Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению
Субъекты правоотношений по социальному обеспечению в зависимости от своей роли в распределительных отношениях подразделяются на субъекты, имеющие право на социальное обеспечение, и субъекты, обязанные его предоставить. Субъекты — граждане, имеющие право на социальное обеспечение, представлены различными группами: несовершеннолетние, инвалиды (включая детей-инвалидов), лица, достигшие пенсионного возраста, лица, получающие пенсии по возрасту, по случаю потери кормильца, нетрудоспособные граждане, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, утратившие возможность к самообслуживанию и др. Граждане обладают таким юридическим свойством, как правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права способность лица быть участником правоотношений. Первый элемент правосубъектности — правоспособность. В теории права под правоспособностью понимается предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Она выступает в качестве предпосылки приобретения права на какой-либо вид обеспечения. Поэтому элементами правоспособности являются право на пенсию, пособие, медицинскую помощь и др.» Социально-правовая правоспособность является составной частью общеправовой правоспособности, возникает у каждого гражданина с момента рождения и прекращается с его смертью или признанием его умершим. Вторым элементом правосубъектности выступает дееспособность (предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности3). Граждане могут обращаться в соответствующие органы с целью приобретения прав (за назначением пенсий, пособий, предоставлением мер социальной поддержки, защитой нарушенных прав), а также нести ответственность за свои неправомерные действия. Возраст наступления дееспособности в законодательстве о социальном обеспечении не определен, поэтому встречаются различные варианты приобретения дееспособности. Ее появление может совпадать с появлением, во-первых, трудовой праводееспособности (возникновение права на пособие по временной нетрудоспособности, трудовую пенсию по инвалидности и др.), во-вторых, гражданско-правовой праводееспособности (право на государственные пособия гражданам, имеющим детей). Кроме того, в отношении отдельных групп субъектов социального обеспечения установлены специальные нормы о дееспособности (например, у лица, достигшего 14-летнего возраста, возникает право самостоятельного обращения за назначением пенсии). Нормами законодательства о социальном обеспечении может быть установлен и повышенный возраст дееспособности. Так, медицинская стерилизация может быть проведена гражданину не моложе 35 лет. Таким образом, правоспособность является условием для существования субъективного права либо обязанности, а дееспособность характеризует степень самостоятельности приобретения прав и обязанностей. К субъектам, обязанным предоставлять обеспечение, относятся: Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, Фонд обязательного социального страхования РФ и его территориальные органы, федеральные и территориальные органы Фонда обязательного медицинского страхования РФ, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, иные органы государственной власти, местного самоуправления, организации, работодатели — физические лица. Указанные субъекты, за исключением работодателей — физических лиц, являются юридическими лицами. Правосубъектность юридического лица складывается из правоспособ-ности и дееспособности, возникающих одновременно, с момента регистрации юридического лица (госоргана). Правосубъектность лиц, обязанных предоставлять обеспечение, является специальной, выступает в виде компетенции, т.е. суммы прав, обязанностей и полномочий. Специальная правосубъектность осуществляется в материальных правоотношениях, а в процедурных правоотношениях проявляется административно-правовая правоспособность юридического лица. Объект правоотношений по социальному обеспечению — материаль-ные блага и услуги, адресованные гражданину, по поводу которых возникают правоотношения. Конкретными объектами правоотношений по социальному обеспечению выступают пенсии, пособия, компенсационные выплаты, меры социальной поддержки, социальное обслуживание, медицинская помощь. Содержание правоотношений — субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения. Содержание правоотношений по социальному обеспечению представляет собой совокупность субъективных прав и юридических обязанностей граждан и уполномоченных органов по поводу получения и предоставления социального обеспечения. В правоотношениях по социальному обеспечению субъективные права граждан включают правомочие требовать у уполномоченных органов предоставления конкретных видов обеспечения в установленные сроки, в определенных законом размерах. В свою очередь, у уполномоченных органов существуют соответствующие праву граждан обязанности: выплата пенсий, пособий, их перерасчет, индексация, предоставление медицинских услуг и др. Граждане несут обязанность по предоставлению надлежаще оформленных документов, извещению уполномоченных органов о наступлении обстоятельств, влекущих изменение, прекращение, приостановление предоставления обеспечения. Организации-работодатели и работодатели — юридические лица обязаны выдавать надлежаще оформленные документы для назначения пенсий, пособий и др., сообщать в уполномоченные органы о приеме на работу и т.п. Уполномоченные органы вправе потребовать от граждан предоставления необходимых документов, сообщения сведений, явки на экспертизу, соблюдения режима и пр. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 444. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |