении;

— предоставлению гражданам социального обеспечения.

Процессуальные отношения возникают при решении:

— споров о социальном обеспечении в судах и в вышестоя­щих в порядке подчиненности органах и учреждениях;

— вопросов, связанных с юридической ответственностью сторон правоотношений.

Кроме того, необходимо выделить ряд отношений, схожих с социально-правовыми правоотношениями, но не являю­щихся таковыми:

1)  отношения по формированию и распределению денеж­ных фондов, предназначенных для социального обеспечения (данные отношения являются предметом финансового права);

2)  отношения по управлению социальным обеспечением, которые обладают всеми признаками административных от ношений и, следовательно, являются предметом администра­тивного права;

3) трудовые (служебные отношения) между работниками (служащими) организаций (государственных органов), предо­ставляющих обеспечение, которые входят в предмет трудового и административного права.

 


Метод права социального обеспечения

Метод права — совокупность приемов и способов правово­го регулирования общественных отношений.

Необходимо выделить следующие особенности метода права социального обеспечения:

1) в зависимости от характера установления прав и обязан­ностей:

— сочетание государственно-правового и локального право­вого регулирования (по общему правилу права граждан и обя­занности органов (организаций) четко определены нормами права и не могут меняться по соглашению сторон, но в рам­ках локального правового регулирования органы социального партнерства могут установить дополнительные виды социаль­ного обеспечения для работников);

2) в зависимости от правового положения сторон правоот­ношений:

— стороны в правоотношениях по социальному обеспече­нию нельзя считать равными (как в гражданском праве), но они и не подчинены друг другу (как в административном пра­ве);

3) по степени свободы действий субъектов права:

— для получения социального обеспечения гражданин должен обратиться в соответствующий орган (или к рабо­тодателю) с заявлением и другими необходимыми документами, в противном случае обеспечение предоставлено не будет;

— усмотрение органов социальной защиты населения ограничено (если гражданин предоставил все документы, преду­смотренные законом, они обязаны предоставить социальное обеспечение);

4) по способу защиты субъективных прав и обеспечения выполнения обязанностей:

— за защитой своих прав граждане могут обратиться как в вышестоящий в порядке подчиненности орган (организа­цию), так и в суд, т.е. применяется судебный и внесудебный порядок разрешения споров;

— санкции носят правовосстановительный характер, т.е. граждане, получившие социальное обеспечение обманным путем или получившие его в больших объемах, чем полагается, должны полностью возместить причиненный вред (при этом такие граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности за мошенничество);

— применяются специфические санкции (например, размер пособия по временной нетрудоспособности может быть снижен, если получатель без уважительных причин нарушал режим, предписанный лечащим врачом, либо не явился в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы);

— что касается приемов и способов правового регулирования, то в праве социального обеспечения имеет место сочетание четырех типов нормативно-правового регулирования общественных отношений: федерального, регионального (на уровне субъектов РФ), муниципального (на уровне городов, районов и др.) и локального (на уровне организаций).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...