Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности самоактуализации студентов в учебной деятельности
В психологической науке понятие "самоактуализация" характеризуется как синтезированное, охватывающее всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, богатство эмоциональной и духовной жизни, высокий уровень физического здоровья и моральности. А.Маслоу отмечает, что термин "самоактуализация" относится к "желанию людей реализовать себя, а именно: к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально". С.Д.Максименко считает, что самореализация личности является, на самом деле, органически присущей любому человеку (и совсем неуместными являются тезисы о том, что будто бы очень небольшое количество людей (3%, по А.Маслоу) – самореализуются, поскольку это "делают все" Е.Н.Городилова данный феномен определяет как "стремление и процесс реализации генетических и личностных возможностей, наиболее полное и позитивное использование возможностей, воплощение потенциала, внутренней природы человека, проявление его Я, процесс полного развития, саморазвития, самопознания, самосовершенствования, высокий уровень психического здоровья, сбалансированное и гармоничное раскрытие всех аспектов личности, целенаправленное стремление к цельности" Е.Е.Вахромов рассматривает самоактуализацию как сознательно осуществляемую субъектом практическую деятельность, направленную на решение наличных проблем своей жизненной ситуации, следствием которой является самоизменение и изменение в жизненной ситуации. Таким образом, потребность в самоактуализации – природная потребность, которая придает индивидуальной жизни человека яркую направленность и глубокий смысл, укрепляя веру в себя. Особенно эта потребность выражена в студенческие годы, поскольку они являются важным периодом становления личности молодого человека. Самоактуализациястудентов определяется как процесс реализации стремления к осуществлению деятельности по максимально полному развитию своей личности в процессе обучения в вузе. В современной науке разработаны особенности и показатели самоактуализирующейся личности студентов. Для самоактуализации студентов характерна коммуникативная направленность, значимость взаимоотношений с социумом, потребность общественного признания, ориентация на активные действия (Е.Н.Городилова); общительность, эмоциональная устойчивость, уверенность в силах, энергичность (И.В.Туркова); эмпатийные способности, ориентация на взаимодействие с другими людьми, смелость в установлении межличностных контактов, деловая направленность, профессиональная креативность (Е.Ф.Ященко); гибкость и произвольность поведения, доверчивость, общительность, уверенность и ответственность, потребность в самоуважении (Н.И.Петрова). Исходя из анализа трудов, посвященных исследованию различных аспектов сущности самоактуализации, можно уточнить показатели самоактуализирующейся личности студентов. Первым показателем самоактуализирующейся личности студентов является социально-психологическая адаптированность. Адаптированность – это "уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворённости или неудовлетворённости собой". Необходимо отметить, что зарубежные учёные гуманистического направления (К.Гольдштейн, А.Маслоу, К.Роджерс и др.) рассматривали адаптацию как явление, ведущее к гомеостазу и замедляющее раскрытие индивидуальности и развитие личности. Однако, К.Роджерс, Р.Мэй и Э.Шостром отмечают важность и полезность адаптации на первом этапе приспособления к новым условиям. Так, Р.Мэй признаёт адаптацию "шагом вперёд" в сторону самоактуализации. Э.Шостром рассматривает начало жизни человека (до 35 лет) как один большой адаптационный период, в котором молодые люди адаптируются как к внешним требованиям социокультурной среды, так и к своим внутренним потребностям и стремлениям. В отечественных исследованиях отмечается, что личность более эффективно реализует свой потенциал при благоприятных внешних условиях. Самоактуализирующаяся личность находит оптимальную степень адаптированности, которая является результирующей диалектического противоречия между потребностью в общении, в принадлежности к группе, потребностью соответствовать ценностным эталонам группы и потребностью следовать собственному предназначению, заявить о себе как об индивидуальности. Самоактуализирующаяся личность способна к "определённому дистанцированию от адаптивных воздействий социальных структур". Однако, особенности юношеского возраста таковы, что достичь гармоничного "дистанцирования" трудно. Проявляется противоречивость социальной направленности личности. С одной стороны, у юношей, как и у подростков, высока значимость потребности в принадлежности к референтным группам, в общественном признании, утверждении. С другой стороны, характеристикой юности является стремление выделиться, освободиться от опеки, показать свою индивидуальность, проявить независимость. В этом возрасте самоактуализирующийся человек должен демонстрировать оптимальный уровень приспособленности к группе, интегрированность в её статусно-ролевую структуру; собственный стиль поведения, независимость от общественного мнения, отсутствие стремления гнаться за модой, слепо подражать кумирам; опора на собственные силы, убеждения, установки. Социально-психологическая адаптация как показатель самоактуализирующейся личности студентов характеризуется следующими признаками: • способность анализировать ролевую структуру коллектива; • умение работать в команде; • способность к быстрому установлению глубоких контактов с людьми; • способность принимать себя, других такими, какие они есть; • опора на собственные силы, убеждения, уверенность в своих силах; • знание основных особенностей системы вузовского образования; • знание истории, традиций вуза, особенностей обучения в данном конкретном вузе; • умение оптимально организовать режим труда и отдыха в условиях учебного процесса в вузе; • умение эффективно слушать, конспектировать, рационально читать, составлять тезисы и работать с первоисточниками, словарями, справочниками; • знание правил написания рефератов, курсовых или иных видов работ; • умение эффективной организовать подготовку к экзаменам. Вторым показателем самоактуализирующейся личности студентов является креативность. Креативность определяется как "творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или её отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания". Различным аспектам креативности самоактуализирующегося человека посвящены работы таких учёных, как Л.Г.Брылева, Е.А.Ларина, Н.И.Петрова и др. А.Маслоу рассматривает креативность как универсальное качество самоактуализирующейся личности. Креативность связана с развитием личности в онтогенезе, с появляющимся и всё более осознанным стремлением к самоактуализации молодых людей. Творческий порыв в юности часто не приводит к какому-либо результату, творческая деятельность и самоактуализация могут носить спонтанный, неуправляемый характер. Креативность студентов должна проявляться в способности самостоятельно ставить цели, ориентироваться на будущее. Проявляться не только в энергичности, находчивости и непосредственности, но и в упорстве при достижении целей творчества. Внутренними условиями успешности и эффективности творческой деятельности студентов являются интеллектуальная дисциплина, организованность и систематичность в работе. Чтобы стать успешными и творчески продуктивным и во всех видах деятельности, студенты нуждаются в интеллектуальной дисциплине, собранности, самоконтроле. У юношей и девушек усиливается направленность на творческую деятельность, в рамках которой проявляется и развивается их креативность. В свою очередь высокий уровень креативности позволяет активно участвовать в творческой деятельности, и это в итоге даёт возможность для самовыражения, повышается социометрический статус и повышается самооценка. Именно поэтому креативность молодого человека в период юности проявляется в умении сотрудничать. Креативностькак показатель самоактуализирующейся личности студентов может проявляться в следующих знаниях, умениях, способностях: • интеллектуальные умения (умения анализировать, сравнивать, выделять, описывать, доказывать, обосновывать оценивать, ранжировать идеи); • умение модернизировать старые идеи, генерировать новые; • умение импровизировать, способность к необыкновенным сочетаниям элементов (понятий, идей, оттенков, форм, отношений), способность находить проблемы в известном; • способность наслаждаться не только результатом, но и процессом творческой деятельности; • умение осуществлять самоконтроль, самодисциплина, собранность, упорство, терпение, организованность; • умение ставить цели, планировать, оценивать результаты; • умение организовывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать, избегать конфликтов; • стремлении к самовыражению, выражению своего "Я"; • навык самопрезентации. Третьим показателем самоактуализирующейся личности студентов является высокий уровень развития рефлексивности. Рефлексия – "это мысленный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к другим, своих задач, назначения". Следовательно, рефлексивность как качество личности проявляется в способности осуществлять эти процессы, в частности анализировать особенно- сти своего "Я", действия и поступки, отношения с другими, понимать и осознавать возможности саморегуляции деятельности. Рефлексивные акты служат корректировке представлений человека о себе и мире. Развитие рефлексивности способствует самоактуализации, так как когнитивные процессы обеспечивают качественную и количественную самооценку системы знаний человека о своей личности, влияющих на самоактуализацию и способы её достижения. По мнению С.Ю.Степанова и И.Н.Семёнова, предметом рефлексии являются особенности своего "Я", а также особенности социальной подструктуры личности, которым соответствуют определённые типы рефлексии: • знания о статусно-ролевой структуре организации коллективного взаимодействия (кооперативная рефлексия); • представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков (коммуникативная рефлексия); • свои поступки и образы собственного "я" (личностная рефлексия); • знания об объекте и способы действия с ним (интеллектуальная рефлексия). Рефлексивность как показатель самоактуализирующейся личности студентов может выражаться в следующих способностях, умениях, знаниях: • способность контролировать свои действия, в том числе и умственные, отслеживать логику развёртывания суждений; • способность к адекватному оцениванию своего "Я", умение анализировать особенности своих действий и поступков; • умение принимать решение, ответственность за свои действия; • эмпатия, способность встать на место другого, посмотреть на себя его глазами; • умение анализировать взаимоотношения с членами коллектива; • знание о статусно-ролевой структуре группы; • умение выявить причину и способ устранения встретившихся затруднений в общении с членами коллектива. Четвёртым показателем самоактуализирующейся личности студентов является готовность к саморазвитию. Показателями готовности к саморазвитию старшеклассников является: умение определять цели саморазвития, планировать их достижение, преодолевать препятствия достижения целей. Таким образом, готовность к саморазвитию требует не только осознания необходимости самоактуализации, но и высокой степени развития рефлексии для эффективного целеполагания самоактуализации и умений осуществлять творческую деятельность. Согласно точке зрения Т.Ф.Ушевой, готовность к саморазвитию студентов проявляется в наличии следующих умений:
Готовность к саморазвитию как показатель самоактуализации личности студентов выражается в следующих умениях и способностях: • способность принимать себя, ценить свои достоинства, уважать себя, доверять себе и своим силам; • внутренняя свобода развиваться в любом направлении; • готовность учиться; • интерес к личностному развитию, заинтересованность в его результатах, понимание его важности, значимости; • умение определять цели саморазвития, планировать их достижение, прогнозировать результаты; • умение мобилизовать силы, сосредоточиться, найти пути преодоления трудностей; • умение анализировать причины своего поведения, допущенные ошибки; • умение принимать ответственность за результат саморазвития; • умение соотносить результаты с конечной целью, оценивать свои качества в настоящем, сравнивая с прошлым. Таким образом, рассмотренные нами показатели самоактуализирующейся личности студентов вуза детерминированы психологическими особенностями юношеского возраста, а также спецификой социальной среды, создаваемой учебным процессом в вузе. Они приобретают большое значение в связи с влиянием социального фактора обучения в высшей школе. Во время учебного процесса в вузе можно выделить определенные способы влияния на студента, которые бы способствовали процессу самоактуализации его личности, раскрытию потенциальных возможностей. А именно: • акцентировать внимание на будущую практическую профессиональную деятельность; • максимально связывать задания с уже приобретенным учебным и жизненным опытом студента; • придерживаться оптимального уровня сложности учебного материала; • прогнозировать потенциальные трудности; • переубедить студента, что только собственные стремления и амбиции могут побуждать личность к выполнению опре- деленных действий и определенной деятельности; • побуждать студента уверенно делать выбор в пользу знаний и не бояться принимать самостоятельные решения; • позволить студенту самому выбирать наиболее эффективные методы и способы обучения, которые максимально отвечают его индивидуальным психологическим особенностям; • обеспечить дифференциацию и индивидуализацию самостоятельного обучения; • стимулировать ответственное и с пониманием дела отношение студента к собственным действиям; • на надлежащем научном и методическом уровне разрабатывать методики для осуществления самооценки и самоконтроля знаний; • обеспечить системность в осуществлении самостоятельной учебной деятельности; • поддерживать положительное эмоциональное состояние как результат удовлетворения от собственной учебной деятельности; • содействовать постепенному освобождению от неправильных представлений о себе; • содействовать преобразованию учебной деятельности в настоящую ценность студента, которая бы постепенно становилась потребностью личности. Итак, теоретический анализ работ по проблеме показал, что самоактуализация студентов в учебном процессе вуза– это процесс реализации стремления к осуществлению деятельности по максимально полному развитию своей личности в. Рассмотренные нами показатели самоактуализирующейся личности студентов вуза выражают определенные знания, способности и умения, с помощью которых студент может проявить себя в процессе обучения и тем самым самоактуализироваться. Целенаправленное влияние на личность студента будет способствовать повышению результативности самоактуализации во время обучения в вузе. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 497. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |