Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рефлексия учебной деятельности как необходимое средство профилактики отклоняющегося поведения




Профилактика отклоняющегося поведения будет осуществляться в том случае, если учебная деятельность учащегося будет направляться педагогом на повышение уровня самоактуализации личности, самоутверждения, реализацию возможности недивиантного проявления своих эмоций. Для этого учебная деятельность должна быть:

- высоко мотивированной;

- принимать формы продуктивной совместной деятельности;

- повышать статус индивида как личности;

- обеспечивать ситуацию успешности.

В этом случае будут созданы условия для воспитания саморазвивающейся личности.

 В понятие саморазвивающей личности вкладываются:

  • Умение брать на себя ответственность за свои действия, в том числе и за свое дальнейшее развитие;
  • решать свои проблемы без ущерба для других;
  • достигать значительного успеха в той деятельности, которая служит для нее объектом самовыражения;
  • получать удовлетворение от своей жизни, в том числе от профессиональной деятельности;
  • быть открытым переменам и новому жизненному опыту.

Для этого личность должна уметь анализировать свою деятельность и вследствие неудовлетворенности результатами изменять ее, то есть обладать хорошо развиты-ми

рефлексивными способностями. Это становится особенно важным, если конкретная личность подвержена девиантным проявлениям в поведении. Рефлексия выступает как переделка индивидуально-личностной сферы, способностей к познанию и деятельно-сти.

Рефлексивная функция возникает и может быть реализована в любой деятельности. Как правило, она служит для словесного воспроизведения появившегося затруднения, чем обнаруживает причину его возникновения, служа совершенствованию различных видов деятельности.

Важный элемент рефлексии – самооценка - структурируется на самооценки стратегии (обоснованность целей и задач), процесса (оптимальность средств и способов) и результата (сравнительный анализ и суммарная оценка действий и результата).

В нашем исследовании мы организуем учебную деятельность в форме выполнения творческих проектов на уроках информатики и ИКТ.

Под проективным подходом мы понимаем учебную деятельность, в которой знания становятся средством решения конкретных учебно-воспитательных задач. Проективность, поставленная в основу учебной деятельности, создает условия овладения учащимся рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального характера:

- осознавать свои потребности и цели;

- планировать свой учебный процесс;

- отбирать необходимые материалы, способы и приёмы учения, пользоваться различными видами учебных материалов;

- осмысливать и обсуждать ход и результаты, собственный стиль учения;

- взаимодействовать с преподавателем и одноклассниками.

При проективном подходе в обучении учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания; они более уверены в себе, у них более высокий уровень самооценки, а также степень доверия к преподавателю и одноклассникам. Такая организация работы является средством мотивации учащихся и повышения результативности их учебного труда, особенно для подростков, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.

Важным этапом проективного взаимодействия становится заключительная презентация (защита) проектов.Данный этап строится на основе специального опросника:

  • Что я должен был получить (цель, задачи)?
  • Что я получил (описание-демонстрация внешнего продукта-результата)?
  • Чем мой продукт отличается от ожидаемого?
  • Что вызвало наибольшее затруднение?
  • Сколько раз и какого рода мне потребовалась помощь?
  • Что новое я теперь умею делать (внутренний продукт деятельности)?

Рефлексия, на первых порах управляемая преподавателем, учит формировать траекторию саморазвития, корректировать поведение, деятельность, отношения учащихся в процессе педагогического взаимодействия. При возникновении трудностей и выходе в рефлексивную позицию субъект не только перестраивает свои действия, но и просматривает возможные их изменения, переосмысливая свой прежний индивидуальный опыт. Рефлексия реализуется в так называемой нормальной двойственности сознания, когда индивид по отношению к самому себе одновременно выступает и как объект рефлексии ("я-исполнитель") и как субъект ("я-контролер"), который регулирует собственные действия и поступки.

Таким образом, рефлексия является необходимым компонентом учебной деятельности, так как обеспечивает высокий уровень взаимовлияния и взаимоизменения участников образовательного процесса, обуславливая саморазвитие личности студента.

Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии

 виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:

а) от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву);

 б) от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);

в) от социальной значимости (социальные – узколичные, по П.М. Якобсону);

г) от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 463.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...