Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения




Субъекты РФ вправе принимать нормативные правовые акты, которые, во-первых, не противоречат актам федераль­ного уровня, а также улучшают права граждан (это касается увеличения размера обеспечения, продления срока обеспечения, а также расширения круга обеспечиваемых граждан). Во-вторых, субъекты РФ обязаны регламентировать предоставление от­дельных видов социального обеспечения (как это предписа­но актами федерального уровня). В частности, в соответствии с актами субъектов РФ предоставляются:

— государственные пособия на ребенка;

— меры социальной поддержки ветеранам труда, тружени­кам тыла, а также реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий;

— социальное обслуживание.

В систему нормативных правовых актов субъектов РФ входят:

— конституция или устав (основной закон) субъекта РФ;

— законы субъекта РФ;

— нормативные акты главы субъекта РФ;

— нормативные акты органов исполнительной власти субъ­екта РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за ис­ключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнитель­ные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия и федеральных законах положений, устанавливающих указан­ное право. Финансирование указанных полномочий не явля­ется обязанностью муниципального образования и осуществляется только при наличии возможности.

Актами органов местного самоуправления могут устанавли­ваться как общие социальные программы (например, Целевая программа социальной поддержки населения города Саратова на 2009—2010 годы, утвержденная постановлением главы ад­министрации города Саратова от 23 января 2009 г. № 20), так и социальная защита отдельных категорий граждан (например, Порядок назначения и выплаты дополнительных мер социаль­ной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающих в Ханты-Мансийске, утвержденный постановлением главы города Ханты-Ман-сийска от 20 января 2009 г. № 23).

Систему муниципальных правовых актов образуют:

— устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

— нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

— правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, преду­смотренных уставом муниципального образования.

Правовой основой для принятия локальных нормативных правовых актов о социальном обеспечении выступает ч. 3 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой поощряется создание до­полнительных форм социального обеспечения. Работодатели вправе за счет собственных средств предоставлять своим ра­ботникам дополнительное социальное обеспечение.

В качестве локальных источников права можно рассма­тривать:

— уставы организаций;

— соглашения, заключаемые между полномочными пред­ставителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотрасле­вом) и территориальном уровнях социального партнерства, регулирующие социально-трудовые отношения, устанавли­вающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений;

— коллективные договоры, заключаемые между работни­ками и работодателем, которыми могут быть урегулированы социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя. В коллективный договор мо­гут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам выплаты пособий, компенсаций; охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная опла­та питания работников, а также иные вопросы, определенные
сторонами. Так, в коллективных договорах металлургических предприятий закрепляется обязанность работодателя предо­ставления дополнительных социальных льгот и гарантий, создания фондов социальной помощи, выплаты пособий (на­пример, ежемесячного пособия неработающим женщинам по
уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет в раз­мере минимальной заработной платы, дополнительного еди­новременного пособия при рождении ребенка), заключения договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, установления надбавок к пенсии работающим пенсионерам, предоставления мер социальной поддержки (в том числе пре­доставление путевок в оздоровительные учреждения, оплата содержания детей в детских дошкольных учреждениях).

 



Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению

Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношения по социальному обеспечению — общественные отношения, урегулированные нормами права, возникаю­щие между гражданами и органами государства, местного са­моуправления, организациями и гражданами-работодателями, по поводу предоставления гражданам материального и иных видов обеспечения в случае наступления социальных рисков.

Признаки правоотношений по социальному обеспечению:

1) правоотношения имеют волевой характер;

2) урегулированы правом;

3) складываются между обязанными (органы государства, местного самоуправления, организации и граждане-работодатели) и уполномоченными (граждане) субъектами;

4) возникают по поводу материального и иных видов обе­спечения;

5)возникают на основе юридических фактов.

Существуют различные классификации правоотношений по социальному обеспечению.

Основная классификация проводится по видам обеспече­ния (по объекту правоотношения): пенсионные, по предо­ставлению пособий (обеспечению пособиями), компенса­ционных выплат, по медицинской помощи, социальному обслуживанию, предоставлению мер социальной поддерж­ки. Данные виды правоотношений содержат более мелкие единицы классификации — подвиды. Например, пенсион­ные правоотношения подразделяются на правоотношения по поводу предоставления пенсии по старости, инвалидно­сти, случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальной пенсии.

По сроку действия правоотношения по социальному обе­спечению могут быть длительными (выплата пенсии, по­собий), в том числе пожизненными, и единовременными (кратковременными) (к примеру, выплата единовременного пособия).

Предпосылками возникновения правоотношений по со­циальному обеспечению являются правосубъектность сторон и юридические факты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 495.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...