Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Подструктуры и способ их влияния
(по кн.: Дж. Цезерани «От мозгового штурма к большим идеям», с. 70)
При воздействии на все каналы взаимопонимание улучшается, общение удовлетворяет партнеров. Для достижения взаимопонимания с другими людьми используют разные приемы, но наиболее распространены подстройка и калибровка. Подстройка — это использование в своем поведении ключевых поведенческих сигналов других людей. На вербальном уровне это означает отражение предпочтительной репрезентативной системы собеседника путем включения в речь соответствующих слов, типичных для него. Например, если партнер говорит: «Я чувствую, что вам необходимо погрузиться в эту проблему глубже» (кинестетический канал), то вы можете ответить: «Да, я понимаю, у вас есть чувство, что мы должны поработать с этим вопросом» — вместо того, чтобы говорить: «Давайте рассмотрим этот вопрос более пристально» (визуальный канал). В первом случае собеседник четко осознает сенсорный канал партнера и подстраивается к нему. Подстройка может быть как вербальная, так и невербальная. Невербальная подстройка называется отзеркаливанием. Умение отзеркаливать, отражать дает возможность установить с любым человеком подсознательное доверие — раппорт (от фр. — единение). Для того чтобы создать эту связь, нужно овладеть несколькими приемами: подстройка к позе (т. е. принять ту же позу, что и у собеседника); к дыханию (копирование дыхания собеседника). Подражание льстит любому человеку. «Отражение — высшая награда», — говорят американцы. Научившись ненавязчиво подстраиваться, можно расположить к себе собеседника. Калибровка — это «чтение» окружающих, расшифровка смысла движения глаз, мимики, ритма дыхания и других форм невербальных сигналов. Специалисты по нейролингвистическому программированию (НЛП) утверждают, что калибровка является ключом к эффективному общению. Используя все демонстрируемые собеседником сигналы, можно попытаться оценить чувства другого человека и эффективность общения. Каждое взаимодействие не похоже на другие. Для того чтобы заметить сигналы, позволяющие его откалибровать, собеседникам необходимо при общении использовать все навыки наблюдения. Подумай и выполни задание Для повышения уверенности в себе осуществите следующее: в присутствии группы вспомните о себе что-то позитивное. В процессе упражнения все участники по очереди должны побывать на «горячем сиденье». Пока один из них занимает эту позицию, остальные участники делают позитивные комментарии в отношении его личностных особенностей или предпринимаемых им действий, при этом комментарии не должны быть двусмысленными или неопределенными. Они могут, например, быть такими: - Я ценю то, как ты умеешь слушать людей; - Я получаю удовольствие от работы в паре с тобой; - Мне нравится, как ты одеваешься; - Мне кажется, что ты очень уверенный в себе человек, и мне это нравится. Каждый из участников находится на «горячем сиденье» до тех пор, пока все остальные члены группы не сделают хотя бы по одному позитивному комментарию. Обсудите результаты. Имидж и самопрезентация Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, т.е. образ, который можно назвать индивидуальным имиджем (от англ. — образ), что в буквальном смысле означает облик, образ, тип. Поскольку имидж особенно важен в условиях конкуренции, то гораздо большее значение он имеет для деловых контактов, чем для личностных. Одним из слагаемых успеха в общении, особенно в деловом, является верно найденный свой вербальный и визуальный имидж. Исходить при его формировании следует из тех требований, которые предъявляются человеку в организации, в обществе, и ориентироваться на свою индивидуальность. Если речь идет о социальном и профессиональном имидже, то в любом обществе всегда существует совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии — учитель, бизнесмен, топ-менеджер, политик и т.п. Имидж включает в себя три группы основных характеристик человека: внешний облик (привлекательность, уверенность в себе, адекватность внешнего облика ситуации, поведенческая направленность личности и др.); внутреннее содержание личности (интеллект, ценностной потенциал, цели, внутренняя культура и др.); психологический тип (склонность к общению и лидерству, направленность на власть, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных «Я» — личности). В литературе описываются следующие шаги формирования имиджа: -определение стартовых условий (цель, время, самомаркетинг); - овладение техниками установления контакта для формирования благоприятного первого впечатления; - сотворение внешности (одежда, макияж, невербальные сигналы); - отработка коммуникативной техники (речи, презентацион-ных умений и навыков); - овладение эффективной поведенческой техникой (поведение при взаимодействии, поведение в конфликте); - совершенствование профессиональной и коммуникативной компетентности (способность к развитию); - изучение законов ортобиоза (здоровый образ жизни, рациональное питание, спорт и психогигиена); - психическое здоровье (умение противостоять стрессу, овладение техниками релаксации — уменьшения напряжения). Самопрезентация.По сути, имидж и есть самопрезентация, внешняя сторона образа, в котором проявляются наиболее существенные его характеристики. Среди свойств личности и комплексов умений, способствующих успешности самопрезентации в различных ситуациях и обстоятельствах, следует назвать социальный интеллект (ориентация на человека, его эмоции и чувства), эго-компетентность, природное обаяние, харизму (от гр. — божественный дар, милость), способность к мобилизации и адаптивность, манипулятивные и артистические умения. Тормозящими факторами являются неспособность к самораскрытию, неуверенность в себе, застенчивость, комплексы и недостаток коммуникативных умений и навыков. Первое впечатление.Поскольку на формирование мнения о другом человеке сильно влияет первое впечатление о нем, постольку для правильного восприятия себя другими очень важно создать позитивное первое впечатление. На первое впечатление, которое складывается о человеке, влияет фактор новизны. Считается, что мнение о новом человеке (идентификация) складывается в течение от 4 сек до 1 мин, так как мозг торопится отнести нового человека к тому или иному уже известному типу. По сути, происходит стереотипизация (от гр. — твердый + — отпечаток — повторяющийся без изменений, шаблонный). По особенностям нашей памяти информация старается удержаться в той же ячейке, куда она попала первоначально, поэтому, увидев впервые новый объект, мы сознательно или бессознательно причисляем его к категориям «нравится», «безразличен» или «не нравится». На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, порой даже любви к нему. Более объективно такие характеристики отношений выявляются в первые две недели, когда люди присматриваются друг к другу. В последующих контактах люди в большинстве случаев играют необходимые роли, надевают маски в соответствии с ситуацией, т.е. демонстрируют имидж. Кроме того, характеристики, даваемые нами человеку, в свою очередь, начинают сами влиять на оценку друг друга, на взаимоотношения, которые складываются между людьми, на их взаимопонимание. Один мудрец сказал, что жизнь есть не что иное, как работа над своим лицом. Лицо — главная составляющая имиджа. Чувства, которые мы показываем лицом, создают чуть ли не большее впечатление, чем наряд, которым мы украшаем свое тело. Осознанное использование глаз, например, повышает силу внушения слов на 25 %. Для того чтобы быть обаятельным, нужно научиться управлять своими эмоциями и выражениями лица (взгляд, мимика), заниматься фэйсбилдингом («строительством лица»), т. е. специальными упражнениями, гимнастикой для лица, аэробикой глаз. На первое впечатление влияет фактор привлекательности. Человека, который нам нравится внешне, чаще всего, как правило, считают более хорошим, умным, интересным. Так, в ходе одного из экспериментов, описанных В.Н.Куницыной, психологи заранее приготовили фотографии трех групп людей, лица которых группой экспертов были оценены как красивые, обыкновенные и некрасивые. Затем участников эксперимента (мужчин и женщин в возрасте от 18 до 24 лет) спросили: «Что вы можете сказать о внутреннем мире каждого из изображенных на фотографии людей?» Мужчины и женщины, участвующие в эксперименте, описали «красивых» людей как более уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, богатых духовно, чем «некрасивых» и даже чем тех, что находились в категории обыкновенных. Кроме этого, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных. Важным свойством успешного человека является также умение вызывать к себе доверие. Любой человек, а тем более деловой, должен пользоваться доверием у других. Доверие участников общения можно потерять в силу недостаточной компетентности, невозможностью обеспечить взаимодействие нужными ресурсами, демонстрацией смущения, неподготовленности и неуверенности, а также публичной критикой коллег или людей из организации и отрицанием нужд и прав собеседника, не выполнением взятых на себя обязательств и обещаний. Достоинства и тактики, которые, как правило, вызывают доверие и формируют благоприятный имидж: - как можно больше имейте информации по теме общения, хорошо обдумывайте то, что вы хотите сказать участникам взаимодействия; - учитесь или выполняйте свою работу эффективно, с энтузиазмом, укладывайтесь в регламент, демонстрируйте контактность; - чаще улыбайтесь, будьте дружелюбны, открыты, аккуратны и опрятны в одежде, ходите и сидите прямо; - развивайте представительные и презентационные умения, выражайте положительный эмоциональный настрой; - не бойтесь просить помощи у партнеров или предлагать ее, прислушивайтесь к советам других; - не будьте слишком негативны по отношению к себе, стройте капитал на своих достоинствах, заставьте их работать на вас; - запомните, что ваш имидж — это главный аспект вашей личности, приспосабливайте свой имидж к различным группам людей (по возрасту и по статусу); - наблюдайте за другими людьми, записывайте, что впечатляет и восхищает вас в других людях; - начинайте сегодня же осуществлять свой план действий; - рассматривайте прежние неудачи как новую возможность. Имидж включает и внешний вид. Созданию правильного внешнего облика собеседника способствует его одежда, так как сначала доверие проявляется к имиджу, а уж затем к словам. Обычно люди, которые на работе выглядят уверенно, добротно одеты, демонстрируют доброжелательный взгляд и владеют собой, как правило, более приятны для общения. На имидж влияет и то, как человек пишет и говорит, как умеет владеть собой, каковы его невербальные сигналы, привлекательность и представительность. Профессиональный имидж требует также хорошего состояния тела: подходящие к деловой ситуации духи и лосьон после бритья, ухоженные, пахнущие свежестью волосы. Все это вызывает положительные ассоциации. Известна сценическая шутка об одном неаккуратном молодом человеке, который собирался на маскарад и спросил у знакомого, в какой же костюм ему одеться, чтобы его не узнали. Тот посоветовал: «Да ты помойся, отутюжься, причешись — и тебя никто не узнает!» В литературе не существует каких-либо твердых правил по поводу делового костюма, но в связи с тем, что он может отвлекать внимание собеседника от доносимой информации, для большинства видов профессиональной деятельности считается наиболее безопасной традиционная и консервативная одежда. Большую помощь в успешной деятельности может оказать чувство юмора участников взаимодействия. Однако целесообразно придерживаться середины между сверхсерьезным и легкомысленным подходом. Лучшими шутками считаются те, которые имеют отношение к предмету общения, или те, которые помогают в определенной ситуации снять напряжение и разрядить обстановку. Однако необходимо отметить, что смех безобиден, если он не относится к конкретному лицу, никого не задевает. Чувство юмора социально. Насмешка над конкретным человеком, национальностью, традициями или специальностью может вызвать резкую эмоциональную реакцию, вспышку негодования и даже спровоцировать драку. В то же время для имиджа иногда полезно смеяться над самим собой. Помимо использования приемов улучшения внешнего облика с помощью разнообразных средств (языка тела, одежды, аксессуаров, косметики и т.п.) используются для самопрезентации и разнообразные коммуникативные стратегии. Э.Джонс и Т. Питман в 1982 г. описали некоторые стратегические техники самопрезентации, которые люди используют в повседневной жизни. К ним относятся: инграциация — приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус; самоподдержка — стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания; «греться в лучах чужой славы» — выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми людьми; уравновешивание успехов и ошибок — создание помех и обоснование оправданий для плохих результатов и неудач (например, при поражении использовать эвфемизм: «неполная победа»). Для поддержки благоприятного имиджа необходимо не только быть компетентным, иметь располагающий внешний вид, обладать привлекательностью, уметь ладить с другими, но и вырабатывать собственный набор этических правил для создания безупречной репутации: - всегда сохранять конфиденциальность, держать взятое слово; - работать над созданием поддерживающей и способствующей работе среды, репутации; - как можно чаще использовать одобрение достижений и успехов, достигнутых в ходе взаимодействия; - иметь постоянное желание искать новые решения и способы действий и быть готовым применить другой подход; - обращать внимание на невербальные сигналы и любые другие признаки, указывающие на то, что у собеседника возникают трудности, и корректно «подстраиваться», проявляя гибкость. Для достижения успеха любому человеку важно осознать свой потенциал и ответить на вопрос — кто Я? С этой целью ему необходимо осуществить самомаркетинг (изучить свои достоинства и недостатки), проанализировать свой профессиональный профиль. Можно также поговорить с людьми, попытаться выяснить, каким его видят партнеры со стороны, как его воспринимают разные по статусу люди. В результате самоанализа и работы над своим имиджем у человека появляется оценка собственной личности, знание своих сильных сторон, а также тех, которые требуют развития. Подумай и выполни задание Обратите на себя пристальный и строгий взгляд и попробуйте определить, какие аспекты имиджа вас удовлетворяют и где, как вы сами знаете, вам требуется помощь.
ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |