Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Ознакомиться, определить и обосновать конкретными фактическими данными этап жизненного цикла, на котором осуществляется управленческая деятельность в рассматриваемой организации.
Ознакомиться, определить тип и подробно описать особенности маркетинговой стратегии, которой придерживается организация на данном этапе жизненного цикла.
5. Ознакомиться и сформулировать цели управления данной организацией, с точки зрения удовлетворения интересов клиентов, персонала организации, партнеров по бизнесу и общества:
- стратегические цели (качественные параметры деятельности фирмы, направленные на достижение долговременного коммерческого успеха и высоких стандартов управленческой работы);
- текущие цели (выраженные в количественных показателях деятельности организации на данный календарный год).
Ознакомиться с принципами программно-целевого подхода к управлению, культивируемыми менеджерами данной организации.
Ознакомиться и сформулировать принципы осуществления основных функций управления, используемые менеджерами в данной организации (см. табл. 3).
Таблица 3 – Взаимосвязь основных функций и принципов управления
Функции
управления
| Принципы
управления
| Краткое описание
принципа
| 1. Целеполагание
2. Планирование
3. Организация
4. Координация
5. Мотивация
6. Контроль
| | |
Ознакомиться и проанализировать результативность методов управления, используемых менеджерами данной организации (см. табл. 4).
Таблица 4 – Методы управления
Группа методов
| Краткое описание
методов
| Результат применения метода на практике
| 1. Экономические
2. Организационные
3. Социальные
4. Психологические
| | |
Ознакомиться с особенностями организационной культуры данной организации (см. табл. 5) и на основе анализа организационных переменных определить тип культивируемой менеджерами организационной культуры (административная, предпринимательская, смешанного типа).
Таблица 5 – Элементы организационной культуры
Организационные переменные
| Краткое описание
| 1. Вид контроля
2. Подход к решению проблем
3. Принцип делегирования полномочий
4. Тип организационной структуры
5. Ролевое взаимодействие при субординации сотрудников
6. Производственная стратегия
7. Подход к управлению
8. Принцип проектирования работы
9. Подход к выполнению работы
| |
Ознакомиться с содержанием и организацией личного трудового процесса начальника структурного подразделения, в котором проходите практику. Подробно расписать цикл принятия управленческих решений данным менеджером.
Ознакомиться с внутренним и внешним документооборотом структурного подразделения (или организации в целом) при выполнении основных управленческих функций. Подробно изучить Положение о структурном подразделении и Должностные инструкции сотрудников рассматриваемого подразделения организации. Выявить и проанализировать отличия от типовых регламентирующих документов.
Ознакомиться с основными регламентирующими документами (см. табл. 6), используемыми в процессе управления организацией. Ксерокопии документов поместить в приложение отчета по практике.
Таблица 6 – Документы, регламентирующие процесс управления
Элемент системы
управления
| Регламенты управления
| 1. Организация в целом
| Устав организации, Договор учредителей, Правила внутреннего трудового распорядка, Штатное расписание, Коллективный трудовой договор
| 2. Персонал
| Модель рабочего места, Положение о подразделении, Должностная инструкция, Контракт / Трудовой договор, Договор о материальной ответственности, Положение об оплате труда, Порядок приема персонала в организацию, Положение об аттестации персонала, Карьерограмма, Порядок увольнения персонала из организации
| 3. Информация управления
| Положение по организации делопроизводства, Положение об информационной системе, Положение о служебной тайне, типовые формы документов, классификаторы и справочники
| 4. Техника управления
| Технический паспорт, Инструкция по эксплуатации, Инструкция по технике безопасности, Инструкция оператора ЭВМ
|
Ознакомиться с комплексной системой мотивации и стимулирования персонала организации (см. табл. 7), сделать выводы о влиянии компонентов системы на эффективность трудовой деятельности сотрудников предприятия.
Таблица 7 – Комплексная система мотивации и стимулирования персонала
Компоненты системы
| Инструменты
| Цель
применения
| 1
| 2
| 3
| Мотивация персонала:
| 1. Культура организации
| Устав организации, основные принципы руководства
| | 2. Идентификация с организацией
| Формы информации об организации для создания ее образа у персонала и представителей внешней среды
| | 3. Система участия
| Формы и методы распределения прибыли, участие в капитале, развитие отношений партнерства и сотрудничества
| | 4. Обслуживание персонала
| Все формы услуг, предоставляемых работникам; создание условий для отдыха и разгрузки, занятия спортом
| | 5. Организация рабочего места
| Технические и организационные вспомогательные средства; эргономичные условия труда
| | 6. Кадровая политика
| Формы подготовки и повышения квалификации (семинары, тренинги); перспективные программы управления кадровым резервом (карьерограммы)
| | 7. Регулирование рабочего времени
| Гибкий, скользящий графики рабочего времени
| | 8. Информирование работников
| Собрания трудового коллектива, совещания работников, отчеты о работе, журналы, справочники, сайты организации
| | Стимулирование персонала:
| 1. Заработная плата
| Основная заработная плата (сдельная, повременная, окладная) и дополнительная заработная плата (премии; надбавки за профмастерство; доплаты: за тяжелые условия труда, за совместительство, за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни, за сверхурочную работу; оплата или компенсация за отпуск
| | 2. Бонусы
| Годовой, за отсутствие прогулов, за заслуги, за выслугу лет, целевой
| | 3. Участие в акционерном капитале или в прибылях
| Возможность покупки акций, приобретение по льготным ценам, безвозмездное получение акций; формирование поощрительного фонда
| | 4. Планы дополнительных выплат
| Подарки от организации, субсидии на деловые расходы, покрытие личных расходов
| | 5. Средства на транспортное обслуживание
| Оплата транспортных расходов, выделение средств на приобретение транспорта, предоставление служебного транспорта (с полным или частичным обслуживанием), обслуживание служебным транспортом
| | 6. Программы обучения
| Покрытие расходов на организацию обучения, переподготовку и повышение квалификации; выделение средств на обучение в учебных заведениях; выплата привилегированных стипендий
| | 7. Программы строительства или приобретения жилья
| Выделение средств на собственное строительство жилья или на паевых условиях; льготные кредиты на приобретение жилья
| | 8. Программы медицинского обслуживания
| Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями и оплата их услуг
| | 9. Организация питания
| Выделение средств на организацию питания в организации; выплата субсидий на питание
| | 10. Стимулирование свободным временем
| Предоставление дополнительных выходных или отпуска за активную и творческую работу; возможность выбора времени отпуска; сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда
| | 11. Выражение общественного признания
| Вручение грамот, значков, вымпелов; размещение на доске почета; присуждение почетных званий и наград; оценка труда по заслугам; вынесение публичных благодарностей или выговоров
| |
Ознакомиться с методикой расчета (см. табл. 8) и проанализировать динамику некоторых критериальных показателей эффективности работы организации.
Таблица 8 – Показатели эффективности работы организации
Показатель
эффективности, размерность
| Способ
расчета
| Характеристика
| Примечание
| Экономическая эффективность конечных результатов:
:
| 1. Балансовая
прибыль, руб.
| Выручка от реализации продукции (оказанных услуг) за вычетом себестоимости, отражаемая в бухгалтерском балансе
| Основной обобщающий показатель, отражающий финансовые результаты в денежной форме
| Зависит от объема выпуска продукции /услуг и уровня цен. Неприменим для убыточных предприятий
| 2. Доход, руб.
| Выручка от реализации продукции / услуг за вычетом материальных затрат и амортизации
| Экономический показатель прибавочного продукта. Стимулирует экономию ресурсов
| Зависит от объема выпуска продукции / оказания услуг. Включает в себя фонд заработной платы – расходную статью себестоимости
| 3. Себестоимость, руб.
| Часть стоимости, включающая затраты на потребленные средства производства и на оплату труда
| Характеризует абсолютные размеры затрат на производство, снижение которых дает прибыль
| Не может служить сравнительным показателем для различных предприятий
| 4. Затраты на 1 руб. продукции,
коп./руб.
| Отношение себестоимости к стоимости товарной продукции / услуги
| Показывает структуру себестоимости, при-былей или убытков. Сопоставим для любых предприятий
| Завышение цен на продукцию приводит к искусственному снижению затрат и росту прибыли
|
Продолжение таблицы 8
1
| 2
| 3
| 4
| 5. Объем товарной продукции,
руб.
| Стоимость произведенной и реализованной покупателю товарной продукции за определенный период
| Характеризует продажу произведенной продукции на рынке, т.е. факт обмена «товар – деньги»
| Зависит от спроса и предложения товара и монополизации рынка
| 6. Качество про-дукции (брак и рекламации), %
| Отношение качественной продукции к общему объему товарной продукции
| Показывает удельный вес брака и рекламаций в объеме товарной продукции. Позволяет влиять на технологию производства
| Характеризует качество продукции в период гарантийного срока и только по предъявлению рекламации
| 7. Фондоотдача основных производственных фондов, доли
| Отношение объема товарной продукции к стоимости основных производственных фондов (ОПФ)
| Позволяет судить об эффективности использования производственных фондов, произведенной продукции в расчете на единицу фондов
| Зависит от стоимости продукции и инфляции, неполной загрузки, простоя оборудования или завышенной стоимости ОПФ
| Качество, результативность и сложность труда:
| 1. Производтельность труда, руб./чел.
| Отношение объема выпушенной продукции (оказанных услуг) к среднесписочной численности работников, занятых в производстве (оказывающих услуги)
| Характеризует часть продукции в расчете на 1 работника и позволяет судить о производственном потенциале персонала
| Допускает завышение затрат и численности работников. Динамика несопоставима в условиях инфляции
| 2. Потери рабочего времени на 1 работника,
чел. - дни
| Отношение суммарных потерь времени из-за болезни, простоев, неявок к среднесписочной численности персонала
| Показывает резерв эффективности в использовании труда персонала
| Не фиксирует внутрисменные потери рабочего времени. Зависит от социального обеспечения и здравоохранения
| 3. Фонд заработной платы,
тыс. руб.
| Общий фонд основной и дополнительной заработной платы, включаемый в себестоимость продукции / услуги
| Позволяет контролировать размеры и удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции / услуги. Является базой для налогообложения
| Зависит от численности сотрудников организации, товарной продукции и внешних факторов (налоги, монополия и др.)
| 4. Средняя зара-ботная плата на 1 работника, руб/чел
| Отношение общего фонда заработной платы к среднесписочной численности персонала
| Характеризует уровень оплаты труда и динамику ее изменения
| Зависит от цены продукции / услуги, инфляции и внешних факторов (налоги, монополия и др.)
| 5. Текучесть кадров, %
| Отношение числа уволенных работников к среднесписочной численности персонала
| Характеризует уровень стабильности трудового коллектива и работу с персоналом
| Не включает часть уволенных по уважительным причинам работников (армия, переезд, пенсия и т.д.)
|
Окончание таблицы 8
|