Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рефлексия учебной деятельности как необходимое средство профилактики отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося поведения будет осуществляться в том случае, если учебная деятельность учащегося будет направляться педагогом на повышение уровня самоактуализации личности, самоутверждения, реализацию возможности недивиантного проявления своих эмоций. Для этого учебная деятельность должна быть: - высоко мотивированной; - принимать формы продуктивной совместной деятельности; - повышать статус индивида как личности; - обеспечивать ситуацию успешности. В этом случае будут созданы условия для воспитания саморазвивающейся личности. В понятие саморазвивающей личности вкладываются:
Для этого личность должна уметь анализировать свою деятельность и вследствие неудовлетворенности результатами изменять ее, то есть обладать хорошо развиты-ми рефлексивными способностями. Это становится особенно важным, если конкретная личность подвержена девиантным проявлениям в поведении. Рефлексия выступает как переделка индивидуально-личностной сферы, способностей к познанию и деятельно-сти. Рефлексивная функция возникает и может быть реализована в любой деятельности. Как правило, она служит для словесного воспроизведения появившегося затруднения, чем обнаруживает причину его возникновения, служа совершенствованию различных видов деятельности. Важный элемент рефлексии – самооценка - структурируется на самооценки стратегии (обоснованность целей и задач), процесса (оптимальность средств и способов) и результата (сравнительный анализ и суммарная оценка действий и результата). В нашем исследовании мы организуем учебную деятельность в форме выполнения творческих проектов на уроках информатики и ИКТ. Под проективным подходом мы понимаем учебную деятельность, в которой знания становятся средством решения конкретных учебно-воспитательных задач. Проективность, поставленная в основу учебной деятельности, создает условия овладения учащимся рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального характера: - осознавать свои потребности и цели; - планировать свой учебный процесс; - отбирать необходимые материалы, способы и приёмы учения, пользоваться различными видами учебных материалов; - осмысливать и обсуждать ход и результаты, собственный стиль учения; - взаимодействовать с преподавателем и одноклассниками. При проективном подходе в обучении учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания; они более уверены в себе, у них более высокий уровень самооценки, а также степень доверия к преподавателю и одноклассникам. Такая организация работы является средством мотивации учащихся и повышения результативности их учебного труда, особенно для подростков, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех. Важным этапом проективного взаимодействия становится заключительная презентация (защита) проектов.Данный этап строится на основе специального опросника:
Рефлексия, на первых порах управляемая преподавателем, учит формировать траекторию саморазвития, корректировать поведение, деятельность, отношения учащихся в процессе педагогического взаимодействия. При возникновении трудностей и выходе в рефлексивную позицию субъект не только перестраивает свои действия, но и просматривает возможные их изменения, переосмысливая свой прежний индивидуальный опыт. Рефлексия реализуется в так называемой нормальной двойственности сознания, когда индивид по отношению к самому себе одновременно выступает и как объект рефлексии ("я-исполнитель") и как субъект ("я-контролер"), который регулирует собственные действия и поступки. Таким образом, рефлексия является необходимым компонентом учебной деятельности, так как обеспечивает высокий уровень взаимовлияния и взаимоизменения участников образовательного процесса, обуславливая саморазвитие личности студента. Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости: а) от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); б) от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову); в) от социальной значимости (социальные – узколичные, по П.М. Якобсону); г) от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович); |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 493. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |