Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Трудности и дефекты межличностного общения




Серьезным препятствием на пути к общению могут стать те трудности, которые возникают при взаимодействии. Кроме ком­муникативных барьеров, о которых шла речь выше, между участ­никами общения могут возникать двусторонние или многосто­ронние осложнения отношений, психологическая сторона кото­рых связана с такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность, на­глость, напористость. Такого рода трудности, как правило, со­провождаются нервно-психическим напряжением. Они различа­ются по степени напряжения, по типу ситуаций возникновения и по степени влияния на успешность общения.

В.Н.Куницына, специалист по проблемам общения, выделяет две группы трудностей:

субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конк­ретном взаимодействии и не очевидные для собеседника;

«объективные», т.е. проявляющиеся в условиях непосредствен­ных контактов и снижающие удовлетворенность ими.

К первой группе трудностей относятся такие, как социальная неуверенность, застенчивость, трудности психологического контакта. Зачастую они проявляются при общении с вышестоящим че­ловеком или в ситуации выбора, взятия на себя ответственности. К объективным трудностям относятся трудности коммуникативного характера, связанные с уровнем коммуникативной грамотности.

Различают также трудности общения первичные и вторичные. Первичные трудности общения зависят от природных свойств че­ловека (биологических, психофизиологических, личностных), та­ких, как агрессивность, тревожность, ригидность, и других, свя­занных с темпераментом. Вторичные трудности могут быть психо­генными (следствие травм, стрессов, фрустраций (от лат.— обман, тщетное ожидание), хотя, как говорят, нет безнадежных ситуаций, просто есть люди, которые отчаялись из них выйти. К вторичным трудностям относятся также социогенные (следствие коммуникативных барьеров), возникающие при неудачном опыте эмоциональных и социальных контактов.

Дефектное общение.Это относительно неполноценное обще­ние, которое чаще проявляется в межличностных отношениях. Оно мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости. Хотя такое общение, как отмечают специ­алисты, и не затрагивает глубинных характеристик общения, и не вызывает пагубных последствий, оно все же считается деструк­тивным, так как создает помехи — дефекты общения.

Дефекты общения порождаются людьми, обладающими опре­деленными личностными свойствами, способствующими сворачиванию контактов и уходу от предмета взаимодействия, искаже­нию истинных мотивов собеседника и снижению успешности об­щения, а следовательно, и удовлетворенности им. Зачастую де­фектным общением становится взаимодействие людей в условиях перегрузок, нервно-психического напряжения, дефицита свобод­ного времени. Следствием такого общения становятся демонстри­руемая раздражительность и конфликтность, психическая, нервная и физическая усталость.

Специалистами в сфере общения замечено также, что могут ока­зывать раздражающее воздействие на собеседника такие негативные невербальные сигналы, как покачивание во время разговора с пяток на носки, многозначительное поднятие брови, постоянно саркасти­чески искривленный рот, облизывание губ, манера отвлекаться и др. Зачастую отрицательно сказывается на взаимодействии защитная позиция собеседника. Сильное развитие психологической защиты всегда негативно влияет на поведение и препятствует рассмотрению проблемы и достижению конечного результата общения. Иногда со­беседник демонстрирует маску, за которой скрывается собственная неуверенность, страх, скованность и закрепощенностъ.

Дефектные черты взаимодействия по своей природе иррацио­нальны (от лат. неразумный). К сожалению, они не всегда осознаются собеседником и возникают независимо от его желания каждый раз, когда возникает угроза его самооценке или достоинству.

Дефектное общение весьма близко к деструктивному.

К устойчивым дефектам общения относятся такие свойства лич­ности, как тревожность (беспокойство, страх) и ригидность (от лат.оцепенелый, твердый) — затрудненность, вплоть до полной неспособности к каким-либо изменениям, объективно требующим перестройки. Ригидные люди, как правило, автори­тарны и очень консервативны в своих взглядах, отношениях с людьми и привычках.

В литературе рассматриваются два вида тревожности: невроти­ческая — безотчетное переживание беспокойства, направленное в будущее, и психотическая — бессодержательное, но очень мощное переживание. Обычно при взаимодействии такие собеседники де­монстрируют беспокойство, неуверенность в себе, чувство непол­ноценности, что, несомненно, сказывается на результатах обще­ния. Перечисленные черты характера мешают открытому и довери­тельному общению, приводят к нарушению обязательств, к конф­ликтам. Как заметил А. Эйнштейн: «Люди любят рубить лес: в дан­ном виде деятельности результаты видны сразу». Повышенная эмо­циональность, раздражительность и конфронтация зачастую осложняют взаимодействие, не позволяют перестроить отношения в сторону сотрудничества и эффективной коммуникации.

Деструктивное общение.К нему обычно относят те формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопони­мания. К деструктивному общению относятся такие формы взаи­модействия, как умалчивание информации, нежелание общать­ся, молчание при ответах на вопросы. Большой вред общению наносит также проявление таких негативных черт характера чело­века, как лицемерие, злорадство, хитрость, мстительность, оговаривание другого, язвительность, цинизм, ханжество, соперни­чество, вплоть до криминогенного поведения.

К распространенным формам деструктивного поведения отно­сятся обман и ложь, а также неблагодарность того, кому неодно­кратно помогли в чем-то. Как-то А. В. Суворову рассказали о небла­годарности известного ему человека, которому он в свое время не­мало содействовал. Старый полководец в ответ засмеялся: «Я заме­чал, что люди в конце концов всегда делаются неблагодарными вра­гами того, с кем не могут равняться, более того — превзойти. Чем одаривает земля небо за благотворные лучи солнца и живительные капли дождя? — Пылью своей!» Неблагодарное поведение обидно для любого человека, ложь и обман искажают истинное положение дел, способствуют развитию манипулирования, разрушают общение.

Деструктивное поведение обычно отличается тем, что в него втянуты обе стороны, а иногда и другие люди. Все участники заражаются отрицательными эмоциями, негативной экспрессией и агрессией, обычно выбиваясь из привычного образа жизни и всту­пая в конфронтацию.

Агрессивно-конфликтное взаимодействие также относится к де­структивному поведению. Оно проявляется в самых различных дей­ствиях: от мстительности и враждебности до попреков и высказы­ваний обид, от крика и публичных ссор до тихого ворчания и неот­ступной критики. Зачастую это делается для того, чтобы сделать жизнь человека невыносимой, держать его в постоянном напряже­нии. О такой деструктивной ситуации общения как-то сказал из­вестный в прошлом комедийный актер Александрийского театра П.А.Каратыгин, который славился своей правдивостью, упакован­ной в шутку или каламбур. На похоронах писателя Н. А. Полевого его заклятый враг Ф.Булгарин, много «попортивший ему крови» при жизни, вертелся поблизости и все норовил пристроиться среди тех, кто должен был выносить тело. Каратыгин отстранил его со словами: «Отойди, ты достаточно поносил его при жизни!»

Еще одной формой агрессивно-конфликтного поведения яв­ляется обида. Она соединяет подчеркнутую жалость к себе с не всегда осознаваемыми мстительными побуждениями. Зачастую со­стояние обиды сопровождается садомазохизмом, который разду­вает обиду до гигантских размеров. Такой способ реагирования на мнимое ущемление интересов является неадекватным, свидетель­ствует об эгоцентризме и инфантильности «страдальца». Агрес­сивность и преувеличение страдания сопровождаются весьма силь­ными эмоциональными переживаниями в виде гнева, злорадства, досады, ярости или медленного кипения. Как правило, агрессив­ное поведение сопровождается такими отрицательными экспрессив­ными невербальными сигналами, как сверкание глазами, размахи­вание кулаком, стискивание зубов, хлопанье ребром ладони по сто­лу, топанье ногами, повышение голоса. Агрессивное поведение мо­жет быть и признаком комплекса неполноценности. Одни вслед­ствие такого комплекса становятся зажатыми и прячутся в своих раковинах, другие реагируют открыто и агрессивно. При деструк­тивном общении человек вынужден психологически защищаться.

Самая разрушительная агрессия называется преднамеренной, интенциональноп (от лат. внимание, стремление), ее цель — умышленное стремление нанести вред собеседнику с осоз­нанием отрицательных последствий. Такие люди, обычно дости­гая поставленной цели, получают от этого удовольствие.

Подавление (императивное общение, от лат. третьих— повели­тельный, не допускающий выбора) — авторитарное или дирек­тивное взаимодействие. По форме воздействия на собеседника оно также относится к группе деструктивных видов общения, так как его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение действовать в определенном направлении, которое выгодно тому, кто принуждает.

При таком взаимодействии индивидуальные особенности и личные цели собеседника не имеют значения, он рассматривает­ся не как человек, а как механизм, которым нужно управлять, средство достижения цели другого. Представитель императивного контакта при этом обычно не скрывает своих намерений, при­нуждая другого действовать по принципу: «Я сказал!» В качестве средств влияния используются приказы, угрозы и шантаж; де­монстрируются дистанция, статус, противопоставление себя дру­гим; создается напряженная атмосфера общения. Самым слабым местом такого стиля взаимодействия является нежелание и не­умение отмечать успехи, хвалить и поддерживать, поощрять парт­неров. При межличностном общении такой стиль нецелесообра­зен, так как он является причиной стресса, провоцирует конф­ликтные ситуации, негативную реакцию и сопротивление, разру­шает отношения людей.

Таким образом, агрессивное поведение практически всегда привносит во взаимодействие отрицательные черты деструктив­ное™ и разрушительности, что способствует разобщению людей, их напряженности, порождает неудовлетворенность и дискомфорт.

Подумай и выполни задание

Осуществите работу с установками. С этой целью заполните правую колонку. Напишите те позитивные утверждения, которые приходят вам в голову. Закрепляйте их в памяти.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...