Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Северные алтайцы – двоеданцы




Как ты думаешь, почему северных алтайцев называли двоеданцами? Верно,оказавшись под властью двух государств России и Джунгарии, они вынуждены были платить им дань.

Северные алтайцы платили, дань ойратам шкурами пушных зверей, изделиями из железа.

 Положение алтайцев двоеданцев было тяжелым.Джунгарские и телеутские сборщики дани « …сами ездят и жен своих и детей, и братьев, и племянников, и людей своих посылали и государевых ясашных людей мучат, бьют и грабят, и всячески разоряют, да всякую мягкую рухлядь и платья, зипуны и шубы, и котлы, и топоры сильно отнимают и лошадей отгоняют». По преданию алтайцев, сборщики дани носили в правом ухе в виде серьги особый знак – маленький, посеребренный таганчик, т.к. собирали алман железными котлами и таганами.

С неплательщиками алмана жестоко расправлялись. Старшину Чеоктона, отказавшегося уплатить дань, поймали, выкололи глаза у живого, ремни из спины вырезали и повесили на дерево.

В годы военных неудач, междоусобиц в Джунгарии ойратские правители, стремясь возместить понесенные потери, ужесточали поборы на Алтае. Непосильные поборы и издевательства со стороны джунгар побуждали двоенданцев оставлять свои места и скрываться в отдаленных труднодоступных районах.

Царское правительство и местные сибирские власти принимали меры, чтобы оградить коренное население Сибири от домогательства джунгар и их вассалов. Всем послам и посланцам, направляющимся из столицы и сибирских городов в Джунгарию, вменялось в обязанность добиваться от ойратских владельцев прекращения грабежей, возвращения имущества и пленных.

Сибирские воеводы, получив сведения о появлении джунгарских или телеутских сборщиков дани в жилищах северных алтайцев, нередко высылали военные отряды, которые силой выдворяли джунгар. Отбирали и возвращали населению имущество и скот.

Вопросы и задания:Когда впервые джунгары появились на Алтае? Назовите причины стремления Джунгарии закрепиться на Алтае. Какую политику они проводили по отношению к местному населению?

Что изменилось в политике телеутских князей во второй половине 17 в.? Почему они прписягнули России?

Какие меры принимала Россия для защиты северных алтайцев?

 

Дополнительный материал. В 1730 г. в Москву прибыло очередное посольство из Джунгарии. Во время переговоров ойратские послы заявили, что Галдан –Цэрен желает наконец « о ссорах и претензиях как с российской, так и с его стороны произошедших согласиться и для того просил о присылке к нему из России знатной персоны, с которым обещает во всех претензиях исследование и развод учинить». Предложение это было охотно принято, и вместе с ойратским посольством в ставку хунтайджи был отправлен майор Л.Д.Угримов.

В инструкции Сибирской губернской канцелярии, врученной Л.Д.Угримову в Тобольске, по вопросу о двоеданцах говорилось следующее: «Когда зенгорский владелец Галдан-Чирин или знатные ево калмыцкие начальники будут иметь притензию о волостях…. Представлять, что оные волости и теленгоуты и урянхайцы изревле поданные Российской империи ясашные, а не их Калмыцкого владения, и ясак и с тех волостей в казну нашего и.в. беретца по окладным книгам издавна с прошешаго 1622 году, а в Калмыцком владениии никогда не бывали»…

Уже во время одной из первых встреч Галдан-Цэрен выступил с большими претензиями в адрес царского правительства и местной сибирской администрации. Во время последующих заседаний чиновники Галдан –Цэрена неоднократно заявляли Л.Д.Угримову, что воеводы в сибирских городах чинят препятствия ойратам в сборе дани незаконно. В ответ на эти и им подобные претензии и домогательства русский посол в соответствии с инструкцией заявлял: «Оныя народы издревле пребывают в подданстве российском и ясак платят в Россию с построения тех городов болши 100 лет, в которых и впредь никому вспупатьца не надлежит… А о двоеданцах, которые платят ясак в обе стороны, им брать запрещения не бывало».

Длительные и сложные переговоры с бесконечными взаимными претензиями и упреками положительных результатов, по существу, не принесли. Более того, почти сразу же после их завершения в кочевьях южных, а затем и в жилищах северных алтайцев появились ойратские сборщики дани, угрожавшие русским войной. В связи, с чем в 1735 г. правительство направило в Сибирскую губернию указ, в котором говорилось, что «…для удержания зенгорского владелца от противных поступков впредь до совершенного с ним розводу в границах барабинских и кузнецких волостей, с которых берется в российскую сторону ясак, а на него зенгорского владельца алман, в том зборе алмана ему запрещения не чинить». Тогда же Галдан –Церен потребовал от сибирских воевод разрешить его людям собирать дань с волостей, плативших какое-то время дань хану Галдану. Речь шла об обложении данью населения, проживаюего в бассейнах рек Кондомы, Мрассы и др. Изучив материалы, представленные Кузнецкой воеводской канцелярией, Коллегия иностранных дел рекомендовала Сенату воздержаться от подобного разрешения.

В 1742 году в Петербург из Джунгари прибыло посольство во главе с зайсаном Ламой – Даши, представившее канцлеру А.М.Черкасскому большой список волостей, с которых местные сибирские власти запрещали брать дань. В этом реестре назывались енисейские кыргызы, жители Барабы, северные алтайцы и многие другие.

Этот вопрос занял центральное место в личном послании Галдан-Цэрена императрице Елизавете Петровне. Но и на этот раз требование осталось без удовлетворения. Более того, в 1745 г. северным алтайцам-двоеданцам было строго запрещено платить джунгарам дань железом и железными изделиями. Таким образом, вплоть до последних дней существования Джунгарского ханства вопросы о сборе ясака, о принадлежности тех или иных земель и проживавших на них народов Западной и Южной Сибири были одними из самых сложных и острых, нередко являвшихся основой возникновения локальных конфликтов и напряженности в межгосударственных отношениях. (История Республики Алтай. Древность и средневековье. Т.1. Горно-Алтайск, 2002, С.262-264).

Назовите причины разногласий между Джунгарией и Россией. Почему в течение длительного времени не был решен вопрос о территориях и сборе ясака с них? Почему эти противоречия не привели к войне между Россией и Джунгарией?

 

Легенда челканцев об «ойратском времени»Ойрот-хан собирал алман по реке Иртыш, затем вышел в верховья Катуни, спустился оттуда к устью реки и затем стал подниматься вверх по Бии. Узнав об этом, челканцы в знак покорности вывесили на шесте шкуру соболя, укрепив шест на берегу реки Лебедь при впадении ее в Бию. Ойрот-хан, заметив шкуру, взял ее и стал громко звать челканцев, которые находились в укрытии и наблюдали за продвижением Ойрот-хана. Когда челканцы появились, Ойрот-хан сказал, что он их трогать не будет, но они с этого времени должны платить ему алман пушниной и железом. (Челканцы в исследованиях и материалах ХХ века. М., 2000, С.29.)

Какие сведения можно извлечь из этого предания? Где проживали челканцы? Кому первому они стали платить дань?

Словарь: аршин -мера длины, равная 71,12 см

Белые калмыки– название алтайцев (телеутов) в русских документах

КТО ПРАВ? Л.П.Потапов. Алман джунгарскому хану был для рядовых алтайцев очень тяжелой повинностью, иногда разорявшей их. Сбор алмана производили специальные чиновники – даруга (по алтайским древним преданиям – тарга). Они чинили большие насилия над алтайцами: грабили имущество, разоряли жилища, убивали и уводили в неволю население. По преданиям алтайцев, тарга всегда ездили с отрядами вооруженных людей. «Сборщики дани, - рассказывают старики алтайцы, - носили в правом ухе, наподобие серьги, особый знак – маленький железный посеребренный таганчик», служивший эмблемой алмана, собираемого с алтайцев железными котлами и таганами… В документе 1675 года рассказывается, как сборщики алмана проплыли вверх по реке Бии на одиннадцати лодках в Кумандинские волости,

« назад-де они плыли и те лодки у них насыпаны полны ячменем, а им-де, ясашным людям, Кумандинские волости утеснение большое учинили, что было ячмени поотнимали без остатку». Документ 1718 года свидетельствует … джунгарского чинивника телеутского князька Манзу, который « во всех ясачных волостях с ясачных татар велел готовить на контайшу алман, всякому человеку по 30 полиц куяшных, да по 30 стрельных железцов, по два горшка железных, по наковальню, по 2 молота да по клещам, и в подгорной, Забийской волости людям угрожали: буде выше помянутого алмана всего не изготовят и за то их ясачных хотел перевешать и хлебы их пожечь и о том в Кузнецке от них ясачных иноземцев есть многие избиты»; далее приводится список избитых. В документе 1710 г. рисуется картина сбора алмана от имени джунгарского хана телеутским тайшей Байгороком… «Ясачных иноземцев чеоктонов улус 6 юрт разбил, и ясачного татарина Чеоктона поймал, у живого глаза велел выколоть, и ременья из спины вырезали, и повесили на дерево»…. По преданию, записанному П.В.Кучияком от своего деда Копшагая, джунгарские чиновники за неплатеж алмана заковывали алтайцев в деревянные колодки (талку). ( Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.- Л., 1953. С.119-121.)

О.В.Боронин. Цифры, которые характеризуют средний размер ясака с одного двоеданца, весьма относительны. Кроме того, что родоплеменная верхушка перекладывала основное бремя податей на рядовых двоеданцев, часть ясачных не имея возможности платить ясак по различным причинам: «стар, слеп, увечен, болен», продолжала числиться в окладных ведомостях. Здесь же продолжали учитываться и «беглые в немирные землицы». Ясак со всех этих людей обычно разверстывался на остальных ясакоплательщиков той или иной волости, поэтому реальный размер податей был на одного человека на самом деле выше…

Одним из наиболее ранних источников, в котором сопоставляются размеры российского ясака и джунгарского алмана с двоеданцев Горного Алтая, является дневник рудоискателя Петра Ивановича Шелегина, который в 1745 г. возглавлял экспедицию, направленную в Горный Алтай «в целях исследования земель и выяснения народов, там обитающих». Согласно данным П.И.Шелегина, описанных им двоеданцев можно разделить на три условные группы: 1. Юсские «татары», жившие по реке Сары-Кокше, комляжские «татары», обитавшие по реке Бие, кергешские «татары», которые проживали по северному побережью Телецкого озера и кумандинцы, жившие по реке Бие ниже устья реки Лебедь – эти двоеданцы платили ясак по 2-3 соболя с человека и алман по котлу и тагану с одного плательщика; 2.Тау-телеуты, которые обитали по рекам Майме и Ише – они платили по соболю в российскую казну и по 5 соболей в Джунгарскую; 3.Телесы, которые проживали по рекам Чулышман и Башкаус. Эти двоеданцы платили в общей сложности неокладный ясак 60 соболей, но скрывали от русских размер их алманного обложения. Двоеданцы терпели лишения не из-за величины размера ясака, а из-за частых откровенных злоупотреблений сборщиков податей, прежде всего ойратов. ( Боронин О.В. Двоеданничество в Сибири 17-60-е гг. 19 в. Барнаул, 2002. С.137.)

Найди в тексте выводы историков.Сравни их. Чем они отличаются? Какие аргументы приводят авторы в пользу своей точки зрения? Какое мнение, на твой взгляд, более аргуметировано? Какой вывод сделал бы ты? Почему?










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 606.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...