Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся
Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе- мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Степень активности школьников является реакцией, методы и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения. В школьной практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические(лабораторные и практические работы). Эти методы отражают как деятельность преподавателя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным. Кроме того, по мнению Сластенина В.А. и др., логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала преподавателем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной,отсюда и соответствующие методы обучения. При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские. Для того, чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы. Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью преподавателя подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае обучающиеся значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом. Итак, на уроках можно использовать следующие приемы управления познавательной деятельностью учащихся: 1) Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных; б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов; в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью; 2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала: а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу; обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения. б) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод; 3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний: а) прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов; б) прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде схемы показать взаимосвязь между ними; в) прием символизации. В целях активизации познавательной деятельности применяются загадки, ребусы, кроссворды; используются игровые моменты, в основном в конце урока. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 553. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |