Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Адаптация стратегии убеждающей речи к установкам слушателей
(Р.Вердербер, К. Вердербер «Общение. Интенсивный курс», с. 370)
Принцип хороших доводов и доказательств. Убедить аудиторию легче, когда выступающий на презентации владеет разумными доводами и доказательствами в поддержку своих целей. Довод — это заявление, объясняющее, почему предложение оправданно. В основе доводов, как уже было отмечено выше, лежат умозаключения. Умозаключения, или рассуждения, бывают: дедуктивные (от лат. — выведение) — логический вывод в процессе мышления от общего к частному; индуктивные — логический вывод в процессе мышления от частного, от экспериментальных данных к общему положению, принципу, закону; по аналогии — логический вывод на основании сходства между объектами в некотором отношении. Считается, что это наиболее слабая форма доказательств; путем указания на признак — заключение основано на присутствии доступных наблюдению фактов. Признаки — это индикаторы и иногда следствия. При недостаточности признаков, рассуждения, как правило, не убедительны; установление причинно-следственных отношений, вывод делается на основе влияния какого-то обстоятельства или набора обстоятельств; обобщение на основе примеров, т. е. доказывается, что нечто верное в том или ином случае будет верным всегда. Эти связи выстроены с помощью обобщения, сделанного на основе опросов и предсказаний. Однако иногда такие рассуждения могут быть недостоверны и неубедительны. Веские доводы отличаются тем, что они должны: - быть подкреплены фактическими доказательствами, конкретными фактами; - иметь отношение к предложению; - оказывать воздействие на предполагаемую аудиторию. Для того чтобы доказательства, которыми пользуется выступающий на презентации, не были субъективным мнением и звучали убедительно, ему необходимо при подготовке ответить как минимум на три вопроса: 1) из какого источника взяты сведения? (люди, книги, журналы — какова их надежность и достоверность, предвзятость или объективность); 2) современны ли сведения'! (сведения пятилетней давности могут оказаться неверными сегодня); 3) имеют ли эти сведения отношение к делу? (необходимо убедиться, что доказательство служит непосредственным обоснованием представляемых доводов). В практике выступлений на презентациях иногда демонстрируются распространенные ошибки при подборе доводов и аргументов, которые негативно влияют на результативность. К ним относятся: поспешное обобщение — примеров должно быть достаточно, чтобы слушатели могли быть уверены, что это не изолированные примеры и не отдельный слабый пример; ложная причина — выступающие иногда используют заблуждения, основанные на ложных причинах, не связанных с результатом; апеллирование к авторитетам — зачастую приводятся примеры, высказанные тем или иным человеком, не являющимся общепризнанным авторитетом в данном вопросе; переход на личности — такой аргумент, как уже было отмечено ранее, нацелен на человека, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса. По-латыни буквально означает «на человека». Подумай и выполни задание В течение следующих трех дней обращайте внимание на то, что говорят ваши друзья, родственники, коллеги и руководители, желая подкрепить свои утверждения. Затем ответьте на следующие вопросы: 1) замечали ли вы, что люди использовали какие-то из описанных выше четырех типов ошибочных рассуждений; 2) почему, на ваш взгляд, они использовали такие рассуждения? Принцип организации доводов в соответствии с установками аудитории. Отбирая доводы, необходимо прогнозировать реакцию слушателей. В литературе описаны распространенные схемы, по которым целесообразно строить убеждающее выступление, — это методы изложения рациональных доводов, решения проблемы, сравнительных достоинств и мотивации. Причем самые важные доводы следует приводить в конце выступления. Принцип мотивации. Он предполагает говорение со слушателями так, чтобы создать для них мотивацию. Мотивация чаще всего возникает в результате использования стимулов, важных для человека, и эмоционального языка, лежащего в основе экспрессивной модели общения. Для того чтобы стимул имел для слушателя какую-то ценность, он должен быть значимым. В свою очередь, значимость стимула подразумевает, что он пробуждает эмоциональную реакцию. Известно, что воздействие стимула наиболее сильно, когда он является частью какой-нибудь значимой цели. Например, стимул указывает на благоприятное соотношение издержек и вознаграждений в виде экономической выгоды, хорошего самочувствия, престижа, улучшения репутации и т.п., а издержки — это затраченное время, энергия, потерянные деньги или любые негативные последствия взаимодействия. Наряду со сказанным, стимулы должны также удовлетворять основные потребности людей. Например, физиологические — еда, питье; потребности в безопасности — долгосрочное выживание и стабильность; потребности принадлежности и любви — друзья, семья; потребности уважения, признания — материальное благополучие, статус, власть; когнитивные потребности — потребности знания и понимания; эстетические потребности — в порядке и красоте; потребности самоактуализации — реализация потенциала личности. Предварительно получив информацию о ведущих потребностях слушателей, выступающий на презентации может соответственно скорректировать свою роль. Кроме того, используя эту информацию, он может вызвать соответствующие эмоции у аудитории (страх или радость, гнев или удовлетворение) с помощью разнообразных вербальных и невербальных средств, рациональных доводов и аргументов, а также эмоциональных элементов, действующих взаимосвязано. Принцип завоевания доверия. Речь становится эффективной лишь тогда, когда все, что делает и говорит выступающий, вызывает доверие у аудитории. Обычно это происходит в тех случаях, когда специалист или эксперт компетентен в вопросе, подготовлен, подчеркивает заинтересованность аудитории, демонстрирует энтузиазм и ораторское мастерство, ведет себя этично. Этичность выступления предполагает прежде всего правдивость сообщаемой информации. Выступающий дает информацию в перспективе, при этом воздерживается от личных нападок на тех, кто не согласен с его мнением, при необходимости приводит источники любой сообщаемой им негативной информации. Принцип презентации. Он предполагает, что убеждение аудитории произойдет быстрее, если выступающий владеет презентационными умениями и навыками, ключевой коммуникативной компетентностью. Таким образом, для эффективной презентации необходимо использовать все перечисленные принципы, стратегии и тактики аргументирования; прагматически структурировать информацию; выделять ключевые слова, формирующие отношение к предмету презентации; продумать впечатляющие начало и конец выступления. Подумай и выполни задание Подготовьте речь продолжительностью 4-7 минут, целью которой будет повлиять на мнение слушателей или побудить их действовать. Обязательно составьте конспект выступления. В дополнение к конспекту напишите план адаптации убеждающего выступления к вашей будущей аудитории, в котором рассмотрите следующие вопросы: - Как ваша цель адаптирована к установке, преобладающей в вашей аудитории: позитивной, негативной или нейтральной? - Какие доводы вы будете приводить и какую схему организации своей речи выберете для того, чтобы она соответствовала вашей теме и вашей аудитории? - Как вы собираетесь утверждать в глазах аудитории представление о себе как о достойном доверия человеке? - Как вы собираетесь мотивировать слушателей, используя стимулы или обращаясь к их эмоциям? Для того чтобы правильно составить план выступления, воспользуйтесь информацией, представленной в этой главе учебного пособия. ПРАКТИЧЕСКИЙ САМОМАРКЕТИНГ |
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 623. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |